Понятие времени - внутреннее время


Важную роль в этом переходе' играет новое понятие времени внутреннее время, которое отлично от астрономического времени. Внутреннее время также можно измерить по наручным часам или с помощью какого-нибудь другого динамического устройства, но оно имеет совершенно иной смысл, поскольку возникает из-за случайного поведения траекторий, встречающихся в неустойчивых динамических системах" [92, с. 6-7]. Таким образом, можно избежать нагромождения все новых и новых темпоральных протяженностей (время биологическое, биохимическое, метазоологическое, биосоциальное и т. п.), выделив две основные формы: время внешнее и внутреннее.

Естественно, что внутреннее время существует в каждой системе (от химической реакции БелоусоваЖаботинского до человека, и от звездной системы до погодного цикла на Земле). В зависимости от степени сложности системы внутреннее время будет обладать теми или иными темпоральными качествами (психологическими, социальными, геологическими), но эти качества определяются прежде всего структурой и свойствами самой системы, а не особенностями новой ка-
 
тегории времени. При всем качественном разнообразии у выделен-. ных таким образом времен будет нечто общее они являются внутренними по отношению к какой-то внешней системе и должны обладать рядом самостоятельных свойств, что позволяет их изучать по какой-то единой схеме.
И. Пригожий разрабатывал свою концепцию времени для достаточно простых физических и химических систем, а по поводу столь сложного объекта, как человек, он предположил, что его "внутреннее время существенно отличается от внешнего времени, отсчитываемого по наручным часам, оно соответствует, скорее, возрасту человека" [92, с. 235]. Изучение же временных размерностей еще более сложных систем (психики, социума) не являлось задачей физика И. Пригожина. Но мы можем предположить, что, будучи внутренним, психологическое, личностное время подчиняется основным законам внутреннего времени, а его своеобразие является прежде всего проявлением свойств самой системы в данном случае своеобразия человеческой личности как активного субъекта.
По отношению к человеку существует концепция индивидуального времени, предложенная Т. А. Доброхотовой и Н. Н. Брагиной на основе изучения темпоральных особенностей левого и правого полушарий мозга. Возможно, понятие индивидуального времени, разрабатываемого в рамках их концепции, схоже с понятием внутреннего времени хотя бы тем, что "индивидуальное пространство и время существуют, пока жив человек и функционирует его мозг. Это пространство и время прерываются вместе со смертью мозга, вместе со смертью правши и левши" [50, с. 195] (по И. Пригожину, внутреннее время человека именно возраст).

Хотя, разумеется, между этими двумя концепциями существуют и разногласия, связанные, в частности, с возможностью или невозможностью обратного хода времени.
Новая научная парадигма, разработанная Международным обществом по изучению времени (общество организовано в 1963 г. в Нью-Йорке на конференции по междисциплинарным перспективам исследования времени [146]), также включает в себя ряд постулатов, говорящих о сложности времени и о единстве всех его проявлений. Вот они. 1. Понимание действительности в самой своей основе невозможно без понимания времени. 2. Время не является неделимым оно составное.

3. Время представляет собой иерархию все более и более сложных временных протяженностей. 4. Время это часть общей эволюции Вселенной, в каком-то смысле эта эволюция и состоит в эволюции времени. 5. Иерархичность времени, каким мы его знаем, отражает и воплощает различные фазы его эволюции [143].
Но при всем при этом личностное время не просто еще одна из темпоральных протяженностей, внутренних по отношению к
внешнему окружению; именно оно венчает собой временную иерархию, во всяком случае в нашей человеческой концепции мира. Теория личностной организации времени впервые в психологии обосновывает активную роль психики (на самом высшем ее уровне уровне личности) в организации времени жизни. В физике подобные концепции разрабатываются уже давно, и базируются они на самых современных данных этой науки. Во-первых, исследование процессов, происходящих в микромире, привело к тому, что экспериментатор со своим оборудованием, приборами, своим видением мира оказался вовлеченным в эти процессы. Как это сформулировал известный физик Ю. Вигнер, "невозможно последовательно сформулировать физические законы, не принимая в расчет сознание" [153, с. 172].



Во-вторых, это концепции, разрабатываемые в физике макромира: идея бутстрапа (Джеффри Чу), которая постулирует всеобщую глубинную взаимосвязь всех явлений во Вселенной, в том числе и взаимосвязь явлений физических и психических; исследования Дж. Хэгелина, предположившего, что включение сознания в физику может происходить через отождествление последнего с геометрией пространствавремени. В рамках последней гипотезы именно возникновение психики и сознания в конечном счете и предопределило эволюцию Вселенной и определило облик мира, окружающего нас сегодня (антропный принцип) (Ю.

П. Карпенко [62]).
Более того, физики уже ставят эксперименты, в которых изучают влияние сознания на внешнее пространствовремя. В качестве примера можно привести эксперименты Г. Стэппа по влиянию человека-оператора на протекание физических процессов, в частности, на процесс радиоактивного распада, предполагающее участие сознания в редукции волновой функции. Оператор должен был повлиять на процесс радиоактивного распада, который осуществился год назад и был автоматически записан на дискету без всякого вмешательства человека.

Воздействие удалось. Вывод автора гласил, что до ментального акта (наблюдения, осуществляемого человеком) редукции волновой функции не происходит, потому что отсутствует соучаствующее в этом сознание и даже для уже происшедшего процесса сохраняется вероятность другого варианта развития событий [152].
В психологии идея активной роли сознания впервые была высказана С. Л. Рубинштейном в рамках его субъектной парадигмы, в которой психическое рассматривается не только как отражение физического мира, но предусматривается творческая роль самой психики человека в мире. "Человек конечное существо включается в мир, в его бесконечное бытие как: 1) бытие, преобразующее реальность и 2) как преходящее в форму идеального существование" [100, с. 341].
;
Субъектный принцип в психологии получил также свое развитие в трудах В. А. Петровского, предложившего принцип надситуа-тивной активности совершенно нового вида неадаптивной активности. Именно эта форма активности позволяет субъекту выйти за рамки причинно-следственных отношений и, в конечном счете, преобразовать их; достигает этого он тем, что ставит перед собой избыточные по отношению к исходных условиям цели. "Речь идет о том, что человек как бы предрешает своей волей то, что фактически предрешить не может, и ради этого готов пойти на известные жертвы. Тем самым зависимость от обстоятельств оборачивается Зависимостью от воли действующего" [90, с. 284285].
Концепция личностной организации времени постулирует активность человеческой личности в восприятии, переживании, осознании и организации времени своей жизни, тем самым выделяя самый высший темпоральный пласт личностное время. В процессе такой личностной активности человек организует время своей жизни, влияя на него. С идеей личностного времени впервые в психологии появилась возможность рассматривать темпоральную активность личности, т. е. влияние понятия психики на такую фундаментальную мировую категорию, как время.

До сих пор мы рассматривали такое влияние лишь в ограниченных пределах как организацию личностью времени своей деятельности, своего жизненного пути. Однако время, как мы отмечали выше, едино; и любой обнаруженный феномен является прежде всего общим свойством времени, а личность, организующая время своей жизни, обладает способностью организовывать свое внутреннее время вообще. Такая организация подразумевает воздействие человека на переживание хода времени (ускорение или замедление внутреннего времени), на осознание прошлого, настоящего и будущего своего жизненного пути (сюда могут быть включены в том числе и элементы предвидения будущего), наконец, на осуществление поведенческой и деятельностной активности по преобразованию условий окружающего мира и т. п.
То, что время относительно и существуют условия, которые могут изменять скорость и, может быть, даже направление его течения, в физике известно давно (теория относительности). Правда, до сих пор никто не рассматривал личность как возможный источник таких изменений. Обычно в качестве явлений такого рода рассматривались события космические: околосветовые скорости (при которых собственное время быстро летящей частицы замедлялось относительно внешнего мира феномен наблюдался при регистрации времени жизни некоторых солнечных частиц с малым периодом полураспада), поля тяготения очень больших масс (гипотетические "черные дыры" массивные звезды, сжавшиеся до километровых или метровых размеров, на поверхности которых



Содержание раздела