Преобразующее мышление


Любой человек может прийти в ужас от размеров проблемы или ее сложности, а временами он осознает, что недостаточно квалифицирован в той или иной области. Рассмотрим следующую ситуацию. Вообразите себе группу в количестве пятнадцати человек. Каждому из ее членов предлагается в течение 1 мин вспомнить название двадцати животных.

Но отчего-то люди начинают озираться по сторонам и конфузиться, не заявляя о добровольном желании подвергнуть испытаниям свои силы.
Тем не менее стоит только данный коллектив разделить на маленькие группы, как все они (группы) начинают выдавать верные ответы, затрачивая на обдумывание меньше минуты. При этом участники эксперимента вполне понимают, что смогли бы решить эту задачу, действуя без поддержки группы. Это все говорит о том, что задания, которые человек не в состоянии выполнить в одиночку, легко выполняются сообща.

Нетрудно предположить, что в случае персонального невезения человек всегда может надеяться на содействие коллег.
В конце концов данный метод работает над выявлением таких понятий, как разветвленность и ассоциативность коллективного мышления.
Разветвленность мышления определяется тем, что у каждого члена коллектива есть право субъективного восприятия поставленной задачи, а ассоциативное мышление появляется в тот миг, когда каждому участнику группы дается право высказать принятое решение.
Необходимо отметить, что всю процедуру проведения мозговой атаки нужно скрупулезно продумать. Ведь разговор идет о решении на самом деле важного вопроса в способе организации. Но в том случае, когда вы решите использовать подобную методику для решения личных вопросов, необходимо приступить к анализу задачи со всей ответственностью.
Во всем процессе мозгового штурма специалисты-психологи выделяют две стадии:
1) задача первой стадии состоит в том, чтобы выработать как можно большее количество разнообразных идей, как тривиальных, так и невероятно неординарных. Необходимо непременно их фиксировать;
2) задача второй стадии  выделить из многообразия наработанных идей самые результативные и действенные методы выхода из проблемной ситуации. Причем происходит это не с позиции "нравится не нравится", а с учетом беспристрастных оценок действенности.
Бесспорно, прежде чем приступать к генерированию идей, нужно ясно и конкретно представить себе цель, которой необходимо добиться, после этого дать оценку и остановить свой выбор на наиболее приемлемом варианте. Для этого нужно не забыть о стратегии, которая поможет претворить принятое решение в жизнь.
А в общей сложности, чтобы подвести итог всему вышесказанному, хочется привести всем известную поговорку: "Одна голова хорошо, а две лучше". В ней как нельзя лучше проявляется значение методики мозгового штурма.
Следующей методикой, которой пользуются для развития творческих способностей, считается технология под названием "Работа от противного". В случае с методом мозговой атаки участники используют для решения проблемы ее общее понимание, что приносит ощущение комфорта, тогда как работа от противного приводит к разгрому стандартного стереотипного мышления.
Это необходимо, чтобы, обсуждая какую-либо тему, люди, образно говоря, смогли покинуть границы логического мышления.
У настоящей технологии имеются некоторые разновидности. Все они направлены на то, чтобы поставить головной мозг перед необходимостью соединить между собой понятия и взгляды, с первого взгляда абсолютно ничем не связанные между собой.
С помощью подобного подхода возрастает вероятность значительного расширения границ восприятия.
Суть его в том, что сначала необходимо приступить к созданию списка из объектов, которые абсолютно не имеют связи между собой. К примеру, это будут стул, кошка, дерево...
Ассоциации, которые предстанут перед вашими глазами в связи с данными объектами, зачастую могут помочь отыскать довольно неординарные решения возникшей проблемы. Не подавляйте, а, напротив, дайте волю тем мыслям или чувствам, которые появляются у вас при восприятии какого-либо предмета.
Чтобы облегчить составление списка, можно обратиться к любому словарю. Листая его страницы, вы без труда составите перечень, куда войдут первые встретившиеся слова.


А можно взять за основу игрушки собственных детей, или садовые инструменты обожаемой тещи, или соединить все в общий перечень.
Одним словом, в списке могут оказаться произвольные предметы. Важно только одно: они должны быть источником для какой-либо определенной ассоциации. Так, в частности, глядя на игрушечную кошку, вы подумаете о том, что, ища выход из какой-либо ситуации, ваша "политика" должна быть более гибкой.

Это поможет зародиться в вашей голове новой нестандартной идее.
Не упустите из виду тот факт, что каждому предмету в отдельности вполне по силам оказать вам помощь при решении проблемы. Главное, не критиковать себя. Разрешите своим ассоциациям поддержать вас, и по окончании занятия вы удостоверитесь в том, какой эффект иногда приносит данная методика.
Вполне возможно, что ваше ассоциативное мышление использует чувства, которые вы должны описать, а возможно, напротив, дает возможность вам разглядеть, прочитать ассоциацию, так как функционирует визуально, доступно для ваших глаз. Всякий раз, до тех пор пока вы не испытаете, нельзя утверждать, что вам этот способ не подходит. Подобным же образом, единожды используя, нельзя утверждать и то, что данная методика не помогла.
Напомним о том, что вышеупомянутый совет можно отнести в равной мере ко всем предложенным вам технологиям.
Следующую методику называют "ЦНП". Нет нужды бояться таинственной аббревиатуры. Расшифровать ее можно следующим образом:"Цель, а не проблема".

Это, наверное, одна из самых малоиспользуемых большинством людей технологий по применению ресурсов головного мозга для решения определенных проблем. Сущность ЦНП состоит в следующем: дается возможность бросить взгляд на проблему с обратной стороны.
Вы подвергаете анализу не проблему, которая требует экстренного участия с вашей стороны, а цель, каковой нужно как можно быстрее добиться.
Всем известно, что многие люди данный метод считают весьма неординарным. Он не только показывает абсолютно новый и неизведанный круг интересов, но и дает возможность преодолеть границы проблемы.
С большим эффектом эту методику применяют именно люди творческих профессий, потому что она способствует возникновению творческой, созидательной энергии и рождению просто феноменальных идей.
Вы должны переключить акцент с "каким образом мне этого добиться" на "я собираюсь добиться только этого".
Стимулировать этот подход можно положительным ответом на вопрос: "Зачем мне нужно добиться только этого?" Чем больше положительного вы вспомните при ответе на данный вопрос, тем быстрее поймете, что найти ответ (лучше сказать добиться цели) не составит никакого труда.
Если вы не сможете по-другому оценить проблему, постарайтесь выполнить это письменным или графическим способом. Нередко в подобной ситуации приходится надеяться на помощь наглядных пособий.
"Преобразующее мышление"  так называется еще одна технология.
От всех остальных ее отличает то, что она способна работать с одной-единственной идеей до тех пор, пока не появится способ решить ее по-другому. Преобразующее мышление можно считать интеллектуальной гимнастикой, которая приносит эффект как самостоятельно, так и в сочетании с более тяжелым мозговым штурмом.
Она заставляет человека использовать разнообразные способы мышления и дает возможность предугадывать последствия заблаговременно, так как почти полностью контролирует мыслительную деятельность человека и опирается на технологию формирования новых мыслей.
С этой точки зрения данную методологию можно расчленить на несколько слагаемых, которые, возможно, смогут вам помочь при анализе проблемного вопроса и при поиске его решения. Проще говоря, у вас появится возможность найти выход из сложившейся ситуации не только не в ущерб себе, но и не обидев при этом ваших родственников, домашних животных, начальника, ваш автомобиль.
Теперь рассмотрим составляющие, из которых складывается преобразующее мышление.
Возможность замены. Есть ли возможность замены определенного подхода, вида, компонента или процесса?
Сочетаемость. Совмещение каких процессов, идей, решений, видов, компонентов возможно?
Приспособление. С чем можно сопоставить данный проблемный вопрос? Какую проблему из прошлого он напоминает и какой проблеме из того же прошлого не уступает по несбыточности, а какой по простоте?
Возможность увеличения или уменьшения, а также модификации. Чем это можно дополнить? Что можно убрать?

Где необходимо сделать акцент? Может быть, что-то необходимо уменьшить (увеличить), укоротить (удлинить)?
Свежая точка зрения. Есть ли возможность полученный вариант решения проблемного вопроса использовать в другом ракурсе? Можно ли данную проблемную ситуацию применить для разрешения другой?

Может быть, ее решение применимо для решения иного проблемного вопроса?
Ликвидация. Может, существует такая возможность что-то убрать окончательно?
Возможность преобразования или переработки.



Содержание раздела