Истоки интуиции


  ОСОБЕННОСТИ ИНТУИЦИИ В ЦИВИЛИЗОВАННОМ И НЕЦИВИЛИЗОВАННОМ МИРЕ 2.1. ИСТОКИ ИНТУИЦИИ Научные открытия представляют собой итог конкретных научных исследований. Содержание и характер каждого научного открытия не имеют между собой ничего общего. В понимании каждого человека сам термин "открытие" ассоциируется с получением учеными какого-то нового научного результата.

Под научным достижением следует понимать возникновение абсолютно новых, еще никому не известных соображений и идей. Причем новые взгляды нельзя рассматривать как элементарное логическое следствие, источниками для которого являются известные научные утверждения. Многих людей интересует, какими путями ученые мужи приходят к стопроцентно новейшим точкам зрения, если их невозможно вывести из уже известных научных фактов.

А в некоторых случаях отмечается и то, что новые данные полностью отрицают уже известные.
 
Когда ученых просят поведать о том, каким образом, в какой обстановке они пришли к тому или иному выводу, в их речи обязательно проскользнут следующие слова: "гипотеза", "озарение", "прозрение", "волнение". Но на самом-то деле можно с уверенностью сказать, что именно интуиции принадлежит значительная роль в процессе образования новейших, еще никому не известных научных взглядов. Видимо, Альберту Эйнштейну отнюдь не понаслышке знакомо это состояние души человеческой: "Подлинной ценностью является, в сущности, только интуиция. Что только не называют интуицией!

Это и высший, даже сверхъестественный, дар, единственно способный пролить свет истины на сокровенные тайны бытия, не доступные ни чувствам, блуждающим по поверхности вещей, ни рассудку, скованному дисциплинарным уставом логики. Это и удивительная сила, легко и просто переносящая нас через пропасть, развернувшуюся между условием задачи и ее решением. Это и счастливая способность мгновенно найти идею, которая лишь задним числом, в поту и муках будет обоснована рассуждением и опытом.

Но вместе с тем это и ненадежный, несистематизированный путь, могущий завести в тупик; бесплодная надежда лентяев, не желающих доводить свой мозг до изнеможения напряженными умственными усилиями; наивное дитя познания, чей бессвязный лепет лишен ясного смысла и только после бесчисленных поправок может рассматриваться в качестве информационного сообщения".
Предыстория возникновения термина "интуиция" поможет лучше разобраться в том, что именно представляет собой интуиция и какое место она занимает в мире научного познания.
Итак, в XVII в. вместе с развитием математических и естественных наук появились и гносеологические проблемы:
1) о достоверности сведений, полученных учеными-математиками и учеными, работающими в области естественных наук;
2) о положениях, на которых основываются математические понятия и аксиомы;
3) о стремлении объяснить с точки зрения логики математическое познание и др.
Вместе с тем назрела необходимость отказаться от единичных факторов и перейти к единым положениям науки.
Стремительное развитие математических и естественных наук привело к необходимости разработки новых технологий для более глубокого познания. Именно они помогли бы выявить источник надобности и всеобщности концепций, которые выдвинули ученые.
Методами научных исследований заинтересовались не только ученые-биологи, но и философы. Именно представители этой науки являются авторами рационалистических теорий интеллектуальной интуиции. Основополагающей идеей, на которой построена рационалистическая концепция, было разделение знаний на опосредованные и прямые.

Последний вид знаний называли интуитивным. Именно такие знания являлись важным звеном в ходе всего научного исследования. Основоположником рационализма как течения считают Р. Декарта.

Он утверждал о наличии в мире таких самостоятельных в своем развитии истин, которые, по его мнению, познаются прямыми интеллектуальными путями, без применения доказательств.
Иммануил Кант рассматривал интуицию как источник познания. По его мнению, "чистая интуиция пространства и времени является неисчерпаемым источником знания: из нее берет начало абсолютная уверенность". Основные положения для своей теории И. Кант позаимствовал у древних философов: Фомы Аквинского, Платона и Декарта.


Русский ученый М. В. Ломоносов не принимал рационалистическую концепцию. Он полагал, что процесс познания происходит по следующему принципу: "Из наблюдений устанавливать теорию, через теорию исправлять наблюдения это есть лучший способ к изысканию правды". Можно сказать, что Ломоносов приблизился к изучению вопроса о взаимосвязи непосредственного и опосредованного знания, которое появляется через чувственное и теоретическое познание.

Он принимал активное участие в разработке проблемы интуиции, которая неоднократно поднималась в трудах русских философов.
Вначале понятие "интуиция" означало восприятие, т. е. то, что человек лицезрит или воспринимает, при условии, что он глядит на какой-нибудь предмет или его досконально рассматривает. Тем не менее уже со времен Платона прослеживается появление новых теорий, в которых интуицию и дискурсивное мышление разводят на "разные полюсы". Исходя из этой теории интуицию рассматривали как божественный способ познания чего-либо при помощи только взгляда, причем в течение доли секунды.

Дискурсивное же мышление считали человеческим методом познаний, т. е. люди в процессе какого-то рассуждения в течение определенного количества времени постепенно приходили к доказательству вышеуказанного.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в течение всего процесса формирования суждений и взглядов о таком понятии, как интуиция, происходит противоположение восприятия (чувственного образа) понятию (аргументированному положению, полученному в ходе логических рассуждений). Следовательно, возможно, местоположение интуиции надлежит разыскивать там, где пересекаются два познавательных процесса:
1) момент, когда осуществляется переход от чувственного восприятия к выводу определенных понятий;
2) время, когда совершается переход от представлений к чувственному восприятию.
Два вышеописанных процесса выступают в роли особых способов, с помощью которых складываются чувственные образы и представления. Они коренным образом отличаются от остальных тем, что объединены с процессом перехода из области чувственно-наглядных процессов в область абстрактно-понятийных, и наоборот. В ходе их разработки возможно появление воззрений, которые не выводились путем логических рассуждений из уже известных и доказанных, а также образов, которые появились сами по себе, а не стали результатом работы закономерностей чувственных ассоциаций.
Когда происходит процесс перехода от чувственного восприятия к формированию понятий, и наоборот, то проявляются особенности, которые принято считать неотъемлемой частью интуитивных процессов:
1) естественный процесс получения познаний;
2) не в полной мере осмысливаемый характер способов их возникновения.
Теперь не будет лишним ознакомиться с принципом функционирования мыслительных органов, который описал в своих работах ученый В. И. Купцов. В своей работе он на простом и доступном уровне рассказывает о роли интуиции в мыслительных процессах.
Можно предположить, что мыслительная деятельность людей располагает так называемым двухплоскостным характером, определенным существованием пары языков, с помощью которых происходит кодирование сведений, циркулирующих в мыслительных органах. Эти два языка среди ученых получили название:
1) языка предметных гештальтов;
2) символически-операторного языка.
Когда начинает функционировать чувственно-ассоциативное, образное мышление человека, то его мысли начинают двигаться среди наглядных плоскостных образов. В том случае, когда происходит, к примеру, процесс дискурсивного или логического рассуждения, действие которого совершается в плоскости с абстрактными понятиями, интуиция совершает своеобразный скачок с области одной плоскости на другую. От того, в каком направлении сделан скачок, зависит ориентированность перехода:
1) через чувственные образы к представлениям (концептуальная интуиция);
2) преобразование представлений в чувственные образы (эйдетическая интуиция).
Переходя с плоскости, которую контролирует абстрактно-понятийное мышление, на плоскость, находящуюся под контролем чувственно-наглядного, мысли человека совершают своеобразное ухищрение, которое помогает им выйти в третье измерение. Эти ухищрения помогают справиться с препятствиями, которые мешают мыслям прийти к новым знаниям во время перемещения по одной из плоскостей. Они же в итоге приводят к таким результатам, которые невозможно получить при помощи других средств, при условии, что действие происходит в одной плоскости.
Интуитивное мышление функционирует на базе простейших форм проявления концептуальной и эйдетической интуиции.
Интуитивное мышление заставляет взаимодействовать образы и представления, которые относятся, как кажется многим, к вовсе не похожим друг на друга предметным сферам.
Безусловно, реконструкционный процесс в органах мышления, который помогает ученым совершать сенсационные открытия, сталкивается на своем пути с огромными трудностями.



Содержание раздела