Формулировка понятийных компонентов


Однако, беря за основу результаты гносеологического анализа, которому подвергались историко-научные сведения, и учитывая данные множества психологических исследований, вполне возможно получить сведения об отдельных механизмах подсознательного мышления, которые помогают формированию на подсознательном уровне человека новых суждений и взглядов. Творческую концептуальную интуицию В. И. Купцов считает одним из механизмов подсознательного мышления. Его суть состоит в том, что начинают взаимодействовать между собой исходный чувственный образ, вспомогательный чувственный образ и собственно понятие матрицы. Под исходным чувственным образом ученый понимает определенный наглядный образ исследуемого предмета, немаловажные свойства которого остаются до поры до времени неведомыми. А в некоторых случаях они же могут ошибочно представляться человеком.

В каждом чувственном образе можно выделить несколько явлений. Ученые, пытаясь выявить их суть, в одних случаях случайно, в других намеренно сравнивают их со вспомогательными образами, которые довольно точно могут отобразить заданный предмет. Причем этот объект может совершенно не походить на исходный и принадлежать к иной предметной сфере. Соотнесение тем не менее нельзя просто сводить к сравнению двух предметов по той причине, что между ними может произойти процесс взаимодействия, в результате которого содержимое вспомогательного образа словно накладывается на содержимое исходного образа и может даже раствориться в нем.

Таким способом, по мнению В. И. Купцова, становится возможным вставить в мыслительный процесс понятие матрицы. Понятие матрицы также не остается в стороне и начинает взаимодействовать с содержимым исходного образа. Оно даже трансформируется, чтобы подстроиться под другую чувственную субстанцию: с него, словно с матрицы, "снимается" новое представление, сходное с ним своим строением, но отличающееся наполнением.

Получившееся новое понятие вполне способно объяснить суть предмета, который был отображен в исходном образе.
Возникающую внезапно на уровне подсознания ученого интуитивную идею можно назвать результатом, полученным в ходе нескольких познавательных операций.
Причем сам исследователь не всегда понимает, каким образом это все происходит: иногда в дальнейшем человек просто не в состоянии воспроизвести ход своих мыслей.
Немного с других позиций рассматривает мыслительные процессы и показывает, какую роль играет при этом интуиция, Ганс Селье в своем труде "От мечты к открытию". Уделите немного своего внимания положениям и его теории. Г. Селье считает основой любого экспериментального исследования логику точно так же, как грамматика является основой любого языка. Но, как считает Селье, человеку просто необходимо выучиться использовать математические и статистические знания интуитивно, т. е. на подсознательном уровне.

Это необходимо, потому что у человека просто не хватает времени для того, чтобы постоянно сознательно находить ответы на поставленные вопросы, используя положения логики.
Логические и математические постулаты обладают способностью блокировки процесса, где доминирует полуинтуитивное мышление. Именно его считают базой, на которой учеными-медиками проводится большая часть научных изысканий.
Любой ученый-экспериментатор в своих каждодневных трудах опирается на полуинтуитивную логику, которая включает в себя твердую формальную логику и психологию. Ее называют формальной по той причине, что при ее помощи происходит процесс абстрагирования конфигураций мышления от их содержания. Это необходимо для того, чтобы было проще выявить абстрактные мерки непротиворечивости.
По той причине, что абстракции можно передать в виде определенных символов, логику можно называть и символической (опять же связь с математикой).
Но одновременно логика правдиво и открыто заявляет о том, что ее понятия и абстракции, если их сопоставлять с положениями теоретической физики и математики, по необходимости можно считать относительными, а в некоторых случаях и вариативными. Таким образом, можно сделать вывод о том, что требовательные законы мыслительных процессов здесь просто невыполнимы. Значит, размышляя о природе мыслительных процессов, нужно помнить и об интуиции.

Вот потому-то в системе мышления человека между психологией и логикой должны непрерывно идти процессы интеграции.

В своих работах Ганс Селье перечисляет важнейшие проблемы, которые встречаются в процессе работы с использованием основ полуформальной логики (Ганс Селье "От мечты к открытию"). Это:
1) формулировка понятийных компонентов;
2) классификация понятийных компонентов в соответствии с их:
а) характеристиками (признаками);
б) причиной;
3) формирование новых вопросов относительно:
а) эволюции характеристик во времени (тех типов понятийных элементов, которые им предшествуют, и тех типов, в которые они, по всей вероятности, перейдут);
б) опосредования причинно-следственных связей (антецедентов, которые предшествуют непосредственной причине, и консеквентов, которые, по всей вероятности, являются результатом ее действия);
4) вспышка интуиции, озарение.
Хотя подготовительная работа к проведению этой стадии происходила в течение предшествующих операций, все же данная стадия может появиться как результат вывода из них. В данном случае на помощь приходит формальная логика.
Призывая на помощь свои глубокие познания в разных областях науки, трудолюбие и логику, человеку вполне под силу сознательно пройти путь от первого пункта до пунктов 3а или 3б, т. е. именно тот отрезок пути, на котором происходит дальнейшее формирование ранее сформулированной точки зрения. Тем не менее только вспышка интуиции, подъем творческого воображения, который происходит на подсознательном уровне, могут справиться с разрывом. Он образуется в том случае, когда есть необходимость объединить разнообразные проблемы и не упустить настоящее открытие. Вот тут-то на помощь приходит интуиция.

Ей принадлежит роль замыкающего или связующего звена, которое вызывает в подсознании сильную вспышку. В результате на свет появляется очередное научное достижение, которому суждено стать основой для каких-либо фундаментальных изысканий.
Отталкиваясь от проанализированных выше механизмов мыслительных процессов, можно говорить о том, что интуиция сама по себе является самостоятельным в своем развитии качественным скачком. Скачок происходит потому, что отдельный предыдущий количественный объем логического мышления совершает переход на качественно новую стадию подсознательного озарения. Просто так, ниоткуда новые мысли не возникают.

Чтобы на свет появились новейшие технологии, считает Ганс Селье, уму человека предстоит долго и кропотливо поработать. В данном случае необходимо добавить, что фундаментального открытия может и не произойти, если не будет запущен процесс взаимодействия между чувственным и логическим видами мышления, работу которых контролирует именно интуиция. Но этот способ получения новых идей и теорий нельзя назвать основополагающим и единственным. Г. Селье считал интуицию своеобразной формой познания, которая оказывает влияние на то, какие конкретно научные методы для изысканий будут выбраны ученым.

Как только интуиция начинает взаимодействовать с методиками и положениями какой-либо науки, а также проверять полученные сведения в экспериментальном порядке, можно надеяться на появление в научном мире нового фундаментального открытия.
Выявление закономерных случаев, которые помогают ходу интуитивных процессов,  процесс довольно трудоемкий.
Сам по себе он требует концентрации и напряжения экспертов в самых разнообразных научных областях. Это действительно необходимо, потому что развитие научно-технического прогресса в любую эпоху напрямую зависит от качественного роста именно фундаментальных, абсолютно новых понятий и положений. Ведь их заранее никто не планировал и не выводил с помощью формального пути.

Как сказал Ганс Селье, "Если есть интуиция, то есть и закономерности, на которые она опирается".
В своей работе "Рождение новой идеи: о нешаблонном мышлении" Эдвард де Боно подвергает анализу то, каким образом соотносятся шаблонное и нешаблонное мышление. Это можно рассматривать, как попытку найти решение классического вопроса: какое положение занимают логика и интуиция в познавательных процессах.
В этой же монографии Эдвард де Боно описывает то, каким должно быть нешаблонное (нестандартное) мышление. Вот его позиции:
1) осмысление главенствующих точек зрения;
2) разыскивание всевозможных доступов к различным явлениям;
3) освобождение от строгого контроля стереотипного мышления;
4) пользование удобным случаем.
По мнению Эдварда де Боно, чтобы перейти от явно выраженного приема подхода к явлениям к менее открытому для окружающих, нужно просто переместить акцент заинтересованности:
1) вдохните запах того, что слышите;
2) услышьте то, что видите;
3) увидьте, не глядя;
4) услышьте в молчании;
5) ощутите, не касаясь;
6) комбинируя ощущения, откройте для себя неведомое то, что раньше никогда не чувствовали.
Расшифровывая третье положение нестандартного мышления, Боно приводит один из приемов, который помогает избежать строгого контроля со стороны нестандартного мышления.



Содержание  Назад  Вперед