Сцепление критериев и ценностей за счет их переопределения


Разумеется, не менее част люди действуют на основе различных ценностей. Один человек или группа может стремиться к стабильности и безопасности, тогда как другой — к росту и самосовершенствованию. Для успешного разрешения конфликтов и разногласий необходимо признать тот факт, что люди обладают различными ценностями и критериями.

При межкультурных контактах, объединении организаций и в переходные периоды жизни отдельного человека часто встают вопросы, связанные с различиями в ценностях и критериях.
Существует несколько способов использования идей и паттернов Фокусов языка для успешного решения этих проблем:
1. Сцепление (chaining) критериев и ценностей за счет их переопределения.
2. Разделение с целью определения критериальных соответствий.
3. Объединение с целью выявления и использования иерархии ценностей и критериев.
Сцепление критериев и ценностей за счет их переопределения
Нередко приходится сталкиваться с ситуациями, в которых становятся очевидны различия между глубинными ценностями или критериями отдельных людей или групп. Крупная компания, например, может считать своей глубинной ценностью расширение производства. Однако некоторые служащие этой компании могут руководствоваться критерием безопасность.

Если не уделить подобным различиям должного внимания, они способны привести к серьезным конфликтам и разногласиям.
Одним из способов работы с ценностными конфликтами является применение паттерна переопределения, позволяющего включить конфликтующие критерии в одну цепочку. Например, расширение производствам можно легко преобразовать в совместную работу с разными людьми. Потребность в безопасности с помощью рефрейминга превращается в потребность ощущать безопасность, будучи частью группы.

Между работой с разными людьми и ощущением себя частью группы достаточно много общего. Таким образом, простейший рефрейминг позволяет закрыть брешь между двумя, казалось бы, несовместимыми критериями.
В качестве другого примера возьмем компанию, в которой высоко ценится критерий качество, однако один из служащих или целая команда внутри компании являются приверженцами творческого подхода. Сначала эти ценности могут показаться взаимоисключающими. Однако качество можно преобразовать в постоянное совершенствование, а творческий подход — в поиск удачных альтернативных решений.

И вновь простая замена фреймов позволяет увязать друг с другом два независимых критерия.
Задание
Попробуйте проделать это сами, используя оставленные ниже пробелы. Впишите очевидно противоположные критерии в пробелы, обозначенные как Критерий №1 и Критерий №2. Затем проведите рефрейминг каждого критерия, чтобы получить слово или словосочетание, пересекающееся по смыслу с исходным критерием, но позволяющее взглянуть на него 8 новом ракурсе.

ПопробуйтM найти фреймы, которые сцепят два исходных критерия и сделают их более совместимыми.
Задание:
Образец:

Профессионализм > Личностная целостность
Критерий №1 > Новый фрейм №1
Самовыражение < Свобода
Новый фрейм №2 > Критерий №2

Попробуйте найти фреймы, которые сцепят следующие критерии:

Работа с клиентами > __________________
Критерий №1 > Новый фрейм №1
_______________________< Рост прибыли
Новый фрейм №2 < Критерий №2

Приведите собственные примеры Критериев №1 и №2 и найдите несложные фреймы, которые помогут соединить их в одну цепочку.

____________ _______________
Критерий №1 > Новый фрейм №1
_______________ ________________
Новый фрейм №2 < Критерий №2
____________ _______________
Критерий №1 > Новый фрейм №1
____________ _______________
Новый фрейм №2 < Критерий №2

Сцепление критериев является разновидностью бокового смещения, позволяющего увязывать, казалось бы, взаимоисключающие критерии. Другим способом успешного решения конфликтов между вербально выраженными ценностями является разделение ценностных утверждений на более конкретные выражения, или критериальные соответствия.
Разделение с целью определения критериальных соответствий


Критериальные соответствия — термин, принятый в НЛП для обозначения специфических и очевидных признаков, с помощью которых люди определяют для себя, соответствует ли ситуация некоторому критерию. Критерии связаны с целями и ценностями. Критериальные соответствия связаны с теми переживаниями и правилами, которые люди используют при оценке собственного успеха относительно некоторого критерия.

Критерии и ценности, как правило, достаточно абстрактны и неоднозначны. Они способны принимать различные формы. Критериальные соответствия представляют собой специфические сенсорные или поведенческие признаки или наблюдения, которые свидетельствуют о степени соответствия критерию.

Они являются следствием процесса обоснования, который соединяет почему (критерии и ценности) и как (наблюдения и стратегии, используемые при попытке достичь соответствия необходимым критериям).
Тот тип сенсорного обоснования, или критериального соответствия, который человек использует при оценке идеи, продукта или ситуации, в значительной мере определяет, будет ли объект воспринят как интересный, желаемый или удачный, или нет. При оценке успешности реализации того или иного критерия люди часто отличаются друг от друга по используемым сенсорным каналам, уровню детализации и подходам. К примеру, для эффективного убеждения приводимые аргументc должны удовлетворять базовым критериям человека.
Это возможно лишь при соотнесении этих аргументов с критериальными соответствиями. Установка критериев и критериальных соответствий является немаловажным этапом в формировании команды, в создании и поддержании корпоративной культуры и стратегическом планировании.
Для того чтобы определить критериальные соответствия, необходимо задать вопрос: Как вы определяете, что то или иное поведение соответствует тому или иному критерию или ценности? На личностном уровне мы воспринимаем глубинную структуру наших ценностей не лингвистически, а в виде образов, звуков, слов и ощущений. Чтобы определить ваши собственные критериальные соответствия, попробуйте сделать следующее:
1. Вспомните какой-либо критерий (или ценность), соответствие которому для вас достаточно значимо (качество, творчество, уникальность, здоровье и т. д. ).
2. Как именно вы определяете, насколько вы соответствуете этому критерию? Вы можете это увидеть? Услышать?

Ощутить? Это состояние целиком основано на вашей внутренней оценке, или вам требуется подтверждение со стороны (т. е. мнение другого человека или соответствие объективному показателю)?
Сенсорное восприятие, формирующее наши критериальные соответствия, оказывает большое влияние на то, как мы думаем и что чувствуем относительно чего-либо. Задумайтесь над тем, как восприятие влияет на ваш уровень мотивации. Вспомните какую-нибудь телевизионную рекламу, которая вызвала у вас желание приобрести рекламируемый товар.

Что именно вдохновило вас на покупку — цвет, яркость, музыка, слова, тон голоса, движение и т. д. ? Эти частные свойства, получившие в НЛП название субмодальностей, нередко играют важную роль в формировании наших мотивационных стратегий.
Задание
Попробуйте проделать следующее упражнение:
1. Представьте, что вы уже достигли той цели или того результата, которые соответствуют выбранному вами выше критерию, и получаете от этого настоящее удовольствие. Сосредоточьтесь на том, что вы видите, слышите, делаете и чувствуете, наслаждаясь преимуществами нового положения.
2. Настройте сенсорные характеристики вашего переживания так, чтобы оно стало еще более привлекательным и мотивирующим. Увеличится ли привлекательность переживания, если вы добавите цвет? Яркость? Звук? Слова?

Движение? Что будет, если приблизить образ или увеличить расстояние до него? Что произойдет, если вы увеличите или уменьшите звук? Что вы чувствуете, замедляя или ускоряя движение?

Определите, какие именно качества делают ваше переживание наиболее привлекательным.
Стратегии реальности
Критериальные соответствия тесно связаны с личными стратегиями реальности. Стратегии реальности включают в себя последовательность мысленных тестов и внутренних критериев, которые человек применяет для оценки реальности того или иного переживания или события. По сути дела, это те стратегии, с помощью которых мы отличаем фантазии от действительности.
В детстве многим доводилось испытывать ощущение, что нечто воображаемое произошло на самом деле. Даже взрослые не всегда могут сказать наверняка, реальным или выдуманным было какое-нибудь яркое впечатление их детства. Иногда мы бываем абсолютно уверены, что сказали нечто другому человеку, а тот утверждает, что ничего подобного не было, и лишь позже мы осознаем, что только проговаривали эти слова в собственном сознании, но так и не произнесли вслух.
С точки зрения НЛП, нам не дано узнать наверняка, что такое реальность, поскольку наш мозг на самом деле не знает разницы между воображаемым переживанием и воспоминанием. Фактически, за воспроизведение того и другого отвечают одни и те же клетки мозга. Не существует такой части мозга, которая была бы предназначена только для фантазий или реальности.

Поэтому нам необходима стратегия, которая подскажет, что информация, воспринятая через органы чувств, прошла определенные тесты, которые не смогла бы пройти воображаемая информация.



Содержание раздела