Целесообразность в критическом положении


8. Метавоспоминание. Нередко у человека остается воспоминание о процессе создания и манипуляции воображаемым переживанием. Это метавоспоминание может оказаться главным элементом стратегии реальности.

Подобные процессы можно усилить, если научиться особым образом помечать искусственно созданные переживания, скажем, помещать их, как рисунок, в воображаемую рамку.
9. Ключи доступа. Важнейшей частью многих стратегий реальности, часто не осознаваемой, являются связанные с памятью физиологические реакции. Воспоминания, как правило, сопровождаются движением глаз влево-вверх (для правшей), тогда как фантазии — движением глаз вправо-вверх.

Обычно люди не осознают подобные тонкости, но могут бессознательно пользоваться ими для разграничения реальности и вымысла.
Задание. Часть 2
в) Вспомните пару эпизодов из вашего детства и отметьте, по каким признакам вы определяете их реальность. Вы обнаружите, что несколько сложнее разобраться в событиях, произошедших давным-давно. В первой части упражнения вы работали с тем.
что произошло в пределах 24 часов, и настроили свое восприятие соответственно. Еще интереснее задуматься над тем, что происходило 24 года назад, поскольку ваши мысленные образы могут оказаться нечеткими и даже искаженными. На самом деле иногда люди определяют реальность отдаленных воспоминаний именно по особой расплывчатости, смазанности, не свойственной воображаемым воспоминаниям.
г) Подумайте о чем-нибудь, чего в вашем детстве не случалось, но если бы оно произошло, то оказало бы огромное позитивное влияние на всю вашу жизнь. Создайте внутреннюю репрезентацию этого события. Затем согласуйте субмодальности и другие качества этой фантазии с качествами, на которых строится ваша стратегия реальности. Меняет ли это ваше восприятие прошлого? При выполнении обеих частей упражнения постарайтесь отметить момент, в который вам приходится всерьез задуматься о реальности переживания.

Однако будьте осторожны, изменяя качества несуществующего переживания и приближая их к реальным. Целью этого упражнения является не обмануть вашу стратегию реальности, но определить, какими тестами для установления подлинности переживания вы пользуетесь. Помните, ваша цель — выявить стратегию реальности, но не разрушить ее.

Если вам вдруг станет страшно (такое иногда случается), вы услышите свистящий звук или почувствуете головокружение, разумнее будет на некоторое время остановиться.
Путаница, связанная со стратегией реальности, может вызвать в человеке глубокую неуверенность. Фактически именно невозможность отличить воображаемое от действительного считается одним из симптомов психоза и других серьезных психических расстройств. Таким образом, понимание, обогащение и укрепление стратегии реальности может оказаться важным ресурсом для вашего психического здоровья.
Ценность осознания собственной стратегии реальности заключается в том, что с ее помощью вы можете придавать реальность будущим переживаниям. Такие люди, как Леонардо да Винчи, Никола Тесла, Моцарт умели приводить свои фантазии в соответствие с критериями стратегий реальности, превращая их в действительность. Эти стратегии дают человеку возможность развить собственную точку зрения и приобрести уверенность в ней, а также четче осознать собственные мысли и переживания.
Являясь одним из паттернов Фокусов языка, исследование стратегий реальности позволяет нам разделять обобщения и убеждения до уровня тех (часто не осознаваемых) репрезентаций и предположений, на которых они основаны. Это позволяет укреплять или подвергать сомнению ценность обобщения, убеждения или суждения. Так мы учимся осознавать, что наши убеждения являются именно убеждениями, а не реальностью. Автоматически у нас появляется свобода выбора, а также своего рода метафрейм вокруг убеждения.

Теперь мы можем спросить: А действительно ли я хочу в это верить?, Единственный ли это вывод, который можно сделать на основании данных репрезентаций и переживаний?, Настолько ли я уверен в переживаниях, из которых следует данное убеждение, чтобы продолжать отстаивать его?

Объединение с целью определения и использования иерархии ценностей и критериев
Для определения глубинных уровней ценностей и критериев, т. е. их иерархии, можно также использовать прием объединения. Иерархия критериев отдельного человека или группы по сути представляет собой последовательность приоритетов, на основе которой человек или группа решает, как действовать в определенной ситуации. Иерархии ценностей и критериев связаны со степенью значимости или осмысленности, которой мы наделяем различные действия и переживания.
Пример иерархии критериев представляет собой человек, который ценит здоровье выше, чем финансовый успех. Везде и во всем он будет ставить свое здоровье на первое место. Скорее всего, жизнь такого человека будет ориентирована на физическую активность, а не на профессиональные возможности.

Совсем иной стиль жизни будет проповедовать человек, в чьей иерархии критериев финансовый успех стоит выше здоровья. Такие люди готовы пожертвовать здоровьем и физическим благополучием ради финансового преуспевания.
Выявление иерархий ценностей различных людей чрезвычайно важно для успешного разрешения конфликтов, переговоров и общения. Не менее значимую роль играют иерархии ценностей в процессах убеждения и мотивации.
Одним из основных способов выявления иерархии ценностей человека является поиск так называемых противоположных примеров. По сути дела противоположные примеры представляют собой исключения из правил. Следующие вопросы позволяют выявить иерархию критериев человека путем подбора противоположных примеров:
1. Приведите пример того, что вы могли бы делать, но не делаете. Почему?
Например: Я не стану пользоваться туалетом, предназначенным для лиц противоположного пола, потому что это противоречит правилам. Критерий - Следовать правилам.
2. Что бы могло все-таки заставить вас это сделать? (Противоположный пример)
Например: Я воспользовался бы туалетом для лиц другого пола, если бы мне было действительно необходимо это сделать, и у меня не было бы выбора. Критерий более высокого уровня = Целесообразность в критическом положении.
Задание
Как показано в примере, идентификация противоположных примеров способна помочь раскрыть критерии более высокого уровня, которые оказываются важнее других. Чтобы определить собственную иерархию критериев, ответьте на следующие вопросы:
1. Что может подтолкнуть вас к тому, чтобы попробовать нечто новое?
2. Что может остановить вас, даже если ваше занятие отвечает условиям вашего ответа на вопрос №!?( Противоположный пример А)
3. Что может заставить вас вернуться к своему занятию, даже если вы остановились по причинам, указанным вами в ответе на вопрос №2? (Противоположный пример Б)
4. Что может заставить вас снова прекратить это занятие? (Противоположный пример В)
Обдумывая ответы, обратите внимание на то, какие вы применяете критерии и в каком порядке. Возможно, вы начнете делать нечто потому, что оно принесет вам ощущение творчества, волнения или развлечет вас. Это будет первый уровень ваших критериев. Возможно, вы прекратите свое творческое, волнующее и веселое занятие, поскольку почувствуете, что ведете себя безответственно по отношению к своей семье (противоположный пример А).

В этом случае критерий ответственность перевешивает критерии творчество и развлечение. Тем не менее вы можете вернуться к своему безответственному занятию, если почувствуете, что оно необходимо для вашего личностного роста (противоположный пример Б). Таким образом, личностный рост окажется в вашей иерархии критериев выше, чем ответственность или развлечение.

В дальнейшем вы можете обнаружить, что прекратите делать то, что необходимо для вашего личностного роста, если убедитесь, что это занятие ставит под угрозу вашу личную безопасность или безопасность вашей семьи (противоположный пример В). Таким образом, критерий безопасность окажется в вашей иерархии критериев выше всех остальных.
Определить противоположные примеры (и, следовательно, иерархию критериев) также позволяют следующие вопросы:
1. Что подтолкнет вас к тому, чтобы попробовать нечто новое? Например: Безопасность и легкость этого занятия.
2. Что позволит вам попробовать нечто новое, даже если оно не отвечает условиям вашего ответа на вопрос №1? (т. е. если это небезопасное и достаточно сложное занятие. ) Например: Если при этом я смогу многому научиться.
Иерархии критериев являются одним из основных источников разногласий между людьми, группами и культурами. В то же время сходные иерархии критериев дают основу для совместимости между группами и отдельными людьми. Иерархии критериев — ключевой аспект мотивации и маркетинга. Задумайтесь, к примеру, над следующей воображаемой ситуацией, в которой противоположные примеры помогают определить иерархию критериев покупателя пива:
Вопрос: Какой тип пива вы предпочитаете? Ответ: Обычно я покупаю пиво XXX. В.: Почему именно XXX?
О.: Я его всегда покупаю. Наверное, просто привык к нему. (Критерий 1 = Знакомый продукт)
В.: Разумеется, всегда важно знать, что ты покупаешь. А вы когда-нибудь покупали другие сорта пива? (Идентификация противоположного примера)



Содержание  Назад  Вперед