Мотивации к изменению


Даже если человек очень хочет стать здоровым, научиться новому или достичь успеха, он может усомниться в том, что эта цель достижима. Возможные аргументы: Что бы я ни делал, вылечиться мне не удастся, Старого пса новым штукам не научишь, Не стоит строить радужные надежды на успех. Что бы я ни делал, все без толку.
Можно искрение желать результата и верить в то, что он реален, но сомневаться в том, что предполагаемые действия соответствуют поставленной цели. Люди в такой ситуации могут думать так: Я верю, что могу достичь необходимого результата, но с помощью какого-то другого способа (плана, методики, программы и т. д. ). Некоторые могут считать, что этот путь эффективен, но не соглашаться на необходимые усилия или жертвы или беспокоиться о последствиях в других областях жизни. В частности, человек может верить, что регулярные занятия спортом или соблюдение диеты помогут ему улучшить здоровье, но не желает утруждать себя изменением собственного образа жизни.

В других случаях люди верят, что та или иная программа позволит им научиться чему-то важному, но не уверены, что найдут время для занятий. Точно так же человек может верить, что новая работа принесет ему успех, но при этом беспокоиться о том, как она отразится на его семье.
Возможна и такая ситуация, когда человек стремится к некоторому результату, считает его достижимым и верит в то, что предложенный ему план действий вполне уместен, но сомневается в том, что способен выполнить намеченные действия. Возможные аргументы: Мне не хватает умения (последовательности, смекалки, целеустремленности и т. д. ) для того, чтобы успешно выполнить те действия, с помощью которых можно достичь желаемого результата.
Даже если человек стремится к результату, верит в его достижимость, одобряет намеченные для этого действия и уверен в собственных силах, он может сомневаться в том, что имеет право брать на себя ответственность за выполнение этих действий или достижение результата. Такой человек будет жаловаться другим: Не мое это дело поправлять свое здоровье, учиться или достигать успеха. Пусть этим занимаются специалисты.

Я хочу, чтобы кто-нибудь другой нес за это ответственность. Люди могут также сомневаться в том, что заслуживают здоровья, новых знаний или успеха. Это уже проблема самооценки. Иногда мы чувствуем себя недостойными здоровья, образованности или успеха.

Если человек не будет верить в то, что заслуживает достижения своей цели или что имеет право делать все, что для этого требуется, то уже не важно, способен ли он на это, знает ли, что нужно делать, и хочет ли он этого.
Мотивации к изменению
Чрезвычайно важно иметь возможность оценить всю систему убеждений и воздействовать на нее, чтобы помочь другому человеку или самому себе достичь своей цели. Наши поступки и планы действий не могут дать желаемый результат в условиях внутреннего конфликта или сомнений. С другой стороны, как подтверждает эффект плацебо, позитивные убеждения и допущения способны высвобождать скрытые ресурсы и неосознанные способности, присущие конкретному человеку или целой группе, однако до сих пор не мобилизованные.
Одним из способов определения мотивации человека или группы является оценивание пяти ключевых убеждений, играющих важную роль в процессе изменения. Для оценивания необходимо сначала сформулировать специфическое утверждение, отражающее суть убеждения (как это показано в следующих примерах):
1. Желательность результата.
Утверждение: Цель желанна и стоит того, чтобы к ней стремиться.
2. Уверенность в том, что результат достижим. Утверждение: Этой цели можно достичь.
3. Оценка уместности или затруднительности действий, необходимых для достижения результата (вне зависимости от наличия или отсутствия уверенности в том, что они приведут к желаемому результату).
Утверждение: То, что необходимо предпринять для достижения цели, уместно и "экологично".
4. Убежденность в том, что человек способен осуществить необходимые действия.
Утверждение: Я обладаю (мы обладаем) всем необходимым, чтобы достичь результата.
5. Чувство собственной значимости или дозволенности, связанное с требующимся поведением и результатом. Утверждение: Я отвечаю (мы отвечаем) за достижение этой цели и заслуживаю (заслуживаем) ее.

После того как будут сформулировHны все убеждения, можно оценить свою степень уверенности относительно каждого из этих утверждений по пятибалльной шкале, где 1 обозначает самую низкую, а 5 - самую высокую степень уверенности. Эта процедура даст любопытный профиль потенциальных проблемных сфер мотивации или уверенности в себе. Те утверждения, которые получат низкий показатель, обозначают возможные зоны сопротивления, с которыми необходимо поработать.
Бланк для оценивания убеждений, приведенный ниже, представляет собой простой, но эффективный инструмент, позволяющий быстро оценивать значимые области убеждений в связи с некоторой целью или планом действий.
Бланк для оценивания убеждений
Опишите одним предложением цель или результат, который вам хотелось бы достичь.
Цель (результат):_______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Оцените степень вашей уверенности в результате относительно каждого из следующих утверждений по пятибалльной шкале, где 1 соответствует самой низкой, а 5 – самой высокой степени уверенности.
А. Цель желанна и стоит того, чтобы к ней стремится.
 
Б. Этой цели можно достичь.
 
 
В. То, что необходимо предпринять для достижения цели, уместно и Экологично.
 
 
Г. Я обладаю (мы обладаем) необходимыми для достижения результата возможностями.
 
 
Д. Я отвечаю (мы отвечаем) за достижение этой цели и заслуживаем (заслуживаю) ее.
 
 
Укрепление уверенности и убежденности
 
После того как вы оцените степень уверенности и конгруэнтности относительно этих ключевых областей убеждения, приведенные ниже вопросы помогут вам укрепить свою убежденность в тех областях, которые вызывают сомнения:
1. Что еще вам необходимо знать, добавить к своей цели или в чем необходимо убедиться, чтобы быть более конгруэнтным или уверенным в своих силах?
2. Кто мог бы сыграть роль наставника в этом вопросе?
3. Что бы он вам посоветовал?
Укрепление убеждений и ожиданий с помощью фрейма как если бы
Фрейм как если бы представляет собой прием, с помощью которого отдельный человек или группа начинает действовать так, как если бы желанная цель или результат были уже достигнуты. В других случаях с помощью этого приема отдельный человек (группа) делает вид, что он является другим человеком (сообществом людей). С помощью этого фрейма человек может идентифицировать и расширить свое восприятие мира или желаемых будущих состояний.

Кроме того, это действенный способ помочь человеку преодолеть внутреннее сопротивление и ограничения, присущие его нынешней карте мира.
Фрейм как если бы часто используется для брьбы с ограничивающими убеждениями. С его помощью создаются противоположные примеры или альтернативные варианты поведения. Например, если человек говорит вам: Я не могу этого сделать или Сделать это невозможно, фрейм как если бы позволит задать ему вопрос: А что бы было, если бы вы уже это сделали? или Действуйте так, будто вы можете это сделать. Как вы это себе представляете/ или Если бы вы уже могли сделать это, что бы вы делали сейчас?. В частности, если бы служащий компании не мог описать ожидаемый результат определенного проекта, его начальник мог бы сказать следующее: Представь себе, что с этого момента прошло пять лет.

Что изменилось?.
Действуя как если бы, люди получают возможность оттолкнуться от сиюминутного восприятия ограниченной реальности и дать волю воображению. Таким образом активизируются наши врожденные способности к фантазированию и перевоплощению. Кроме того, мы можем перешагнуть границы личной истории, системы убеждений и эго.

Фактически с помощью фрейма как если бы мы осознаем и используем понятие Я как функцию, а не в качестве жесткой номинализации.
Многие приемы и методики НЛП основаны на применении фрейма как если бы. Создавая себе цели, результаты и мечты, первым делом мы ведем себя так, будто это наши реальные возможности. Мы рисуем их мысленные образы и придаем этим картинкам все необходимые свойства.

Затем мы воплощаем их в жизнь, как если бы переживали эти ощущения и отрабатывали на практике те формы поведения, которые соответствуют этим целям и мечтам.
Фрейм как если бы чрезвычайно важен для создания пространства, в котором мы можем стимулировать нашу нервную систему, так чтобы она поддержала нас в процессе достижения наших целей. Милтон Эриксон неоднократно повторял: Вы можете притвориться чем угодно и управлять этим.
Фрейм как если бы является одним из ключевых инструментов для руководителей и консультантов. В следующем упражнении мы используем его для того, чтобы помочь другому человеку преодолеть ограничивающие убеждения.
Задание
1. Исследователь вспоминает какую-либо цель или ситуацию, с которой у него связаны определенные сомнения. Он должен в вербальной форме сообщить начальнику о своем ограничивающем убеждении, например: У меня нет возможности... , Я не способен... , Я не заслуживаю... и т. д.



Содержание  Назад  Вперед