Фокусы языка и структура убеждений


Нечто подобное случилось с другой группой исследователей, которых также интересовало явление ремиссии. Они опрашивали врачей, чтобы найти имена и истории болезни людей, находившихся в ремиссии после терминальной стадии заболевания. Однако врачи отрицали наличие таких пациентов.

Сначала исследователи решили, что ремиссия встречается гораздо реже, чем они думали. Но в какой-то момент один из них решил изменить формулировку. На вопрос о том, были ли на их памяти случаи чудесного исцеления, врачи отвечали не задумываясь: Да, разумеется, и не один.
Иногда сложнее всего установить именно формальные причины, потому что они являются частью наших неосознанных допущений и посылок, подобных воде, которой не замечает плавающая в ней рыба.
Фокусы языка и структура убеждений
В целом, комплексные эквиваленты и утверждения о причинно-следственных связях являются первичным строительным материалом для наших убеждений и систем убеждений. На их основе мы принимаем решени о дальнейших действиях. Утверждения типа Если X = Y, следует делать Z предполагают действие, основанное на понимании этой связи.

В конечном итоге, подобные структуры определяют, как именно мы используем и применяем наши знания.
Согласно принципам Фокусов языка и НЛП, для того чтобы глубинные структуры, например ценности (как более абстрактные и субъективные), могли вступить во взаимодействие с материальным окружением в форме конкретного поведения, они должны быть связаны с более специфическими когнитивными процессами и возможностями посредством убеждений. Каждая из выделенных Аристотелем причин должна быть задействована на каком-либо из уровней.
Таким образом, убеждения отвечают на следующие вопросы:
1. Как именно вы определяете качество (или сущность), которое вы цените? С какими другими качествами, критериями и ценностями оно связано? (Формальные причины)
2. Что является причиной или формирует это качество? (Побуждающие причины)
3. К каким последствиям или результатам приведет эта ценность? На что она направлена? (Конечные причины)
4. Как именно вы определяете, что данное поведение или переживание соответствует определенному критерию или ценности? Какие специфические формы поведения или переживания связаны с этим критерием или этой ценностью? (Удерживающие причины)
Например, человек определяет успех как достижение и удовлетворенность. Этот человек может верить, что успех является следствием приложения максимальных усилий, а также влечет за собой безопасность и признание со стороны других. При этом человек определяет степень собственной успешности по особенному ощущению в груди и желудке (рис.27).
27. Убеждения связывают ценности с различными аспектами нашего опыта
Для того чтобы руководствоваться определенной ценностью, необходимо хотя бы наметить соответствующую ей систему убеждений. Например, чтобы в поведении реализовалась такая ценность, как профессионализм, необходимо создать убеждения относительно того, что такое профессионализм (критерии профессионализма), как вы узнаете, что он достигнут (критериальные соответствия), что приводит к формированию профессионализма и к чему он может привести. При выборе действий эти убеждения играют не менее важную роль, чем сами ценности.
К примеру, два человека разделяют общую ценность безопасность. Однако один из них убежден, что безопасность означает быть сильнее своих врагов. Другой же считает, что причиной безопасности является понимание позитивных намерений тех, кто нам угрожает, и реагирование на эти намерения.

Эти двое будут стремиться к безопасности совершенно разными путями. Может показаться даже, что их подходы противоречат друг другу. Первый будет добиваться безопасности, укрепляя свое могущество.

Второй для этой же цели будет использовать процесс общения, занимаясь сбором информации и поиском возможных вариантов.
Очевидно, что убеждения человека относительно его базовых ценностей определяют как место, которое займут на его ментальной карте эти ценности, так и способы, которыми он будет заявлять о них. Успешное усвоение ценностей или создание новых ценностей требует работы с каждым из приведенных выше вопросов, касающихся убеждений. Для того чтобы люди внутри одной системы действовали в соответствии с базовыми ценностями, они должны до определенной степени разделять одни и те же убеждения и ценности.


Паттерны Фокусов языка можно рассматривать как вербальные операции, которые позволяют изменить или поместить в новый фрейм различные элементы и связи, из которых состоят комплексные эквиваленты и причинно-следственные отношения, формирующие убеждения и их формулировки. Во всех этих паттернах язык используется для того, чтобы соотнести и связать различные аспекты нашего опыта и карт мира с базовыми ценностями,
В модели Фокусов языка полная формулировка убеждения должна содержать, как минимум, один комплексный эквивалент или утверждение о причинно-следственной связи. Например, такое высказывание, как Никому до меня нет дела не является полной формулировкой убеждения. Это обобщение относится к ценности забота, однако не раскрывает связанных с собой убеждений.

Для того чтобы выявить убеждения, необходимо задать следующие вопросы: Как ты узнаёшь, что никому до тебя нет дела?, Что заставляет людей не заботиться о тебе?, Каковы последствия того, что никому до тебя нет дела? и Что значит то, что людям нет до тебя дела?
Подобные убеждения часто выявляются через связующие слова, такие как потому что, когда бы ни, если, после того как, следовательно и т. д. Например, Людям нет до меня дела потому, что... , Людям нет до меня дела, если.,. , Людям нет до меня дела, следовательно...
Ведь, с точки зрения НЛП, проблема заключается не столько в том, удается ли человеку найти правильное убеждение, связанное с причинно-следственными отношениями, сколько в том, каких практических результатов он способен достичь, действуя так, как если бы то или иное соответствие или причинно-следственная связь действительно существовали.
Проверка ценностей
Задача наших убеждений — руководить нами в тех областях, в которых мы не знаем реального положения вещей. Именно поэтому убеждения оказывают столь глубокое влияние на наше восприятие и прогнозирование будущего. Для того чтобы успешно добиваться результатов и действовать в соответствии со своими ценностями, нам необходима убежденность в том, что это возможно, даже если мы не уверены в том, что это случится.
Для выявления и определения ключевых убеждений, связанных с глубинными ценностями, используется проверка ценностей с помощью соединительных слов. Б процессе этой проверки различные подсказки и ключевые слова помогают вам убедиться в том, что вы в полной мере исследовали вспомогательную систему убеждений, необходимую для того, чтобы воплотить свои ценности в жизнь.
Мы строим и укрепляем свои убеждения и ценности, опираясь на когнитивные карты, референтный опыт, отношения с людьми и доступные нам средства. Так создаются основания для убеждений. Чтобы поддержать наши собственные убеждения с учетом наших ценностей и целей или воздействовать на убеждения других, мы должны создать веские основания для того, чтобы верить в эти ценности или цели.

Чем больше у нас найдется оснований верить во что-либо, тем более вероятно, что мы будем в это верить. Поэтому необходимо найти ответы на несколько важных вопросов со словом почему:
1. Является ли эта цель желательной? Почему она желательна?
2. Возможно ли ее достичь? Почему это возможно?
3. Какого пути следует придерживаться для этого? Почему этот путь наиболее уместен?
4. Способен ли я (способны ли мы) на то, чтобы пройти этот путь? Почему я способен (мы способны) на это?
5. Заслуживаю ли я (заслуживаем ли мы) того, чтобы пройти этот путь и получить то, чего я хочу (мы хотим)? Почему я (мы) этого заслуживаю (заслуживаем)?
Согласно Аристотелю, ответив на эти вопросы, мы найдем основополагающие причины, связанные с различными аспектами проблемы. Другими словами, мы определим:
а) что является причиной желательности этой цели;
б) что является причиной возможности этой цели;
в) что является причиной уместности данного пути;
г) что делает меня (нас) способным на это;
д) что делает меня (нас) заслуживающим это.
С лингвистической точки зрения, выделенные Аристотелем типы причин отражены в ключевых словах, известных как соединительные слова. Это слова или словосочетания, которые связывают одну идею с другой. Среди них:
потому что если
в то время как следовательно
подобно тому как после того как
прежде чем так как
когда несмотря на
Соединительные слова
С помощью соединительных слов мы связываем одну идею е другой, а ценности — с опытом. Например, если бы мы заявили о ценности следующим образом Обучение важно и завершили высказывание словом потому что, нам пришлось бы указать некую причину, которая позволила нам прийти к этому выводу, — допустим, Обучение важно, потому что оно ведет к личностному росту и выживанию. В этом случае присутствует важная связка между обучением и следствием (или конечной причиной).
Разные соединительные слова могут служить средством исследования или проверки различных причин, связанных с той или иной ценностью или критерием. Один из простых способов — выбрать конкретную ценность и методично использовать одно соединительное слово за другим, чтобы определить все относящиеся к этой ценности подкрепляющие ассоциации или допущения.



Содержание раздела