Изменение убеждений и внутренние состояния


Точно так же вспоминаем мы и другие былые убеждения, думая при этом: Когда-то я верил в то, что не смогу научиться кататься на велосипеде (самостоятельно переходить улицу, перейти на здоровый образ жизни, заслужить успеха и т. д. ). Но сегодня это убеждение перестало быть частью моей реальности. Я знаю другие способы, с помощью которых можно удовлетворить позитивное намерение и задачи прежнего убеждения.
Вера по многим причинам является краеугольным камнем естественного процесса изменения убеждений. Словарь Уэбстера определяет веру как гарантированную возможность положиться на характер, способность, силу или истинность чего-либо или кого-либо. Таким образом, вера характеризуется уверенностью или убежденностью в том, что касается будущего и обстоятельств.

Например, можно доверять человеку, ожидая, что он сдержит данное слово, или верить, что дела пойдут на лад.
С эмоциональной точки зрения, вера связана с надеждой. Надежда представляет собой функцию убежденности в том, что нечто возможно. Человек, надеющийся на то, что ему удастся выздороветь после тяжелой болезни, должен быть убежден в том, что подобное выздоровление возможно в принципе.

Однако чувство веры нередко оказывается сильнее надежды. Оно связано скорее с ожиданием некого события, чем с убежденностью в том, что это событие может произойти.
По сути дела, вера — это то самое, на что нам приходится опираться при отсутствии объективных доказательств. В этом смысле понятие веры шире понятия убеждения и распространяется на уровень идентичности или даже духовного опыта. В естественном цикле изменения убеждений под верой понимается состояние, позволяющее нам выйти за рамки собственных убеждений и сформировать новые.
Опыт веры во что-либо, лежащее за рамками наших убеждений, или веры в систему более обширную, чем сам человек, может сделать процесс изменения убеждений более плавным, безболезненными экологичным.
При надлежащем использовании паттерны Фокусов языка служат вербальными инструментами, которые позволяют нам соблюсти естественный цикл изменения убеждений, подготовиться к восприятию новых убеждений, расширяющих наши возможности, и подвергнуть сомнению ограничивающие убеждения и обобщения.
Изменение убеждений и внутренние состояния
Стадии естественного изменения убеждений являются иллюстрацией того, как наше внутреннее состояние оказывает существенное влияние на этот процесс. Внутренние состояния во многом являются вместилищами наших убеждений. Гораздо труднее придерживаться негативных и ограничивающих убеждений, если человек находится в позитивном, оптимистическом состоянии, Напротив, очень сложно сохранять конгруэнтность относительно позитивных убеждений, когда наше внутреннее состояние характеризуется разочарованием, расстройством или страхом.
Внутреннее состояние человека связано с психологическим и эмоциональным опытом, имеющимся у человека в данный момент. Внутренние состояния в значительной степени определяют наш выбор поведения и реакции. Эти состояния функционируют одновременно как своего рода фильтр восприятия и ворота для тех или иных воспоминаний, способностей и убеждений.

Таким образом, состояние человека оказывает огромное влияние на его актуальное видение мира.
У жителей Новой Гвинеи есть старая пословица: Знание — не больше чем слухи, пока оно не окажется у нас в крови. Так и убеждение (позитивное или негативное) является всего лишь слухом, пока не окажется у нас в крови. Иными словами, пока мы не примем то или иное убеждение (или ценность) соматически, ощущая и эмоционально переживая связанный с ним подтекст, оно остается лишь бессвязным набором понятий, слов или мыслей.

Убеждения и ценности вступают в силу только в связи с нашими физиологическими и внутренними состояниями.
Точно так же наше текущее физическое, психологическое и эмоциональное состояние в немалой степени определяет типы убеждений, которые мы склонны принять в данный момент. Подумайте, к примеру, какое влияние окажут на вас состояния, перечисленные в табл. 4.
Как вам наверняка подсказывает опыт, намного легче ассоциировать себя с расширяющими наши возможности позитивными убеждениями и поверить в них, если при этом мы находимся в одном из позитивных внутренних состояний, и гораздо сложнее сделать это, находясь в негативном состоянии.

Базовой посылкой НЛП является то, что человеческий мозг по своим функциям подобен компьютеру — он выполняет программы или реализует мысленные стратегии, состоящие из упорядоченных инструкций или внутренних репрезентаций.

Позитивные внутренние состояния
Негативные внутренние состояния
Спокойствие
Расслабленность
Гибкость
Плавность
Уравновешенность
Уверенность
Оптимизм
Сосредоточенность
Восприимчивость
Доверие
Расстройство
Напряжение
Ригидность
Озадаченность
Беспокойство
Фрустрация
Сомнение
Рассеянность
Замкнутость
Страх

Таблица 4. Примеры внутренних состояний.
Одни программы или стратегии справляются с поставленными задачами лучше других. От того, какую стратегию выберет человек, в наибольшей степени зависит, посредственно или блестяще будет выполнена та или иная задача. Степень эффективности и легкости выполнения определенной программы существенно зависит от психологического состояния человека.

Очевидно, что в случае с компьютером бракованная микросхема или перебои с питанием мешают эффективно выполнять программы.
То же справедливо и для человеческого мозга. Уровень возбуждения, восприPмчивости, стресса и т. д. определяет эффективность реализации стратегии. Такие физиологические процессы, как частота сокращений сердечной мышцы, частота дыхания, положение тела, кровяное давление, напряженность мышц, быстрота реакции, гальваническая реакция кожи и т. п., сопровождают изменения внутреннего состояния человека и в значительной степени влияют на его способность думать и двигаться.

Следовательно, внутреннее состояние человека оказывает огромное воздействие на его способность действовать в любой ситуации.
Внутренние состояния имеют отношение к неврологической составляющей нейро-лингвистического программирования. Состояние нашего организма в целом и нервной системы в частности выступает в роли связанного с нашим вниманием фильтра, который определяет, что мы слышим (а чего не слышим) и как интерпретируем услышанное.
Умение осознавать внутренние состояния человека, а также реагировать и влиять на них является очень важным для эффективного использования Фокусов языка.
Распознавание внутренних состояний и влияние на них
Проходя через различные переживания и жизненные контексты, мы постоянно изменяем и оцениваем различные состояния. Для большинства из нас эти изменения состояния в значительной степени остаются за пределами свободного выбора. Мы реагируем на внутренние и внешние стимулы (якоря) так, будто движемся на автопилоте.
Тем не менее можно научиться выбирать для себя желаемое состояние. Способность оказывать влияние на собственное состояние увеличивает гибкость человека и повышает вероятность сохранения позитивных убеждений и ожиданий, а также достижения желаемых результатов. Благодаря способности распознавать полезные состояния и преднамеренно входить в них в определенных ситуациях, мы получаем возможность выбрать вариант переживания и реакции на эти ситуации. В НЛП термины выбор состояния и управление состоянием относятся к способности выбирать и входить в состояния, наиболее уместные для конкретной ситуации.

Одна из задач НЛП — помочь людям в создании библиотеки полезных или ресурсных состояний.
Через осознание паттернов и сигналов, с помощью которых можно воздействовать на внутренние состояния, мы увеличиваем количество вариантов реакции в тех или иных ситуациях. Осознав факторы, определяющие и влияющие на свойства наших внутренних состояний, мы можем рассортировать их и установить для них якоря так, чтобы нужные состояния всегда были под рукой. В число методов НЛП, позволяющих сортировать внутренние состояния и устанавливать для них якоря, входят: пространственная локализация, субмодальности (цвета, интонации, яркость и т. д. ) и невербальные ключи.
Чтобы лучше распознавать и понимать собственные внутренние состояния, развить способность выбирать их и управлять ими, необходимо научиться проводить инвентаризацию своих нервных процессов. В НЛП для этого существует три метода: физиологическая инвентаризация, субмодальная инвентаризация и эмоциональная инвентаризация.
Физиологическая инвентаризация подразумевает осознание позы тела, жестов, положения глаз, дыхания и элементов движения.
Субмодальная инвентаризация подразумевает определение сенсорных субмодальностей, наиболее значимых для внутреннего сенсорного опыта. Среди них — яркость, цвет, размер и расположение образов; интонация, тембр, громкость и расположение голосов и звуков; температура, текстура и зона кинестетических ощущений.
Эмоциональная инвентаризация подразумевает учет различных компонентов, образующих наши эмоциональные состояния.
Эти три вида инвентаризации связаны с нашими критериальными соответствиями и стратегиями реальности. Развитие способности к инвентаризации трех видов наделяет нас большей гибкостью, а также приятным чувством власти над собственными психологическими состояниями, позволяющей вносить необходимые поправки, если текущее состояние мешает достигать желаемого результата,



Содержание  Назад  Вперед