Модальное взаимодействие


Итак, одной из причин, по которым каждый из нас имеет разный опыт об одном и том же окружении, является то, что мы либо намеренно, либо по присущим нам характеристическим свойствам обращаем свое внимание на различные аспекты этого окружения. Это напоминает кухню, где каждый из нас выбирает одинаковые и разные ингредиенты в сходных и несходных пропорциях, и получает кушанье, отличающееся от приготовленного другим.
Значение
Этим различие в опытах не исчерпывается. Для того, чтобы быть пригодным для использования, воспринимаемое переживание должно быть значимым, то есть должно передавать полезную информацию об окружении. Само по себе нервное возбуждение (и даже паттернированная нервная активность) не передает никакой информации об окружении, кроме как об активности конечного органа ощущения. Значимость возбуждению придаст предварительный опыт о нем у данного индивида.

Следовательно, значимость определенному восприятию придает наш предварительный опыт об этом восприятии.
Способ, редуцирующий процесс придания значимости, состоит в корреляции опытов восприятия. До тех пор, пока ребенок не приблизился или не прикоснулся к пламени огня, оно для него ни холодное, ни горячее. Все, что ему доступно в отношении пламени - это определенный цвет и очертания. Однако после прикосновения к огню эти цвет и очертания становятся значимыми указателями соответствующего опыта -“боли” и (или) “горячего”.

Позже, когда ребенок слышит слово “пламя”, оно остается для него бессмысленным набором звуков до тех пор, пока ему одновременно с этим не будет показано пламя. В школе ребенок знакомится с еще одним бессмысленным опытом - конфигурацией букв, составляющих слово “пламя”. В сопровождении рисунка пламени или произнесения слова эти буквы также становятся значимыми, то есть коррелируют с предыдущим опытом.

Кроме аспекта научения, необходимо упомянуть еще о двух важных аспектах восприятия.
Первый аспект состоит в том, что в одних случаях корреляция опытов восприятия происходит между двумя и более сенсорными модальностями, а в других - внутри одной модальности. В нашем примере ребенок сначала коррелирует визуальное восприятие с кинестетическим, затем - аудиаль-ное с визуальным (и возможно, с памятью о кинестетическом), а затем коррелирует визуальное с другим визуальным и (или) аудиальным восприятием. Следовательно, опыт создается посредством корреляции различений восприятия внутри и между различными сенсорными модальностями.
Второй аспект - каждое из различений восприятия описывается только определенными аспектами каждой использованной модальности. То есть различение происходит не на модальном, а на субмодальном уровне. Когда мы “видим”, то определяем, что мы видим, определяя цвет, размеры, очертания, яркость, положение и т. д., что и является субмодальностями зрения.

В примере с ребенком - он коррелирует при виде пламени зрительные субмодальные различения с кинестетическими субмодальными различениями о горячем (боли). Из этого опыта можно извлечь корреляцию “красный - горячий”. По мере проведения большего числа корреляций ребенок узнает, что “горячему” соответствуют только определенные визуальные конфигурации цвета, яркости, очертаний и движения,
поэтому он не будет опасаться прикосновения к красному яблоку.
Восприятия корреляции (конфигурации) субмодальностей голографически запоминаются в мозге для дальнейшего использования в качестве материала для последующих корреляций. Большинство коррелятивных опытов являются контекстуально-зависимыми и, следовательно, произвольными (например, набор слов для придания “значения” объектам и событиям). Но некоторые коррелятивные опыты представляются столь глубокими и стойкими, что складывается впечатление об их функционировании в роли базовых предпосылок для опыта.
Например, “красный” большинством людей воспринимается как “теплый” цвет. Очертание же является контекстуально-зависимой корреляцией. Если вам сказали, что это очертание “пламени свечи”, то рисунок коррелируется с “горячим”, а если сказано, что это “капля воды”, рисунок коррелируется с “холодным”.



Имея дело с каким-либо явлением, о котором данный индивид не имеет предварительного опыта, для придания смысла этому явлению он располагает только предпосланными корреляциями, поскольку контекстуально-зависимые корреляции фиксированы, и область их применения узка.
Следовательно, между субмодальностями “холодный” и “температура” существуют паттернированные связи, а между “очертанием” и “температурой” паттернированных связей нет.
Меж- и внутрисенсорные взаимодействия
К настоящему времени проведено много экспериментов, указывающих на множество различных способов взаимодействия между субмодальностями. Данные исследований настойчиво свидетельствуют о том, что сенсорные, моторные и ассоциативные области в коре головного мозга не могут более идентифицироваться как изолированные функциональные части. Напротив, эти области чрезвычайно связаны друг с другом, так что, к примеру, стимуляция аудиальной области вызывает соответствующую нервную активность в визуальной и кинестетической проективных областях.
Некоторые паттерны взаимодействия субмодальностей присущи стратегиям восприятия всех людей (в результате
 
научения или генетической обусловленности), а некоторые присущи только отдельным индивидам.
Модальное взаимодействие
Взаимосвязи между визуальной и кинестетической системами были предметом внимания многих исследователей. Перечислим ряд таких исследований.
Самое точное проведение соответствий между длинами веревок осуществлялось в визуальной системе (визуальный стимул - визуальное сравнение). Случай “визуально-кинестетический” давал самые неточные результаты. При проведении межмодальных сравнений необходимо принимать к сведению различие между активным кинестетическим исследованием (сознательными движениями субъекта) и пассивным: активное исследование ведет к ошибкам в виде недооценки, а пассивное - в виде переоценки стимула. При противоречии между визуальным и кинестетическим ощущениями визуальный вход перекрывает кинестетический.

Субъективное ожидание работы с единственным объектом (в то время как их бьшо два) также приводят к доминированию визуального. Кинестетическая система оказывает большее влияние на аудиальные различения, чем аудиальная - на кинестетические.
Судя по всему, стимулы, которые были использованы в экспериментах, имели различное значение в различных модальностях. Может случиться так, что стимулы являются значительными для субъекта в отношении одного набора прошлых опытов, будучи предъявленными визуальной системой, но при предъявлении кинестетической системой они являются значимым в отношении перекрывающего, но совершенно другого набора прошлых опытов. Для спецификации этих различий нам в первую очередь следует определить, как взаимодействуют модальности на субмодальном уровне и какова систематичность этих связей.
Развитие модальностей
Недоразумений в отношении взаимодействия модальностей становится меньше, если на эту проблему смотреть с точки зрения развития.
У 4-летних детей узнавание по схеме “визуальный-визуальный” происходит с тем же успехом, что по схеме “кинестетический-визуальный”. Наибольшее число ошибок в суждениях о расстоянии по схеме “визуальный-кинестетический”
было у 4-летних, а в суждениях по схеме “кинестетический-визуальный” - у 6-9-летних детей. В возрасте 6 лет происходит переворот, благодаря которому становится легче корректировать визуальный вход с кинестетическим выходом, а не наоборот. Способность к обработке информации посредством различных модальностей непрерывно меняется в течение всей жизни индивида.
Субмодальности
Частота. Наиболее тесно понятие частоты относится к двум модальностям: к цвету в визуальной системе и к тону в аудиальной.
Внутримодально цвет связывается с визуальными суждениями о размере. Наибольшим кажется кубик желтого цвета, далее следует белый, красный, зеленый, синий и черный. Яркость также связана с различением размера. Цвет оказывает большое влияние на суждения о весе предметов.

Предметы черного, синего, красного цвета кажутся тяжелее идентичных предметов зеленого, желтого и белого цвета. Цвет предмета влияет и на различение расстояний: красные предметы кажутся ближе друг к другу, а синие дальше друг от друга, находясь в реальности на одинаковых расстояниях.
Разные цвета вызывают в воображении разные геометрические очертания. Оранжевый цвет вызывает образ прямоугольника, желтый - пирамиды или перевернутого треугольника, синий - круга, красный - острых углов, квадратов или кубов.
Более очевидна связь между цветом и эмоциями. В нашей культуре красный цвет вызывает беспокойство и агрессию, желтый - усердие и рвение, синий и зеленый - спокойствие и безопасность.



Содержание раздела