Тональность влияет и на визуальное восприятие.


Спектральная частота тесно связана с восприятием температуры. Служащие, работая в синем помещении, жаловались на холод даже при повышении температуры в комнате. Жалобы прекратились, когда комната бьша перекрашена в желтый цвет, и не возобновлялись при падении температуры ниже нормы.

Уровень, при котором цвета ассоциируются с температурой, зависит от личной предрасположенности, и ассоциации такого рода детерминируются скорее культурально, чем генетически. Однако из этого не следует, что причины ассоциаций только культуральны. Кровяное давление и пульс возрастают
547
при предъявлении человеку красно-фиолетового конца спектра, а синий цвет дает обратный эффект. Частота дыхания становится выше под воздействием красного цвета. Частота спектра оказывает влияние также на восприятие сладости и кислотности.
Аудиальная частота также влияет на вкус, причем ассоциация “вкус - специфический тон” почти идентична для всех испытуемых. Тональность влияет и на визуальное восприятие. Приведем краткий обзор междусенсорных эффектов.
1. Аудиальное стимулирование влияет на цветовое восприятие тогда и только тогда, когда цвета “нестабильны, расплывчаты и низко насыщены”. Низкие тона делают цвета “темней, теплей, неясней и грязней”. При высоких тонах цвета обычно становятся “ярче и холоднее”, они более четко очерчены и более плотны или гладки.
2. Влияние оказывается и на оттенки цветов. Низкие тона вызывают сдвиг к красному, синему или фиолетовому, а высокие - к желтому и зеленому. Происходит и обратный эффект.
3. Аудиальные “биения” вызывают визуальное “мерцание”.
4. Звуки средней интенсивности вызывают уменьшение чувствительности периферийного зрения. Гипервентиляция восстанавливает чувствительность даже при сохранении прежнего уровня шума.
5. Ультразвуковые частоты могут усиливать периферийную чувствительность зрения.
6. Воздействие аудиального стимулирования на частоту визуального мерцания зависит от использованного цвета. От зелёного к красно-оранжевому частота мерцания уменьшается.
7. Аудиальное стимулирование увеличивает чувствительность адаптированного к темноте глаза при сдвиге спектра в направлении к синему и зеленому, и уменьшает - при сдвиге в направлении к красно-оранжевому.
8. Громкие звуки ослабляют способность к различению яркости.
9. Белый свет увеличивает аудиальную чувствительность, отсутствие света - уменьшает. В комнате, освещенной
зеленым светом, аудиальная чувствительность возрастает, а в освещенной красным - убывает.
Интенсивность. В визуальной системе интенсивность понимается как “яркость”, в аудиальной - как “громкость”, в кинестетической - как “давление”, в обонятельной и вкусовой - как “концентрация”.
В визуальной системе темное окружение увеличивает кажущуюся яркость цвета и в то же время уменьшает его видимую насыщенность (чистоту). По мере увеличения свечения центрального плана общее визуальное поле уменьшается. Ощущение дискомфорта, вызванное яркостью света, обязано своим происхождением специфическому механизму “интенсивность-боль”.

Хотя изменение яркости определенного цвета не изменяет его видимого оттенка, различные цвета, отражающие равные количества отраженного света, воспринимаются как различающиеся по яркости: цвета в середине спектра (зеленый, желтый) кажутся ярче цветов на обоих концах спектра (пурпурный, синий, оранжевый, красный).
В аудиальной системе взаимоотношения “интенсивность-частота” имеют обратный характер. Феномен заключается в том, что по мере возрастания интенсивности высокочастотных тонов их высота воспринимается возрастающей и наоборот. Звуки громкостью около 80 децибел вызывают уменьшение сокращений желудка на 37% - этот феномен наводит на мысль об известной “реакции страха”. Пороговое ощущение “боли” возникает при звуке с интенсивностью в 120 децибел.

Очень громкие звуки (до 170 Дб) вызывают также ощущения “щекотания, тепла, боли, головокружения”. При использовании в качестве меняющегося параметра только интенсивности кожа может локализовать источник звука почти с тем же успехом, как аудиальная система.


Увеличение давления на кожу уменьшает температурную чувствительность. Увеличение давления в барокамере приводит к уменьшению способности к различению цветов и уровней черного.
Чистота. В качестве этого субмодального класса предлагаются следующие параметры:
в визуальной системе - насыщенность, определяемая чистотой оттенка;

в аудиальной системе - тембр, определяемый чистотой формы волны;
в кинестетической системе - текстура, определяемая структурой кожной деформации;
в системе обоняния - аромат, определяемый чистотой характерных свойств запахов.
Объем исследований в отношении этих субмодальностей явно недостаточен. Ранее упоминалось, что высокие и низкие аудиальные тона могут влиять на характеристики насыщенности цвета и что темное окружение уменьшает насыщенность. В аудиальной системе тембр почти полностью игнорировался исследователями, хотя каждый, кто слышал “Петю и Волка” Прокофьева, знает, что фрагмент темы Кота, сыгранный на кларнете, имеет совершенно другой эффект при исполнении его на флейте.

В отношении кинестетической системы: оценка длин сторон геометрических фигур связана с текстурой ощупываемых граней. “Гладкость” обратна “шероховатости”, и большинство людей предпочитает гладкие предметы шероховатым. Смещающий эффект последействий в визуальной и кинестетической системах таков, что после касаний (наблюдения) куска грубой наждачной бумаги следующий кусок наждачной бумаги средней шероховатости ощущается (кажется) грубее, чем в действительности.
Размерность. В визуальной системе размерность стимула отражается в субмодальности “очертания” (границы, формирующей поверхность и края стимула, независимо от материала, цвета, строения и т. д.). Субмодальность, “форма” в кинестетике эквивалентна визуальному “очертанию” (не равна, а именно эквивалентна).

По-видимому, в обонятельной, вкусовой и даже аудиальной системах эквивалента для “размерности” не существует.
В визуальной системе “очертание” часто придает стимулу значимый контекст. Сходным образом кинестетика исходит из “формы” объекта, чтобы выявить смысл испытываемого ощущения. Функции “очертания” и “формы” заключаются в организации других субмодальностей посредством ограничения области их действия и появления.

Сходную функцию в аудиальной системе выполняет субмодальность “паттернинг” (организация тонов, интенсивностей и тембров в значимые контексты).

Размерности в визуальной и кинестетической системах достаточно эквивалентны, чтобы заменить простой визуальный образ тактильным. Визуальный тестируемый объект идентифицируется кинестетическим эталонным объектом настолько же эффективно, как и в противном случае; в обеих ситуациях проведение соответствий облегчается при последовательном, а не одновременном предъявлении стимулов. В пределах же одной модальности одновременное предъявление стимулов наиболее эффективно для визуальной системы, а для кинестетики одновременный и последовательный способы предъявления равно эффективны.
Одно из различий между визуальной и кинестетической системами состоит в том, что при определении размера стимула визуальное наблюдение имеет тенденцию к переоценке, а тактильное - к недооценке. При возникновении противоречий между ощущаемой толщиной объекта и видимой шириной оценка визуального восприятия значительно преобладает над кинестетической.
Это же преобладание суждений из визуальной системы над суждениями из кинестетики очевидно в случае иллюзий типа “размер-вес”. При равном весе более крупные на вид объекты воспринимаются как более легкие, в обратном случае получаются те же результаты. При чисто кинестетической оценке (с повязкой на глазах) испытуемые воспринимают более тяжелые шары как более крупные - эффект очень стоек и не исчезает ни в результате разуверяющих сообщений, ни в результате знания этой иллюзии.
Длительность предъявления звука оценивается как большая по сравнению с той же длительностью, отображаемой световым стимулом (кроме того, излучение яркого света кажется более долгим, чем тусклого, при одной и той же длительности). Восприятие более долгой продолжительности звука по сравнению со светом устойчиво и не зависит от выбранных длительностей, тональностей, цвета, громкости, ширины диапазона. Аудиальные и визуальные представления взаимодействуют так, что эквивалентные аудиальные длительности действуют как долгие якоря на противоположное ощущение. “Пустые интервалы”, перемежаемые аудиальные щелчками, определялись как более долгие, чем идентичные интервалы, перемежаемые вспышками света (если не предъявлялись

эталонные интервалы). Аудиально-длительностные оценки происходят перед визуальными (до них) и повышают точность последних. В аудиальной системе наличие паттерна распознается задолго до того, как появляется возможность его описать; в визуальной - одновременно.
Местоположение. Независимо от того, где возникает стимул - в голове или во внешнем мире - он расположен в определенном месте, даже если его местоположение временно или этим местом является “все вокруг”. Местоположение входит во все сенсорные системы.

В визуальной системе стимул локализуется через установление его положения относительно других одновременно наблюдаемых стимулов (причем он может быть действительно наблюдаем либо “наблюдаем” как внутренний образ).
Кинестетическое “местоположение” за точку отсчета принимает тело, в отличие от визуальной системы, где в качестве точек отсчета используется внешний мир. В кинестетике объекты, присоединенные к телу, как бы расширяют его границы - так, при постукивании палкой, поверхности, которых касается палка, ощущаются на ударяющем конце палки.
Наибольшее взаимодействие между визуальной и кинестетической системами происходит при восприятии личного местоположения и ориентации в пространстве. Для ориентации при слабых наклонах тела большинство людей полагается на вестибулярный аппарат, а при более сильных наклонах - на проприоцепцию. При несообразности вестибулярных и проприоцептивных команд (голова и тело наклонены под различными углами) испытуемые для разрешения противоречия пользуются визуальной системой. Движения глаз влияют на точность локализации звука - люди лучше определяют местоположение источника звука, когда они могут его увидеть.

При отвлечении посторонним источником света точность локализации уменьшается, а при отвлечении тактильными стимулами - нет. Аудиальное перемещение может вызывать систематические перемещения руки, а визуальное перемещение такого эффекта не дает. Резкие движения влияют на точность локализации звука (уменьшают ее).
При определении вертикального положения источников звука испытуемые указывали более высокие звуки как расположенные выше, а более низкие звуки - как расположенные
ниже их действительного местоположения. Подобные внут-римодальные эффекты имеют место в визуальной и кинестетической системах. Так, яркая и совершенно прямая вертикальная линия кажется таковой тогда, когда является стороной прямоугольника.

В кинестетике ощущения прикосновения холода и тепла уменьшают чувство дистанции между носом и скулой испытуемого.
Гипноз и синестезия. При работе с воображаемыми образами в состоянии транса самой легкой процедурой оказывается визуализация цветовых полей или очертаний. В ответ на сильное надавливание на руку образы сокращаются в размерах или частично исчезают, цвета из низкочастотной части спектра светлеют (оранжевый переходит в желтый, красный - в желтый), а цвета из высокочастотной части темнеют (кремовый и синий становятся темными).

При уколе иглой в руку некоторые цвета воспринимаются как потускневшие или потемневшие, либо образы вообще исчезают.
В глубоком трансе удается удаление одной субмодальности. Удаление цвета вызывает отсутствие восприятия глубины и равновесия, удаление яркости - отсутствие восприятия глубины, удаление высоты тона - неспособность к различению объема и яркости.
Эти предварительные данные дают представление о том, что субмодальности действительно взаимодействуют друг с другом, причем разными способами, и что имеет смысл исследовать наличие универсальных паттернов синестезии.
Заключение
Системы репрезентации определяют структуру сенсорной информации, воспринятой сознанием, а паттерны синестезии наделяют последующее восприятие значимостью. Значимость является результатом взаимной корреляции опытов восприятия, такие взаимные корреляции паттернируются (становясь обобщением опыта) и могут быть либо произвольными, либо врожденными. Определение этих паттернов имеет большое значение, поскольку: а) они являются теми строительными блоками, из которых строятся все переживания; и б) способы, которыми они взаимодействуют друг с другом, влияют на параметры любого опыта восприятия.



Содержание раздела