Стадия 3. Аффирмирование. Разверните свои НАМ на 180°, создайте ПАМ позитивные автоматические мысли и "внедрите" их в бессознательное с помощью уже знакомой вам техники аффирмирования.
Стадия 4. "Полевые" тренировки. Сделайте привычный постоянный самоанализ по схеме неприятность мнение последствия, добавив в эту цепочку еще два очень важных звена: опровержение (РОС) и результат.
Мнение, |
||||
Неприятность |
MI.IC.~lt. |
Последствия |
Опровержение |
Результат |
Кондукторша в |
я |
Стало очень |
Не могу же я быть |
Отчаяние и |
автобусе |
наверное. |
грустно до |
совсем дураком с |
грусть |
наорала на |
дурак, что |
отчаяния. |
высшим образованием, |
прошли, но |
меня. |
не понял. |
которого у нее явно |
появилась |
|
чего она |
нет.Скорее всего ее |
злость: чего я |
||
хотела. |
просто кто-то разозлил н она сорвалась на мне. |
дал ей на себя наорать?! |
Стадия 5. Если хотите, подвергните свои негативные автоматические мысли научному анализу с точки зрения тех нарушений в процессе познания, которые мы описали ранее. Делая здесь РОС, вы должны опровергать каждое из отмеченных нарушений. И можете не сомневаться уж в этом-то случае у вас точно найдутся аргументы.
Негативные |
Нарушении в |
Рациональный ответ |
автоматические |
процессе |
самозащита |
мысли или мнения |
познания |
|
Я законченный неудачник (неприятность |
1. Общий вывод из единичного факта. |
1. Нонсенс, я делаю массу вешей удачно и хорошо. |
2. Максимализм. |
2. Глупо убиваться из-за |
|
клиент бросил |
одного единственного |
|
тРУбку). |
клиента. |
|
3. Скачущие умо- |
3. А может быть он просто |
|
заключения |
был не в себе? Запросто |
|
(незнание предшествующего) |
он ведь такой. |
|
4. Ярлык. |
4. Что-то я не называю |
|
себя законченным удачником после одного |
||
,---- |
единственного случая |
438С. Ковалрр
В заключение хочу порекомендовать вам для того чтобы обнаружить позитивные изменения в вашем состоянии, ежедневно (лучше утром оно, как известно, мудренее вечера и за прошлый день) ставить оценку своим самочувствию, активности и настроению (САН), используя, например, 5-балльную оценку: 5
отлично, 4 хорошо, 3 удовлетворительно, 2
неудовлетворительно, 1 плохо.
Кстати, это поможет вам и в определении цикличности ваших состояний параметров их "синусоиды". А все и вся в этом мире идет именно так по синусоиде от хорошего к плохому и обратно. И практически невозможно всегда и везде удерживаться только на хорошем. Точно так же, как и вечно сидеть в чем-то плохом. Но если вы обретете устойчивую точку равновесия "на оси" синусоиды, и хорошее, и плохое станет для вас абсолютно подконтрольным.
Ежели, конечно, вы поймете, что как свет не может существовать без тьмы, так и добро не может осуществиться без зла...
Избавление от горя. Однако никакие когнитивные ухищрения скорее всего не помогут вам полностью или полноценно справиться с горем, возникающим по причине потери любимого вами или просто близкого человека. Здесь необходимо "чистое" НЛП техника работы с горем (иначе ее иногда называют "паттерн прощания") уже известных вам К. и С. Андреас.
Вначале несколько вводных замечаний М. Аткин-сон, из материалов семинара которой я и взял эту технику (хотя может быть, что эти замечания принадлежат К. и С. Андреас). Как вы уже знаете (или догадываетесь), горе это реакция на потерю чего-либо важного, обычно любимого человека, которая сопровождается ошуше-нием пустоты и грусти. Однако люди часто горюют и п другим потерям, которые энэлперы "рассортировываю по пяти категориям (человек, вещь, деятельность, ме
Однако если после этого останутся вторичные негативные чувства, их нужно оптимизировать с помощью других техник НЛП.
Ну а теперь я привожу описание данной техники работы с горем (по материалам семинара "Работа с семьей и ребенком в кризисной ситуации" ЦПП "Катарсис").
ЭТАП 1
По мнению авторов техники, для человека, испытывающего горе, потеря в прошлом обычно воспринимается
как диссоциированная. А поскольку это так, то и чувства связанные с самой потерей, пропадают, и человека окутывает пустота. Поэтому на первом этапе работы с горем необходимо восстановить потерянные чувства и сделать их ресурсом для настоящего по следующему алгоритму.
/. Поставьте ресурсный якорь "Разрушение состояния".
Установите якорь "комфорта" или "здесь и теперь" на случай, если вас захлестнет волна горя из прошлого.
2. Репрезентируйте потерю (отсутствие). Отыщите одно из следующих чувств:
а) собственно потерю. Это та потеря в настоящем, над которой вы горюете и которую воспринимаете как пустоту или отсутствие чего-либо. Валено, чтобы ваша репрезентация включала то, что вы ценили и не хотели терять а не человека или вещь после того как они потеряли свои лучшие качества. Например, если ребенок умер от тяжелой болезни, и его вспоминают как беспомощного умирающего, то это, наверное, не то, что родителям хотелось бы сохранить.
Они горюют над тем, что они ценили в ребенке, а затем потеряли (его смех, игры, особые качества, надежды на будущее и др.). Так что если вы видите перед собой болезнь и смерть, спросите себя: "Откуда я знаю, что потерял что-то ценное?" или "Откуда я знаю, стоит ли об этом горевать?"
б) потенциальную потерю. Это уже как бы некоторое программирование "предварительного оплакивания" горя как реакции на возможную утрату в будущем. Вы представляете ценные, ваэ/сные качества, по как уже потерянные и пропавшие.
Так что подумайте о ком-либо (чем-либо), кто для вас очень важен так, как эт было описано выше, и представьте, что вы его можеп потерять.
3. Определите присутствие.
Теперь вам надо отыскать одно из следующих чувств, напоминающее описанное выше как можно ближе:
а) потерю, воспринимаемую как нечто присутствующее. Это положительное ощущение потери, которая больше не кажется потерей; чувство потери все еще при вас, оно не ушло, но воспринимается как некое присутствие, полнота, как если бы вы ничего не потеряли. Оно все равно дарит вам приятные воспоминания и силы, хотя больше не существует в реальном мире Так, например, мы почти всегда с радостью, но без сожаления вспоминаем свою первую любовь. А умершие мастера искусств (Окуджава, Никулин, Гердт, Высоцкий) до сих пор присутствуют в нашей жизни;
б) ощущение реальным/присутствующим того, что в реальности не присутствует. А вот это уже восприятие некоего позитивного опыта, который сопровождает вас по жизни, но который физически не присутствует с вами в данный момент. Например, у вас есть друг, любящий партнер или супруг, который сейчас далеко от вас.
Тем не менее, думая об этом человеке, о том опыте, который связан с ним, вы ощущаете его как ресурс в настоящем. Как этот опыт представлен в "здесь и сейчас"?
4. Осуществите сравнительный анализ.
Сравните два ощущения (потери п. 2 и присутствия п. 3) и составьте полный список различий по субмодальностям. Обращайте внимание на отличия в ассоциации/диссоциации, движение/застывшая картинка, положение, расстояние и прозрачность и т. д.
5. Определите ключевые собмодальности.
Не торопясь начните трансформировать субмодальности из вашего списка из потери в чувство присутствия. Перед проверкой каждой следующей субмодальиости возвращайте предыдущую в ее первоначальное состояние. Найдите субмодальиости, которые сильнее