Осуществите экологическую проверку


всего уменьшают кинестетическое чувство потери и/ или увеличивают чувство присутствия.
6. Осуществите экологическую проверку.
Есть ли у вас возражения против того, чтобы изменить ваше ощущение потери и превратить его в ресурс настоящего? Если да, то чтобы снять возможные возражения, используйте любую другую подходящую технику НЛП.
1. Произведите субмодальностное редактирование.
Начиная с самых мощных субмодалыюстей, которые вы выявили, измените ощущение потери в ощущение присутствия. При этом обычно содержание репрезентации не меняется. Однако иногда надо немного подстроить само содержание, чтобы оно более соответствовало новой структуре присутствия.
8. Осуществите проверку результатов редактирования.
С точки зрения субмодалыюстей определите, стала ли новая репрезентация потери похожей на ощущение присутствия? Если остались отличия, определите их и используйте для завершения трансформации.
ЭТАП2
На втором этапе процедуры К. и С. Андреас, а также М. Аткинсон предлагают вам осуществить трансформацию ощущения потери в прошлом в ресурсное состояние в настоящем. Результат этой работы во многом будет определяться эффективностью ваших собственных внутренних стратегий.
Дело в том, что по справедливому замечанию вышеупомянутых авторов, у многих людей внутренние стратегии преодоления горя не включают в себя поиск подходящей замены потерянного ощущения. Поэтому этап 2 был разработан ими именно на основе наиболее эффективных стратегий преодоления горя и является своеобразной


подстройкой к будущему. На этом этапе человек как бы утверждается в необходимости поиска подходящей замены потерянного ощущения в настоящем и будущем (правда, иногда это происходит само собой после суб-модалыюстного редактирования, сделанного на первом этапе).
/. Вспомните о важном утраченном чувстве.
Возьмите важное чувство, которое вы только что трансформировали из состояния потери в состояние присутствия, и представьте его настолько полно, насколько это возможно для вас в любом удобном виде.
2. Определите результаты и/или метарезультаты.
Не выпуская из виду эту вновь созданную репрезентацию, в другом месте найдите и представьте себе те качества, свойства, или результаты чувства, которые делают его столь важным и ценным для вас (возмоэ/сно вы уже начали это делать на этапе 1).
3. Осуществите трансформацию.
Какую форму могло бы принять подобное чувство с такими качествами и свойствами если бы оно повторилось в будущем? Как могли бы вы испытать это чувство в будущем, но при этом достичь иного результата? Сохранив эти качества, свойства и результаты, вы создаете дополнительные репрезентации в еще одной (третьей) позиции (стороннего наблюдателя), которая более подходит для вас в вашем настоящем и будущем.

Эти репрезентации могут несколько отличаться от вашего опыта в прошлом вам лее необходимо подстроить их: и под вашу нынешнюю реальность, и под вашу проекцию будущего. Однако они обязательно должны быть привлекательны и убедительны, хотя и не слишком конкретны, о, возможно, далее и несколько расплывчаты т.е. допускающие возможные интерпретации и изменения.
4. Проведите экологическую проверку.
Есть ли у вас какие-либо возраэ/сения против того, чтобы сделать построенные вами проекции (полученные Результаты) частью вашего будущего? В случае, если
остаются возражения, подстройте репрезентации или проведите переосмысление.
5. Установите свои чувства в будущем.
Разместите новое ощущение в своем будущем (там где это кажется вам подходящим), чтобы сделать ващу жизнь более полной и радостной.
Проработка чувства стыда или вины. Методика работы с горем, которая описана выше, принадлежит, как
вы уже знаете, двум очень талантливым энэлперам
Копире и Стиву Андреас. Они же разработали и еще один (также субмодальностный) способ переработки весьма терзающего многих чувства стыда.
Привожу описание данной техники, чтобы вы могли не только изучить ее, но еще и лучше научиться работать со своими чувствами посредством субмодаль-ностного редактирования.
Итак, техника работы с чувством стыда или вины (описываю ее по книге С. и К. Андреас "Сердце мозга").


1. Определите, о чем вы думаете, когда испытываете чувство стыда. Как вы стыдитесь? Что вы должны увидеть, ощутить или услышать (и что должны сказать себе), чтобы почувствовать стыд? Почти каэ/с-дый человек видит перед собой определенную картину, хотя поначалу он это и не осознает.

Возможно, вам помелеет, если вы спросите себя: "Если бы я знал, что это будет, какую бы картину я увидел?", а затем обратите внимание на то, что придет вам па ум.
2. Вспомните о случае, когда вы нарушили какое-то правило, но не испытали стыд, а прореагировали как-то иначе. Как располагаются эти случаи в вашем внутреннем пространстве и на каком расстоянии от вас?
3. Осуществите анализ субмодальностей. Помимо прочего, обратите внимание на то, какого размера в этих случаях окружающие вас люди и вы сами (стыдясь, мы часто видим себя маленькими). Непременно вое-
пользуйтесь своим ресурсным случаем, где вы одного размера с окружающими.
4. Трансформируйте "стыд" в "ресурсное" ощущение.
а) Прежде всего убедитесь, что тот, кого вы видите на картине, полностью соответствует вам в жизни. Если вы заметили какие-то физические отличия, постарайтесь внести изменения, чтобы вновь стать самим собой.
б) Затем приведите себя в соответствие с окружающими, либо увеличив себя до их размеров, либо уменьшив их до своего размера.
в) Измените местонахождение вашего образа "стыда" и просто перенесите его туда, где находится "ресурсный" случай. Часто это действие влечет за собой другие изменения в разнице кодирования.
г) Внесите дополнительные изменения, требующиеся для того, чтобы случай, вызвавший у вас чувство стыда, превратился в ресурсный случай. Возможно, вы превратите этот случай в фильм, добавите какой-то кусок или внесете другие изменения.
5. Проверка. Испытываете ли вы теперь одинаковое чувство в обеих ситуациях? Если нет, найдите теперь еще какие-нибудь различия в субмодалыюстном кодировании и измените их с тем, чтобы завершить трансформацию чувства стыда.
6. Оцените жизненные принципы и нормы поведения. Сначала спросите себя: "Какие нормы я нарушаю в случаях, когда обычно испытываю чувство стыда?", "Если я не хочу следовать этим нормам, то какие нормы я выберу для себя?", "Хотелось бы мне, чтобы этим пор-мам следовали окружающие меня люди?" (так называемый "вопрос золотого правила").
7. Запрограммируйте свое будущее. Учитывая Жизненные принципы окружающих, а также те, которым вы хотите следовать, сначала решите, что вы
хотите сделать, а затем представьте, что вы действуете в соответствии с этими принципами и принципами окружающих.
8. Обобщите приобретенные ваши знания. Для этого прежде всего вновь повторите этапы с 1 по 7, по на этот раз с другим случаем, когда вы тоже испытали чувство стыда. Большинство людей обнаруживают, что во второй раз они проходят практически через те у/се самые изменения, поэтому процесс идет гораздо легче и быстрее.

Эти действия помогут вам убедиться в том, что ваш мозг отлично знает, как поступать в тех ситуациях, когда вы нарушили чьи-то нормы.
9. Распространите приобретенные вами знания о прошлом. Теперь, когда вы трансформировали два случая по отдельности, возможно, вы уже готовы взять приобретенные вами знания и распространить их на свое прошлое.
Для этого вспомните самый первый случай, когда вы испытали чувство стыда (предположим, что вам тогда было четыре года). Теперь представьте, что вы берете свою новую способность борьбы с чувством стыда и переносите ее в то время, когда вам еще не было четырех лет. Затем вы совершите быстрое путешествие во времени, сохраняя все время эту только что приобретенную способность. По мере того, как вы приближаетесь к настоящему, все ваши прошлые переживания, связанные с чувством стыда, будут претерпевать изменения. После того как вы вновь окажетесь в настоящем, оглянитесь назад, в прошлое, и заметьте, насколько оно изменилось.

Затем можете представить, как вы отправляетесь в будущее, чувствуя, насколько и оно изменилось благодаря приобретенной вами способности.
. Формирование любви к себе. А теперь последнее в этой ну очень длинной главе. О формировании той самой любви к себе, которая может стать надежным заслоном для любых ваших негативных чувств.
Обычно для этого я использую технику "взгляд па себя глазами влюбленного в вас человека", которую почерпнул у все той же М. Аткинсон. В сути своей это немного трансовая методика, полную инструкцию которой вы можете записать на магнитофон для своеобразного "самовоспроизведения".
Привожу полный текст этой техники (по материалам семинара М. Аткинсон "Работа с семьей и ребенком в кризисной ситуации, ЦПП "Катарсис").
"Сейчас вы станете писателем. Вы пишете книгу, в которой одним из героев, которые сформировали вашу жизнь такой как она есть, являетесь вы сами.



Содержание раздела