Лингвистические модальные операторы


Согласно НЛП, к основным функциям убеждений относятся следующие (по материалам мастерского курса X. Бренера и X. Консбах, ИГИСП).
Убеждения функционируют как фильтры.
Они обеспечивают то, что вы заметите важные (для себя) вещи и отвергните то, что неважно. Ваши убеждения говорят вам, что вы можете делать, а что
нет в настоящем и в будущем (но опять-таки- с
вашей собственной точки зрения).
Убеждения определяют вашу реакцию причем в любой момент времени.
Убеждения структурируют ваши переживания и говорят, что делать дальше.
Убеждения заполняют разрывы в знаниях.
Когда мы не знаем, что является истинным, нам нужны убеждения для заполнения этих разрывов. Мы образуем связки, которые помогают сделать наши переживания целостными.
Убеждения придают смысл вашей жизни, помогают вам сформировать цели и знать, что нужно делать и как себя вести.
Видите, как много они для вас делают? Н о только до тех пор, пока не перейдут в разряд уже упоминавшихся ограничивающих убеждений, которые точнее всего можно было бы назвать убеждениями неэкологичными т.е. не соответствующими сути, естеству и течению нашей жизни.
Определение ограничивающих убеждений. Немного отвлекусь и (с учетом рекомендованных далее упражнений) в первом приближении опишу, как можно выявлять убеждения. Вообще-то, самостоятельно выявить собственные ограничивающие убеждения без посторонней помощи, мягко говоря, нелегко как можно обнаружить ошибочность того, во что ты веришь?

Однако есть общие признаки репрезентации убеждений, по которым их можно определить. Так, в качестве своеобразных индикаторов наличия убеждений (того, что вы на них наткнулись) в НЛП обычно выступают следующие паттерны (по материалам семинаров П. Врицы, ИГИСП).
Лингвистические (языковые)
модальные операторы возможности, долженствования и необходимости ("могу не
могу", "должен не должен", "необходимо не желательно");
высококонтекстуальные слова типа "Быть", "Есть", "Значить" и "Следовательно" (без обяснения почему);
универсальные квантификаторы ("всегда", "никогда", "никто, "ничто", "все" и т.п.);
словесные структуры типа "Если..., то ..." Психофизиологические
вовлеченность нервной системы (это когда человек как бы весь в этом);
неадекватная эмоциональность (отстаивание "с пеной у рта") и
иррациональные ответы ("Все равно это так!"). Если вы обнаружите нечто подобное вышеописанному, знайте: сейчас говорите и думаете не вы (он), а ваши (его) убеждения. Раз так, попробуйте определить это убеждение, последовательно задавая себе (ему) хитрый энэл-перский вопрос: "что должно быть правдой, чтобы это было верным?" А определив убеждение, задайте еще один интересный вопрос: а полезно ли для меня (него) это убеждение?

Т.е. можно ли считать его экологичным действительно помогающим жить в этом непрерывно меняющемся мире, который мы тщимся остановить и упорядочить с помощью наших убеждений?
Три врага выздоровления. Какие именно убеждения следует считать неэкологичными? Вообще-то все, которые мешают нам жить.

Но прежде чем мы до них доберемся, нам надлежит разобраться с тремя самыми страшными "врагами" вашего выздоровления, а заодно и любого дела вашей жизни. Таковыми Р. Дилтс в своей книге "Изменение убеждений с помощью НЛП" считает убеждения в
безнадежности,
беспомощности и
незаслуженности.
364
Убеждение в безнадежности присутствует всегда когда человек не имеет надежды относительно результата. Он чувствует или убежден, что добиться результата просто невозможно. А потому и беспокоиться об этом не стоит.

И если, читая мою книгу, вы думаете про себя: "Все равно это ничего не даст", у вас налицо убеждение в безнадежности.
Убеждение в беспомощности имеет в своей основе печальное заблуждение "Другие могут, но не я", в корне противоречащее одному из базовых положений нейролингвистического программирования, по которому "если это возможно в мире, это возможно и для меня". "Да, кто-нибудь точно вылечится с помощью этой книги. Кто-нибудь, но не я. Это, наверное, возможно излечиться по НЛП, но у меня на это не хватит способностей. А те, кто победили рак, так это, наверное, вообще люди особого сорта не такие, как я". Нет ли чего-то подобного и в вашей голове?



Если да, то у вас явно присутствует убеждение в собственной беспомощности.
И, наконец, убеждение в незаслуженности. Здесь все ясно и прозрачно, ибо мы бессознательно позволяем себе добиться только того, что считаем для себя заслуженным. И не только не добиваемся, но, скорее, даже "отбиваемся" от всего того, что считаем незаслуженным собой и для себя. Так что скажите, а вы действительно верите в то, что заслуживаете выздоровления?

Или где-то там, в глубинах вашего бессознательного, у вас бродят мысли типа: "И поделом. Так мне и надо!" или даже новомодное: "Это моя карма..." Если да, то, значит, вы являетесь жертвой убеждения в незаслуженности.
Так может быть стоит их убрать, превратив в нечто полезное для дела исцеления в частности и жизни вообще? Лучше всего это можно сделать именно и только методами НЛП. Но об этом в следующем разделе.
Упражнение 80.
Ориентируясь на вышеприведенные признаки, потренируйтесь в определении убеждений ваших партнеров по общению. Выявленные убеждения зафиксируйте (т.е. просто запишите).
Упражнение 81.
Договорившись с самым покладистым из этих партнеров (лучше всего с кем-то из близких родственников, которые вынуждены терпеть нас, что называется, по определению), возьмите любое из выявленных у него ограничивающих убеждений и обясните на этом примере
роль и функции наших убеждений,
то, как данное конкретное убеждение
помогает ему жить и
не дает жить "в полную силу".
Упражнение 82.
- Попробуйте определить ваши собственные убеждения относительно болезни и выздоровления, задав себе (многократно) следующие вопросы
Во что я верю в связи с
- болезнью,
- здоровьем,
- возможностями исцеления.
По каким правилам я живу в связи с
- болезнью,
- здоровьем,
С. Ковалрн
- возможностями исцеления. Определите, насколько каждое из этих выявленных убеждений помогает вам
сохранить вашу болезнь "в неприкосновенности",
действительно излечиться.
Упражнение 83.
Воспользовавшись десятибалльной шкалой, определите, насколько вы верите (10 соответствует максимальной вере, а 0 ее отсутствию) в
возможности лечения вашего конкретного заболевания,
возможности вашего собственного излечения,
"заслуженность" этого излечения именно для вас.
Учтите, что критическое значение баллов, обеспечивающее эффективное исцеление, должно быть не меньше 6-7, а лучше 8 и более...
3.2. НЛП-техники изменения
убеждений и работа с фиксированными
идеями
Базовая техника изменения убеждений. Основная или, иначе базовая, техника работы с убеждениями, разработанная Р. Бэндлером весьма эффективна и, в общем-то, не сложнадля любого, кто освоил принципы и приемы субмодальностного редактирования. Единственное затруднение в ее использовании обычно бывает связано с поиском репрезентации убеждения т.е. того, как оно
представлено в VAKD (в каких субмодальностях). Посему дам вам подсказку: по моему опыту у очень многих людей убеждения кодируются их мозгом в основном субмодальностями пространственного расположения и размера (но не только и не всегда). Так, например, убеждение обычно оказывается близким, высоко расположенным, крупным и плотным, а сомнение далеким, низко расположенным, небольшим и/или "разряженным".
Привожу полное описание техники изменения убеэ/сдеиий (по книге Р. Бэндлера "Используйте свой мозг для изменений").
А. Сбор информации и подготовка.
1. Подумайте о своем убеждении, касающемся вас самих. Убеждение, которое вы не хотели бы иметь, потому что оно как-то ограничивает вас или приводит к нежелательным последствиям. Как вы представляете это у беэ/сдение в своем внутреннем опыте (т.е. как узнаете о том, что "проявилось" это убеждение как вы его видите, слышите или ощущаете) ?
2. Теперь подумайте о том, в чем вы сомневаетесь о чем-то, что может быть верно, а может и нет: вы не уверены. Как вы представляете это сомнение в своем внутреннем опыте?
Однако когда вы ищите то, в чем вы сомневаетесь, убедитесь, что вы в этом "сомнительном" действительно не уверены. Если вы говорите что-то вроде: "Я сомневаюсь, что это хорошая идея", то на самом деле мелеете иметь в виду, что уверены, что это идея плохая. Сомнение это когда вы колеблетесь от мысли, что нечто может быть верно, к мысли, что это может быть неверно; вы просто не знаете.
3. Проведите сравнительный анализ, чтобы найти и перечислить субмодальные различия между Верой и Сомнением точно так, как вы это делали раньше в главе "Их величества субмодальности", например, с замешательством и пониманием.



Содержание раздела