Высвобождение негативных чувств


ОГРАНИЧИВАЮЩИХ
УБЕЖДЕНИЙ
"Я не могу в это поверить", сказала Алиса.
"Не можешь?" повторила королева тоном сожаления. "Попробуй снова и дыши глубже". Алиса рассмеялась. "Глупо пытаться", сказала она. "Нельзя поверить в невозможное".
"Осмелюсь напомнить, что у тебя нет богатой практики", сказала королева. "В твоем возрасте я практиковалась по полчаса в день. Бывало, что до завтрака я успевала поверить не менее чем в шесть невозможных вещей".
Л. Кэрролл
Прежде чем перейти к рассказу об этомтретьем шаге в системе-максимум НЛП-исцеления, позволю себе задать нескромный вопрос: как вы сейчас себя чувствуете? Надеюсь, что лучше, поскольку довольно значи-
тельная часть "психологической" составляющей вашей болезни к этому моменту должна быть прояснена и проработана. Но думаю, что еще не совсем хорошо, потому что появлению такого совершенно необходимого для активизации нейро-соматического фактора, как вера все еще мешает такая невинная (но только на первый взгляд) вещь, как ваши убеждения
о болезни,
об излечении и
о жизни.
Давайте выясним, что именно в этих самых убеждениях вам стоит также прояснить и проработать, рассмотрев:
роль убеждений в жизни человека,
НЛП-техники изменения убеждений и способы работы с фиксированными идеями, а также
формализованные методы определения и преодоления органичивающих убеждений.
3.1. Убеждения и их роль в жизни человека
Сила наших убеждений. Свой рассказ об убеждениях мне хотелось бы начать с одной истории. Ныне она стала уже легендой, а точнее, анекдотом, который любят рассказывать психотерапевты.

Правда, есть сведения, что история эта на самом деле имела место в терапевтической практике А. Маслоу, однако сведения эти непроверенные, поэтому я расскажу ее именно как анекдот.
Итак, жил-был пациент, который был твердо уверен, что он труп. Все попытки психотерапевта переубедить это-Го "живого мертвеца" неизбежно заканчивались крахом, и тогда он решился на крайнее средство.
Во время очередного сеанса он спросил своего пациента:
Могут ли трупы кровоточить?
Что вы, доктор, снисходительно-покровительственно ответил пациент. Вроде взрослый и умный человек, а не знаете такой простой вещи. Конечно, трупы не могут кровоточить!
И тогда психотерапевт достал припрятанный скальпель и быстро полоснул им по руке пациента. Полилась кровь, на которую воззрились оба присутствующиходин с недоумением, а второй с торжеством и надеждой (я думаю, вы догадались, кто).
Так что вы теперь скажете? первым не выдержал паузы психотерапевт.
Да, доктор, ответствовал пациент. Теперь я вижу, что вы правы, а я не прав... Трупы могут кровоточить!
Отсмеялись? Тогда (теперь) задумайтесь нет, не о тяжкой доле психотерапевтов, которые вынуждены работать и с такими вот (с любыми!) пациентами. А о фантастической силе человеческих убеждений, которые, часто не соответствуя действительности (иногда ни на йоту!), остаются тем не менее непоколебимыми и продолжают направлять нас по дороге, ведущей в ад (эта дорога, по мнению энэлперов, вымощена не только и не столько благими намерениями, сколько нашими ограничивающими убеждениями).

Вот только важно понимать, что ограничивающими убеждения становятся не потому, что они верны или не верны. А потому, что оказываются неэкологичными. То есть не дают жить эффективно и радостно...
Убеждения и регуляция нашего поведения. Дело в том, что убеждения относятся к одному из высших уровней регуляции человеческого поведения и деятельности. Сие было бы совсем хорошо и здорово, если бы не одно "но". К сожалению, основной функцией убеждения является стиМУ лироваиие человека на непрерывный поиск их (убеждены I
подтверждения. То есть на яростное (особенно если заденут "за живое") стремление еще раз подтвердить, что это вот убеждение истинно. А вовсе не проверка того, истинно ли оно. Результат удивительно странная жизнь большинства из нас. "Вглухую", когда человек не вслушивается (просто не допускает до сознания) в аргументы других людей и даже доводы собственного рассудка или бессознательного. И "вслепую", когда он начисто не замечает ничего, что опровергало бы его убеждение, но зато тут же "узревает" все, что это убеждение подтверждаетдаже если там нет ничего подтверждающего...



Так что от упомянутого в начале этой главы пациента мы отличаемся только тем, что убеждения у нас не такие странные. Но все равно ограничивающие.
"Так называемый здравый смысл", любил говаривать Эйнштейн, это всего-навсего предрассудки, которые складываются до восемнадцати лет". "Верь, чтобы понимать", в свою очередь утверждали адепты восточных систем самосовершенствования. Казалось бы, какая здесь связь? Тем не менее она есть пусть и не явная. Ибо и в первом, и втором случае мы опять-таки сталкиваемся с феноменом убеждений. Тех самых, которые, с одной стороны, помогают нам очень быстро, не прилагая особых мысленных усилий, разобраться в происходящем (сколько раз, например, в сложной дорожной ситуации, созданной женщиной-водителем, вы вместо того, чтобы разобраться в происходящем, снисходительно констатировали "Баба это не водитель" и, отключив мозги и не обременяя себя дополнительной мыслительной деятельностью, ехали дальше?).

С другой стороны, эти самые убеждения очень мешают нам жить, совершенствоваться и просто воспринимать жизнь. И не случайно тот же Эйнштейн на вопрос о том, как делается открытие, однажды ответил: "Есть десять человек, которые знают, что этого быть не Может (убеждены в этом). Потом приходит один, который этого не знает. Он-то и делает открытие..."
360 С. Ковал
Получается, что библейское "каждому по его вере" (что в современном переводе значит "каждому в соответствии с его убеждениями"), действительно является абсолютной внепространственной и вневременной -истиной которую даже многие верующие христиане не понимают до конца и, собственно, смысла (этой истины). А ведь все очень и очень просто. Вы получаете в этой жизни то, во что верите. То, в чем убеждены. Ибо именно убеждения резче и четче всего селектируют вашу действительность и деятельность на "возможно" и "невозможно".

Что порождает ее подразделение на "будет, состоится" и "не будет, не состоится". И если вы твердо говорите себе "это возможно", сколь бы головоломным не было то, к чему вы приступаете, оно действительно окажется возможным. А если вы, наоборот, твердите "это невозможно", любое, самое пустячное дело окажется трудным и неосуществимым.

Так что, вы здоровы до тех пор, пока верите в это. Заболеваете, когда утратили эту веру в собственное здоровье. И выздоравливаете, как только обретете истинную веру в возможность исцеления посредством предлагаемого вам способа лечения. Ибо исцеляет не лечение, а вера в его эффективность.

И лечение с верой дает куда больший эффект, чем без оной. Так что стоит не пожалеть ни времени, ни сил на то, чтобы привести ваши убеждения в соответствие с программой вашего самоисцеления...
Функции человеческих убеждений. Только не надо после всего сказанного начинать смотреть на свои убеждения как на бяку с букой вместе взятых. Да, никуда не деться от упомянутого мною факта, что основной функцией наших убеждений является подтверждение того, что нечто истин)ю, а не проверка того, истинно ли это. Однако из этого следует, что любое убеждение может быть и добром, и злом, и полезным, и вредным.

Если оно истинно, то с его помощью вы сможете легко и, в общем-то, безошибочно ориентироваться в ситуации, мгновенно отделяя зерна от плевел. Если же убеждение ложно, оно мо-
ясет оказаться способным попросту исковеркать вам жизнь, за бортом которой окажется все, что не соответствует этому убеждению. Весьма известная многим ситуация "Не могу поступиться принципами" лукавыми энэл-перами давно уже расшифровывается с позиции вторичной выгоды констатировавшего сие человека "Могу не поступаться принципами". А что удобно, а главное полезно! Зато всегда ведь можно обясниться с другими (а заодно оправдаться перед собой) по поводу каких-либо неправомерных действий. "Не могу бросить пить", "Не могу делать зарядку". Да нет же, нет и нет.

В основе этих ограничивающих убеждений лукавые мысли типа "могу не бросать пить" и "могу не делать зарядку"...
Впрочем, мы отвлеклись. Вернемся к анализу феномена убеждения. По своей сути оно представляет собой просто обобщение. О себе самом, о мире или о себе и о мире включая других и их взаимоотношения.

Убеждение это некая "генерализация": о причинах, смыслах и границах. Генерализация эта помогает нам справляться с превышающим уровень нашего восприятия количеством деталей и сделать мир предсказуемым. Так, имея убеждение об опасности крупных собак, вы не анализируете породу приближающегося к вам мохнатого чудовища, а просто даете деру. Главное же заключается в том, что если мы уж в чем-то убеждены, мы будем вести себя так, чтобы это убеждение подтвердилось.

Т.е. если мы, например, искренне верим, что нас не любят, то и вести себя будем так, чтобы это верование подтвердилось капризно, враждебно, подозрительно и т.д. и т.п.



Содержание раздела