Наши тела - это наши сады


вально убить нас. Но мы гораздо реже слышим о тех случаях, когда положительные состояния излечивают людей.
Одна из наиболее интересных историй рассказана Норманом Казинсом в книге Анатомия болезни. Он описывает свое чудесное выздоровление от долгой и тяжелой болезни, когда ему пришлось буквально просмеяться на протяжении всего пути к выздоровлению. Смех был единственным оружием, которое Казинс использовал в своей сознательной попытке мобилизовать волю к жизни и выздороветь. Большая часть его дня состояла из просмотра комедийных фильмов, телевизионных программ и чтения книг, которые заставляли его смеяться. Это радикально меняло его устойчивое внутреннее представление, а смех в значительной степени изменил его физиологию и дал новые сообщения в нервную систему.

Казинс обнаружил немедленные положительные изменения в физическом состоянии. Он стал лучше спать, боли уменьшились, улучшилось общее физическое состояние.
Вскоре он полностью выздоровел, хотя один из его докторов говорил, что шансов поправиться у него один на пятьдесят. Казинс делает вывод: Я понял, что нельзя недооценивать возможности человеческого духа и тела к регенерации - даже тогда, когда перспективы кажутся мизерными.

Жизненная сила, очевидно, - наименее понятая сила на земле.
Некоторые захватывающие исследования, появляющиеся в последнее время, могут пролить какой-то свет на опыт Казинса и подобных ему. Эти исследования посвящены способу, с помощью которого наше выражение лица оказывает влияние на наше самочувствие, при этом исследователи приходят к выводу, что не улыбка или смех заставляет нас чувствовать себя хорошо, ощущать бодрость духа. Скорее наоборот, когда
мы улыбаемся и смеемся, мы таким образом регулируем свои биологические процессы, которые заставляют нас чувствовать себя хорошо. Они усиливают приток крови к мозгу, повышают уровень кислорода в крови и, соответственно, уровень стимуляции нервных клеток.

То же самое происходит и с другими оттенками чувств. Если вы наденете на свое лицо маску страха или злобы, ненависти или удивления, именно эти эмоции вы и почувствуете.
Наши тела - это наши сады... А наши желания - садовники.
Уильям Шекспир
На нашем лице около восьмидесяти мышц, и они действуют как своеобразные шлагбаумы, либо ограничивая приток крови к мозгу устойчивым, даже тогда, когда наше тело испытывает перегрузки, либо влияя на доступ крови к мозгу и таким образом воздействуя на его функционирование. В замечательной работе, написанной в 1907 году, французский врач Израэль Вейн-баум выдвинул теоретическое положение о том, что выражение лица в действительности влияет на наши чувства. Другие исследователи уже в настоящее время приходят к такому же выводу. Как сказал в своем интервью газете Лос-Анджелес тайме (5 июня 1985 года) доктор Пол Экман, профессор психиатрии из Калифорнийского университета: Мы знаем, что если вами владеет какое-то чувство, оно проявляется на вашем лице. А теперь мы знаем, что существует и обратный процесс.

Вы чувствуете то, что "надеваете" на свое лицо... Если вы начнете смеяться, испытывая страдание, вы перестанете испытывать страдание.

Если лицо изображает печаль, вы будете печальны и в душе. По существу, Экман излагает тот принцип, который помогает
обмануть даже детектор лжи. Люди, приводящие себя в физиологическое состояние убежденности, даже когда им приходится лгать, не будут регистрироваться как лжецы на детекторе лжи.
Все это находится в соответствии с тем, что и я, и другие сторонники науки НЛП уже многие годы внушаем общественности. Теперь, наконец, научная общественность вроде бы начинает понимать, что и мы кое-что обнаружили и можем быть полезны. В этой книге есть еще много таких вещей, которые будут оценены со временем.

Но вам не следует ждать, пока академические исследователи подтвердят это. Вы можете начать использовать все это прямо сейчас - и сейчас же получите нужные вам результаты.
Мы так много узнали о взаимоотношениях сознания и тела, что некоторым людям может показаться, что главное - это как следует ухаживать за своим телом. Если организм работает в оптимальном режиме, то и мозг будет столь же эффективен.

Чем разумнее вы пользуетесь собственным телом, тем лучше работает ваш мозг. В этом суть работы Моше Фельденкрейса. Он использует систему движений, чтобы обучать людей мыслить и жить. Фельденкрейс обнаружил, что, выполняя работу на кинестетическом уровне, вы можете изменить собственное представление о себе, свое состояние и общее функционирование мозга.

Фактически он утверждает, что качество вашей жизни определяется качеством ваших движений. Его работы являются бесценным пособием для изменения человека посредством изменения его физиологии.
Это изменение физиологии должно осуществляться согласованно, конгруэнтно. Если я передаю вам важное сообщение, но мой голос слаб и неуверен, а мимика и жесты неубедительны и не сосредоточенны, значит, я веду себя не конгруэнтно. Не конгруэнтность мешает
мне быть убедительным, каким я могу быть, не дает мне делать то, что я могу сделать, и мешает мне перейти в самое продуктивное свое состояние. Если давать себе противоречивые указания, то можно получить тот же результат, что и в известной басне о лебеде, раке и щуке.
Вы можете вспомнить такие случаи в жизни, когда не доверяли кому-то, но не могли объяснить почему. Казалось бы, все, что говорит этот человек, имеет смысл, но вы почему-то не склонны были ему верить. Дело в том, что ваше подсознание улавливало то, что сознание пропускало. Например, когда вы задавали вопрос, этот человек, возможно, отвечал да, но в то же самое время отрицательно покачивал головой.

Или, возможно, он говорил: Я сделаю это, но вы подсознательно отмечали, что его плечи опущены, глаза потуплены, а дыхание поверхностно. Все эти признаки говорили вашему сознанию, что в действительности он хочет сказать: Я не смогу это сделать. Частично он хотел сделать то, о чем вы его просите, частично - противился этому. Отчасти он был уверен в успехе, а отчасти - нет. Эта раздвоенность работала против него.

Он хотел двигаться в двух направлениях одновременно. Его слова выражали одно, а физиология - совсем другое.
Мы все в жизни испытывали подобную неконгруэнтность, когда хотели чего-то, но что-то в глубине души останавливало нас. Конгруэнтность - большая сила. Преуспевающие люди - это те, кто может собрать воедино все свои ресурсы, умственные и физиологические, и заставить их работать согласованно на достижение нужной цели. Прервите на минуту чтение этой книги и вспомните трех знакомых вам людей, которых вы считаете наиболее конгруэнтными.

А теперь вспомните троих, которые, на ваш взгляд, наименее конгруэнтны. Ка-
кая разница между ними? Кто из них оказывает на вас более сильное влияние?
Развитие конгруэнтности - основной ключ к личной власти над другими людьми. Когда я что-то рассказываю, я самовыражаюсь - словами, голосом, дыханием, всей своей физиологией.

Когда совпадают слова и другие средства выражения, в мой мозг поступают четкие сигналы о том, какой результат я хочу получить. И мой мозг отвечает на это соответственно.
Если вы говорите себе: Да, вроде бы я знаю, что мне надо делать, а ваша физиология остается слабой и нерешительной, то какого типа сообщение поступит в ваш мозг? Это то же самое, что смотреть телевизор сквозь помехи на экране.

Вряд ли удастся разобрать, что там происходит. Это же относится и к вашему мозгу: если поступающие от вашего тела сигналы слабые или противоречивые, у мозга нет четкого представления о том, что ему делать. Это можно уподобить поведению солдат, которых перед боем инструктирует генерал: Давайте попробуем сделать так. Я не уверен, что у нас это получится, но давайте попробуем и посмотрим, что выйдет.

Как вы думаете, каково будет состояние солдат после такого инструктажа?
Если же вы скажете: Я совершенно твердо намерен сделать это, а ваша физиология поддержит вас в этом, то есть ваша осанка, выражение лица, ритм дыхания, качество ваших жестов и движений, ваши слова и тональность голоса совпадут, можно гарантировать, что у вас все получится. Конгруэнтное состояние - это то, к чему мы все стремимся, а самый главный шаг в этом направлении - уверенность в том, что вы владеете твердой, решительной и цельной философией.

Если же ваши слова и движения тела не совпадают, вы не сможете предпринять по-настоящему эффективные ДеЙСТВИЯ.
Один из способов выработки в себе конгруэнтности - моделирование физиологии тех людей, которых вы считаете очень конгруэнтными. Суть моделирования состоит в том, чтобы выяснить, какие участки мозга этот преуспевающий человек использует в данной ситуации. Если вы хотите действовать столь же эффективно, вам нужно таким же образом использовать свой собственный мозг. Если будете в точности воспроизводить физиологию другого человека, вы будете использовать ресурсы тех же участков мозга.

А сейчас находитесь ли вы в конгруэнтном состоянии? Если нет, перейдите в него. Какой процент времени вы находитесь в конгруэнтном состоянии?

Не можете ли вы быть в таком состоянии чаще? Начните это прямо с сегодняшнего дня.

Прервите на минутку чтение и вспомните пять известных вам конгруэнтных людей с мощной физиологией, которым вы хотели бы подражать. Чем их физиология отличается от вашей?

Как эти люди сидят, как стоят? Как двигаются?

Каково обычное выражение их лица, каковы их любимые жесты? Расслабьтесь и примите такую позу, в которой они обычно сидят.

Придайте своему лицу такое же выражение, попробуйте перенять их жесты. Замечаете, как по-другому вы стали себя чувствовать?!



Содержание  Назад  Вперед