Внушение по общему характеру феномена.


 
6. Внушение по общему характеру феномена.
 
 
Перед описанием данного вида внушений следует кратко определить, что здесь подразумевается под словом феномен. В более узком понимании практических интересов гипнотизёра феномен обозначает любой естественный феномен проявлений тела и психических возможностей. Это может быть мечтание, воспоминание, невольное застывание тела или части тела в каталепсии, радость, страх, удовольствие, расслабление тела, ощущение лёгкости или тяжести и т.д. и т.п. Список почти бесконечен.

Тем ни менее, здесь речь не идёт о более сложных, многосоставных и многоплановых психологических функциях.
 
Итак, внушение по общему характеру феномена используется для того, чтобы вызвать нужный феномен по форме. К смысловому содержанию феномена гораздо проще перейти, когда организм уже функционирует в режиме данного феномена. Это внушение, как правило, предваряет последующую работу с клиентом. К примеру, если попросить клиента вспомнить, как прошёл последний звонок в школе, где он учился, то организм и психика уже настраиваются на воспоминание.

А из предваряющего воспоминания или серии воспоминаний намного проще перейти к искомому воспоминанию. Внушениями по общему характеру феномена можно проводить своего рода пристрелку к цели. Так бывает, когда речь идёт о необходимости подготовить клиента к восприятию внушаемой идеи, которую он изначально принять не готов, но в принципе принять может.

В иных случаях с помощью внушений по общему характеру феноменов можно просто более плавно и осторожно работать с клиентом. Некоторые гипнотизёры бывают склонны этим внушением пользоваться как способом прощупать настрой, состояние и готовность клиента к какому-то изменению. Например, исследуют для дальнейшего использования – можно ли вызвать у клиента прилив позитивного настроения, если ему хорошо удаётся вспоминать или придумывать ситуации, в которых он чувствовал бы прилив сил и эмоциональный подъём.
 
Примеры:
 
 
Ситуация:
 
Не столько на приём, сколько просто в гости зашёл средних лет человек. В своё время он получил образование психиатра, вёл практику психотерапевта, а потом перешёл на проведение групповой работы в стиле свободных встреч. Он не любил называть себя психиатром и даже не говорил о своём образовании. Вокруг него всегда кружилось десятка полтора человек.

Его взгляды отличались явным цинизмом и предельно биологизированным отношением к человеку. Он говорил, что если хочешь понять человека, то изучи поведение шимпанзе. Гипноз он считал профанацией от некоторых мошенников-психологов, эксплуатирующих истерические комплексы, и предметом экзальтированной веры тех, кто не был в ладах с реальностью и здравым смыслом. В кабинет к гипнотизёру коллега зашёл, чтобы в приятельской беседе разгромить мракобесие своего оппонента. В разговоре с гипнотизёром он согласился, что человек склонен проживать самые разные состояния, но состояние гипнотического транса у него не бывало, оно ему ненужно и неинтересно.

В кресле бывший психиатр устроился удобно и настроился на интересный для него разговор о сути и разнообразии обычного житейского опыта. Гипнотизёр, в свою очередь, использовал эту ситуацию для незаметного погружения психиатра в гипнотический мир субъективных переживаний.
 
Варианты внушений (фразы):
 
 
…Вы можете вспомнить.. самые ранние детские впечатления? Что-то такое, когда вы были ещё очень маленьким. Знания и опыт пришли потом, а тогда было.. просто детство, блаженство и много-много всего очень.. интересного и любопытного. Возможно, вам придут на память какие-то отрывки дня рождения.

Вкусный торт, самые разные конфеты. Так приятно бывает.. на какое-то время полностью переместиться в то время. А какие у вас были.. любимые игрушки? Может, были и такие, которые вам очень хотелось иметь. Что больше всего любили.. в раннем детстве?

Какие игры.. особенно увлекали? А как приятно бывает ещё и ещё раз вернуться.. к удивительной и светлой.. детской радости. Всё это где-то в нашей душе.. сосуществует одновременно с обычными делами, и мы всегда, хоть на какое-то время.. можем туда вернуться….


 
 
…Очень интересно.. было бы пообщаться с вами и в те времена, когда вы были студентом. Конечно же, весьма интересный.. самобытный молодой человек.. с острым умом.. и критичным взглядом на вещи. У вас в те времена.. появились какие-то действительно важные.. цели и планы. Вы практически сформировались как уникальная.. и неповторимая личность.

Нюансы опыта пришли потом, а в то время развилась.. дерзкая, проникающая в суть вещей.. мысль. Уже тогда вы.. чрезвычайно много.. создали внутри себя.. и постоянно совершенствовали.. и совершенствуете.. в поиске, в известном смысле, идеалов….
 
 
…Что происходило.. в вашей душе, когда вы в первый раз.. влюбились? Вы совсем юноша.. и рядом с вами очаровательная.. и фантастически.. притягательная девушка. Ваши мысли и чувства.. посвящаются ей.

Вам приятно.. о ней думать, хочется.. с ней говорить, находиться рядом, держать её руку.. в своей руке….
 
 
…Переместитесь, пожалуйста, сейчас.. в очень счастливые моменты.. своей жизни, когда вы наблюдали.. за своими.. совсем ещё маленькими детьми. Например, за младшеньким. Вспомните.. его ещё несмышлёное.. и такое забавное личико. Его.. первые шаги, улыбку и такой.. замечательный смех.. без причины.

Какое наслаждение за ним наблюдать. А сколько нежности.. вы готовы.. ему отдать. Он.. – это огромная часть вашей души и, может быть, почти всё.. ваше сердце.

Его радость.. это ваша радость, его успехи.. это ваши успехи, его счастье.. это ваше счастье. Вместе с ним.. живёт всё ваше сокровенное.. и самое настоящее….
 
 
Задание:
 
Напишите один или несколько вариантов фраз, содержащих соответствующие ситуации внушения.
 
Ситуация:
 
 
На сеанс к гипнотизёру пришла 42 летняя коллега-психолог. Она всегда была интересной женщиной, во всяком случае, многим мужчинам очень нравилась. Так сложилось, что её увлечение психологией (второе высшее образование) переросло в профессиональную деятельность по организации и проведению семинаров и тренингов.

В её окружении оказалось огромное количество коллег, специализирующихся в самых разных направлениях. Среди них были и прямые конкуренты и просто друзья. Через несколько лет своей активной и немного авантюрной деятельности у неё осталось мало друзей за исключением тех, с которыми она недавно познакомилась. Гипнотизёр, понимая некоторые особенности её ситуации, открыто предложил поставить себя (то есть её) на место других коллег. По мнению гипнотизёра, большинство психологов, будучи людьми творческими и амбициозными, склонны считать, что их знания и опыт несут в себе качественное преимущество и потому, они неприязненно воспринимают попытки других психологов мягко или настойчиво навязать преимущества своего мировоззрения и своих методов.

На эту идею коллега отреагировала, сказав, что её методы и область интересов действительно уникальны и обязательно должны быть взяты на вооружение теми людьми, с которыми она общается. Поэтому, она регулярно обзванивает всех кого только может, чтобы пригласить на очередное платное мероприятие. И часто говорит по телефону о явных преимуществах предлагаемых ею занятий.

Увы, у многих теперь уже бывших друзей стало возникать обычное раздражение, и появилась потребность избегать её в общении. Коллега легко погружалась в гипнотический транс и попросила гипнотизёра продемонстрировать своё умение настроить клиента на позитивный лад, который был ей нужен в коммерческих целях (для набора обучающихся в группах, разумеется). Гипнотизёр поставил перед собой дополнительную задачу – помочь клиентке почувствовать то, что чувствуют её потенциальные клиенты, чтобы она более продуктивно строила отношения.
 
Варианты внушений (фразы):
 



 
7. Внушение по принципу сценария.
 
 
Внушение по принципу сценария – сложное внушение. Гипнотизёру будет трудновато, если он не имеет представления о законах драматургии. Сценарий в драматургии надо отличать от рассказа.

В сценарии должны быть только действующие герои, конкретные события, действия, а также тексты. В свою очередь, детали выдумывает режиссер, это его хлеб. Переживания героев, фон на котором всё это действие происходит, и размышления автора не имеют никакого отношения к сценарию. В нашем же случае сценарий ещё жёстче.

Есть только действующие герои, главные действия героев и определённые события. Какие-либо отдельные фразы могут быть, а могут и не быть. Так вот, внушение по принципу сценария так и надо понимать.

Метафорически клиенту рассказывается какая-то история с тем же принципом сценария. Герои, безусловно, другие, но характерные действия и события аналогичные по своей сути, а если быть точнее, то банально те же. Таким образом, принцип сценария соблюдён в точности. Историю важно рассказать вкусно, чтобы эмоционально увлекла и вовлекла клиента.

Теперь главное – внушение по принципу сценария используется для внушения принципа сценария. То есть, благодаря внушённой идее в форме принципа сценария, клиент получает установку на конкретные действия, ведущие к определённым событиям. Сценарий желательно делать проще и короче.

В самой метафоре можно покружить образами, игрой слов и какими-нибудь литературными приёмчиками.



Содержание раздела