Неопределенность сферы охвата


Они из убывающих крестьян...объезжающих лошадей...
2. Номинализация существительного:
...касание человека... ...ощущение кушетки...
Каждая из этих синтаксических форм неопределенности может быть применена гипнотизером с использованием следующей процедуры конструирования:
Шаг 1- Идентифицировать сообщение, которое вы, как
гипнотизер, хотите, чтобы клиент получил;
Шаг 2- Поместить сообщение в одну из синтаксических
неопределенных форм, представленных выше.
НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ СФЕРЫ ОХВАТА
Неопределенность сферы охвата возникает, когда нельзя определить из исследования непосредственного лингвистического контекста, насколько многое из некоторой другой части предложения относится к данному предложению. Например, Эриксон мог бы сказать:
Я хочу, чтобы вы сделали рисунок себя обнаженным.
Здесь коммуникация не определена, так как слово обнаженный может соотноситься равно хорошо и с тем, что Эриксон хочет, чтобы слушатель был раздет, когда он будет рисовать картину, или с тем, как должен слушатель изобразить себя на картине, которую он рисует. Одна из любимых эриксоновских неопределенностей широты охвата - связана с возрастной регрессией. Он, в ходе индукции, взглянет со значением на клиента и скажет:
...обращаясь к вам, чтобы быть непосредственно как дитя...
Здесь, разумеется, неопределенность в том, относится ли фраза чтобы быть непосредственно как дитя к Эриксону или к клиенту, таким образом, эффект будет неопределенность широты охвата, которая индуцирует возрастную регрессию со стороны клиента.
ПУНКТУАЦИОННАЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ
В этой книге мы идентифицировали пунктуационную неопределенность как случай, в котором Эриксон использует две хорошо сформированных поверхностные структуры, делящие между собой слово или фразу. Например, Эриксон мог бы сказать:
Я хочу услышать ваш ответь на эту фразу
Эта плохо сформированная поверхностная структура может быть разбита на две хорошо сформированные поверхностные структуры с разделяемым словом ответ/ь/, которое само по себе представляет случай фонетической неопределенности:
Я хочу услышать ваш ответ Ответь на эту фразу
Все случаи пунктуационной неопределенности ведут к плохо сформированным поверхностным структурам. Наш опыт в использовании этой методики позволяет сказать, что она очень эффективна и что клиент обычно либо немедленно отвечает на данную команду, либо почти немедленно прерывает обработку информации, идущую через нормальные
лингвистические механизмы. Гипнотизер может конструировать предложения с использованием этой методики так:
Шаг1 - Идентифицировать сообщение, которое вы, как гипнотизер, хотите, чтобы клиент получил;
Шаг2 - Проверить каждое из слов в сообщении, чтобы определить, является ли оно фонетически неопределенным;
Шаг 3 - Сформировать два предложения, одно их которых
содержит фонетически неопределенное слово как завершающе в предложении, второе - команда, в которой неопределенное слово оказывается первым в предложении;
Шаг 4 - Опускать первое слово второго предложения и
произнести все предложение клиенту.
Вам будет легче обрести этот навык (как и остальные, представленные здесь), если вы создадите набор фонетически неопределенных слов (в русском языке - и надежно-неопределенных слов), которые естественным образом появляются в вашей работе.
МЕНЬШИЕ ВКЛЮЧЕННЫЕ СТРУКТУРЫ
Лингвистическое знание поверхностных структур определенно показывает, что существует другой уровень репрезентации, доступной естественным носи гелям языка - репрезентация значения, или глубинная структура. Например, поверхностная структура:
Я надеюсь, что вы чувствуете себя лучше. включает в себя два полных предложения по глубинным структурам, одна из которых относится к предложению:
Я надеюсь и другая, относящаяся к предложению
вы чувствуете себя лучше.
Мы определяем на это последнее предложение как меньшую включенную структуру целого предложения. Эриксон преуспевает в обширном и умелом применении этого паттерна в своей гипнотической работе.

Здесь представлены три главных типа меньших включенных структур: встроенные вопросы, встроенные команды и кавычки.

ВСТРОЕННЫЕ ВОПРОСЫ
В английском существует множество предикатов, которые естественным образом имеют своими объектами полное предложение, характеризующиеся как вопрос. Например, предикаты интересоваться, “прашивать, осведомляться, /мне/любопытно, узнавать, /не/ понимать -все несут за собой дополнительное предложение с частицей ли:
Мне интересно, ... ли... Я спрашиваю себя, .. ли... Мне любопытно,
... ли... Если задать вопрос природному носителю английского:
Вы знаете, где находится ваше колено?
он обиженно, ответит либо да, либо нет, и коммуникация на этой точке будет завершена. Однако, если естественный носитель языка слышит встроенный вопрос:
Мне интересно, знаете ли вы действительно, где находится ваше колено.
так как не дано требование к отчету, поскольку вопроса не задано, следовательно, нет необходимости ответа, то он обычно не дает никакого непосредственного ответа. Наш опыт говорит о том, что клиенты тем не менее отвечают скрыто. Другими словами, когда они слышат встроенный вопрос, они имеют тенденцию отвечать внутренне, как если бы встроенный вопрос был задан прямо. Существует несколько путей, по которым гипнотизер может использовать такой скрытый вопрос. Первое: так как он знает, что клиент отвечает внутренне на встроенные вопросы, он знает о части переживаний клиента, относительно которой клиент не осведомлен, что о ней знает гипнотизер, - прекрасная ситуация для эффективного чтения мыслей.

Второе: умело выбирая вопрос для встраивания, гипнотизер может вести клиента в направлении, которое будет служить объективным фактором гипнотической работы. Следующие процедуры позволяют вам генерировать встроенные вопросы:
Шаг1 - Идентифицируйте сообщение, которое вы, как гипно-тизер, хотите, чтобы клиент получил;
Шаг 2 - Сформируйте вопрос, который будет вести клиента к сообщению, которое вы хотите, чтобы он получил;
Шаг 3 - Встройте вопрос вслед за одним из глаголов, написанных раньше, чтобы сформировать встроенный или косвенный вопрос.
Эта методика дает наиболее эффективную отдачу, будучи комбинирована с пресуппозициями и аналоговой маркировкой.
ВСТРОЕННЫЕ КОМАНДЫ
Для гипнотизера один из способов определить, насколько способен к ответу клиент, либо в данный момент времени, - это предложить ему команду, на которую надо ответить некоторым образом, видимым для вас, но без осознания клиентом того, что вы дали такую команду. Представление команды в открытой форме имеет все прочие преимущества, которые мы отметили ранее; например, избежать авторитарного тона и таким образом, сопротивления; включить активное участие со стороны клиента на бессознательном уровне поведения:
Шаг 1 - Идентифицировать некоторое сообщение, на которое
вы, как гипнотизер, хотите, чтобы клиент ответил;
Шаг 2 - Сформировать команду с сообщением;
Шаг 3 - Найти поверхностную структуру, в которую впишется команда без того, чтобы результат стал неграмматическим.
Опять же, эффективность этой методики резко увеличивается, если она будет скомбинирована с аналоговой маркировкой. Примеры результата этого процесса:
..томат может, Джой, чувствовать себя лучше... ...люди способны быстро научаться...
КАВЫЧКИ
Пересказывая наши переживания друг другу в вербальной коммуникации, мы иногда выбираем дословную передачу части разговора или вербального обмена, который мы имели с человеком в ходе наших переживаний. Например, рассказывая историю, мы можем сказать нечто, подобное следующему: ...Более того, и затем on сказал мне: “Почешите ваш нос” ..
Материал внутри кавычек (отмеченный изменением голоса в аудиальном представлении) - это “цитированный” материал. Он воспринимается слушателем на сознательном уровне, как команда, направленная на собеседника из рассказа, но не на слушателя. Однако, постоянный эффект, который Эриксон получает с “закавыченным” материалом (как свидетельствует наш опыт с тем же) , такой же, как если бы он давал команду непосредственно слушателю, за исключением того, что слушатель отвечает бессознательно. Такая тенденция зависит от тенденции слушающего выявлять ошибки логического высказывания на бессознательном уровне.

Это означает отвечать на мета-утверждение (“закавыченный” материал). Если бы оно находилось на другом логическом уровне (см. “Структуру Магии”-2, ч. 2). Методика чрезвычайно проста в употреблении:
Шаг 1 - Идентифицировать сообщение, которое вы как гипнотизер, хотите, чтобы клиент получил;
Шаг 2 - Сформировать сообщение как команду;
Шаг 3 - Придумать историю, в которой один из персонажей
произносит команду с ударением.
Общим для любой из этих трех методик является резкое увеличение их эффективности, если они скомбинированы с аналоговой маркировкой. Эриксон обыкновенно использует и свои собственные движения, и изменения тональности, чтобы отметить различные части в поверхностных структурах, которые он произносит, как отдельные сообщения.

Таким образом, он способен представить несколько сообщений и одновременно активизировать несколько глубинных структур. Основная стратегия для



Содержание  Назад  Вперед