Механизмы воздействия внушения на человека


Механизмы воздействия внушения на человека

Введение

Рассуждая о гипнозе, люди часто имеют в виду нечто почти сверхъестественное. При этом влияние одного человека на другого объясняется истечением этой силы в виде так называемого флюида с концов пальцев или из глаз гипнотизирующего во время сеансов гипноза. И поныне этот взгляд особенно охотно поддерживается так называемыми магнетизерами, пользующимися явлениями гипноза в своекорыстных целях эксплуатирования доверенных лиц. Но наука давно отрешилась от этих и подобных им необоснованных теорий.

Древнейшие памятники письменности многих народов упоминают о чудотворной сущности божественного вмешательства во время сна. За тысячи лет до нашей эры жрецы Древнего Египта, Греции и Индии умели вызывать святой сон, предназначенный для лечения людей, страдающих от различных болезней и расстройств. Надлежит признать, что многие из старых теорий и их практических применений, основанных на магии и шарлатанстве, пусть видоизмененные, но существуют и сегодня. Причем, не только у племен, находящихся на низком уровне развития, но и в цивилизованном обществе. Представление о вмешательстве дьявола, злых духов в дела человеческие, влияние планет и звезд на здоровье и личность цветет буйным цветом.

Чудесные исцеления, прорицатели на любой вкус, телесеансы психотерапии, массовые увлечения экстрасенсами, передача мыслей на расстоянии, и передача биоэнергии, колдовство, общение с инопланетянами и т. д. заполнили наши дни. Правдивое и подлинное научное слово об этих явлениях имеет неоценимое значение. Знакомство с богатством идей, фактов, наблюдений всех перечисленных выше авторов в этой сложнейшей области сейчас, как никогда, на мой взгляд, необходимо. Оно помогает разобраться в проблемах, связанных с гипнозом.

Классические формы суггестивного воздействия

Теории классического гипноза

Внушение как мощное средство влияния на психику было известно ещё в древние времена, однако, в силу исторической ограниченности человеческого познания оно на протяжении многих веков не могло стать объектом научного познания. В то же время религия широко применяла самые разнообразные способы. “Божьи пастыри” были знакомы только с внешним проявлением внушения, но широко пользовались этим психологическим феноменом для утверждения своего могущества. Одним из таких социально-психологических механизмов, используемых религией, является внушение.

Религиозные культы многих племён и народов на протяжении столетий изыскивали приёмы, с помощью которых можно оказать влияние на психику человека. В этом процессе поисков средств гипноза, внушения и самовнушения, перевода психики в сумеречное состояние наиболее преуспели йоги.

Йоги предлагают систему физических и психических упражнений, с помощью которых якобы достигается общение со сверхъестественными силами. В древних египетских книгах “Ведах” даётся детальное описание системы упражнений, которые обязан проделать йог для того, чтобы научится управлять душой и телом. Находясь в таком состоянии, йог не чувствует боли, он может длительное время оставаться без пищи, без воды. Если отбросить религиозное содержание учения йогов, то следует признать, что сама техника внушения, самовнушения и гипноза у них разработана весьма искусно.

Примерно в 1530 году швейцарский врач Парацельс создал теорию, согласно которой здоровье человека зависит от влияния некоего магнетического флюида, который представляет собой излучение небесных тел.

Парацельс (так называл себя Теофаст Гогенгейм) писал: “Имеется одна жизненная субстанция в Природе, на которой основаны все вещи. Она называется Археусом, или жизненной силой, которая есть синоним астрального света или духовного воздуха древних… Будучи гораздо тоньше в своей субстанции, нежели земные тела, эфирный двойник гораздо более подвержен импульсам и рассогласованию. Беспорядок в этом астральном теле является причиной многих болезней. Человек с болезненным умом может отравить свою собственную эфирную природу, и эта инфекция, нарушая естественный ток жизненной силы, позднее проявится как физическая болезнь…”



Спустя более чем два столетия венский врач Франц Антон Месмер развил эту теорию и занимался лечением в соответствии с её принципами. Основные понятия месмеризма следующие:

  • для успешного лечения сам месмерист должен быть здоров;
  • месмеричская сила зависит от индивидуальных особенностей субъекта;
  • для магнетизирования нужно выбирать спокойное место, одеваться легко;
  • на ход процесса также влияют сомнение, моральные воздействия;
  • магнетический сеанс постепенно удлиняется с 10 до 20 минут и т. д.

Основным достижением Месмера была не его псевдонаучная теория, а разработанный им метод погружения в транс, который он увязал с сомнамбулизмом. Он видел, что терапевтическое воздействие наиболее качественно по отношению к пациентам, погружённым в состояние транса.

Существенный шаг в научном разъяснении явлений гипноза сделал в свое время Бред, написавший в 40-х годах прошлого столетия исследование о гипнотизме, затем французский врач в Нанси Льебо, лечивший гипнотическим внушением больных и тоже написавший об этом методе интересное сочинение.

Наконец, видную роль в истории вопроса сыграл знаменитый невропатолог Шарко, демонстрировавший в парижском госпитале врачам всего мира явления гипноза на истеричных. Он рассматривал гипноз как особое нервное состояние, вызываемое физическими приемами. Однако Шарко встретил резкого противника своих взглядов в лице профессора Бернгейма, вызывавшего гипноз путем словесного внушения и рассматривавшего сам гипноз как внушенный сон и все явления, наблюдаемые в гипнозе, как результат одного лишь словесного внушения. Эти разноречия сыграли затем большую роль в выяснении явлений гипноза, почему названные четыре исследователя и должны считаться основоположниками учения о гипнозе.

Опровергая мнение Шарко, Бехтерев говорит о том, что гипнозу в той или иной степени поддается большинство людей, если не все. Признать же всех истеричными, очевидно, нельзя. Этой теории нанесен был окончательный удар, когда выяснилось необходимость признать гипноз и у животных за явление, совершенно аналогичное и родственное человеческому гипнозу. Если гипноз, как мы уже знаем, наблюдается и у животных, то вполне естественно, что корни его происхождения находятся глубоко в органическом мире.

Исследования внушения в экспериментальной психологии и психофизиологии

Русские учёные трезво подходили к учению о животном магнетизме, но в то же время стали исследовать практическую и лечебную деятельность месмеристов. Профессор Харьковского университета В. Я. Данилевский в многочисленных экспериментах изучал гипнотические явления у животных. В 1891 году он сделал вывод, что гипнотическое состояние у человека и у животных очень сходно по проявлению. Он объяснял гипноз, как паралич воли и самостоятельности мышления, а причиной считал психическое принуждение. Конечно, это было далеко от действительности.

На 4-м съезде общества русских врачей в Москве, где выступил В. Я. Данилевский с докладом “О терапевтическом применении гипнотизма”, выступил психиатр Ардалион Ардалионович Токарский (1859 1901 гг.). Это выступление и вся последующая деятельность Токарского была направлена на научное представление о гипнозе. Он считал, что применение гипноза в принципе доступно каждому человеку, но успех в этом деле может быть достигнут лишь при хорошем знании техники гипнотизации и глубоком знакомстве с этими явлениями.

В. М. Бехтерев, изучая особенности гипнотического состояния человека, приходит к выводу, что большую роль при наступлении гипнотического состояния играют словесное внушение, а также ряд физических раздражителей, способствующих погружению человека в гипнотическое состояние. Он подразделял гипноз на три стадии малый, средний и глубокий, которые соответствовали трем общепринятым стадиям Фореля сонливость, гипотаксия и сомнамбулизм. Бехтерев уделял много внимания исследованиям, направленным на то, чтобы разработать способы повышения лечебной эффективности внушения, проводимого больному в гипнозе или наяву.

Основа стратегии И. М. Сеченова и И. П. Павлова рефлекторный принцип. Он лежит в основе объяснения того, каким образом организм приобретает (и утрачивает) прижизненные акты, форму и структуры поведения. С позиций нервизма решаются проблемы решений работы различных отделов мозга и разных уровней его организаций от молекулярного и нейронного до поведения целостного организма, анализируется взаимодействие между процессами в коре головного мозга и в подкорковых структурах. Учение И. М. Павлова о высшей нервной деятельности сложилось под влиянием материалистических традиций русской философии и развивало идеи И. М. Сеченова. Руководящим являлось представление о рефлекторной саморегуляции работы организма, имеющей эволюционно-биологический (адаптивный) смысл. Центральную роль в саморегуляции выполняет нервная система (принцип невризма). Начав с изучения кровообращения и пищеварения, И. М. Павлов перешел к исследованию поведения целостного организма в единстве внешних и внутренних проявлений, во взаимоотношениях с окружающей средой. Органом, реализующим эти взаимоотношения, служат центры больших полушарий головного мозга высшего интегратора всех процессов жизнедеятельности, включая психические; тем самым отвергался дуализм духовного и телесного.



Содержание раздела