Рассмотрим для примера одну из техник присоединения и ведения по формуле “Х и Х и Х и Х и У”. Утверждение Х утверждение присоединения. Это абсолютно истинное утверждение о поведенческих реакциях, которые возникают у клиента. Утверждение У утверждение ведения, т. е. утверждение, которое приводит к возникновению у клиента состояния транса.
Пример:
Вы сидите в своём кресле (утверждение присоединения).
И вы смотрите на меня (утверждение присоединения).
И вы легко дышите (утверждение присоединения).
Я с вами разговариваю (утверждение присоединения).
И вы можете начать расслабляться (утверждение ведения).
Майкл Спаркс, доктор философии, профессор, преподает на факультете подготовки управленческих кадров Калифорнийского государственного университета в городе Сакраменто (штат Калифорния) дисциплины, связанные с поведением человека в организации. Его консультациями по вопросам управления пользуются различные организации. Он проводит также тренинг в таких областях, как подготовка персонала к работе в группе, лидерство, управление мотивацией, коммуникация. В частности, он участвовал в разработке программы группового тренинга американских космонавтов, которые должны были работать вместе на космической станции.
Особые стратегии в рамках эриксонианского гипноза
Одна из ряда особых стратегий, важное звено в алгоритме эриксоновского гипноза диссоциация сознания и бессознательного. Психотерапевту необходимо научиться строить сложные предложения, которые оказывают на клиента определённое влияние, используя слова “сознание” и “бессознательное”, а также синонимы этих слов “на заднем плане сознания”, “в центре внимания”, “на периферии внимания”.
Техники, применяемые в эриксоновском гипнозе для утилизации транса, обладают универсальным характером. Их можно применить для наведения транса и для внушения в состоянии бодрствования. Существует шесть типов косвенных сообщений или речевых стратегий: трюизмы; допущения; вопросы и утверждения, направленные на привлечение внимания; противопоставления; “выбор без выбора” и “право выбора”. Например, трюизмы используются, когда определённые инструкции терапевта маскируются под рассуждения; допущения (пресубпозиции) это фразы, в которых искусно предполагается наличие какого-либо предмета или явления; противопоставления используются в предложениях наподобие “Чем дольше вы сидите на стуле, тем глубже вы входите в транс” и т. д. Выбор без выбора: “Вы хотели бы войти в транс с открытыми глазами или с закрытыми”. То есть человеку предоставляются на выбор несколько возможностей, каждая из которых терапевта вполне устраивает. Наконец, при использовании “права выбора” терапевт привлекает своей интонацией внимание человека к той реакции, которую хочет y него вызвать, предлагая ему полную свободу выбора. Клиент чувствует облегчение, так как начинает понимать, что не должен реагировать каким-либо определенным образом.
Один из любимых приёмов Эриксона в наведении транса левитация руки. Упрощая, процедура выглядит следующим образом. Клиент расслабляется, сосредотачиваясь на ощущениях и впечатлениях, которые он чувствует в руках. Терапевт недирективным методом внушает ему “неощутимые движения” в руке, призывая пристально смотреть на свою руку, старясь уловить момент, когда движения станут видимыми. То есть внушение не носит авторитарного характера, клиенту любопытно узнать, что произойдёт, и он будет рассматривать это как продукт собственного опыта, ассоциируя свои ощущения со словами психотерапевта. Затем производится первое реальное внушение клиенту внушают, что какой-то из пальцев начинает двигаться первым, пальцы раздвигаются и т. д. Затем следуют дальнейшие внушения (один палец поднимается, остальные пальцы следуют за ним, поднятие кисти руки, усталость глаз, внушение сонного состояния и т. д.). Если рука клиента поднимается, то ему внушают, что он уснёт именно потому, что его рука поднимается (происходит взаимное усиление). Ему предлагается самому регулировать темп погружения в сон, чтобы в момент, когда его рука коснётся лица, у него создалось впечатление, что он заснул потому, что сам этого хотел. Наконец, клиент входит в транс.
Значительным вкладом в развитие гипноза сам Эриксон считал свою технику вставленных сообщений. Идея Эриксона состояла в том, чтобы составить текст внушения, а затем “растворить” его в некоем рассказе нейтрального содержания, обозначая впоследствии неким образом значимые слова, составляющие текст внушения. При этом терапевт опирается на способность к ассоциативному мышлению. Техника вставленных сообщений оказалась лучшей ловушкой для сознания. По идее, само выделение, подчёркивание сообщений не является чем-то необычным; как и внушение, это составляющая часть человеческого общения. Способы выделения вставленных сообщений могут быть разнообразны:
Цель диссоциации сознания и бессознательного научиться строить сложные предложения, оказывающие на клиента определенное влияние. В представленном упражнении можно просто тренироваться в построении предложений. Использование таблицы выберите одно предложение из левой части таблицы и присоедините к нему любое предложение из правой части таблицы. Через некоторое время начинайте придумывать свои собственные предложения.
Ваше сознание |
Ваше подсознание |
1. Прислушивается к тому, что я говорю... |
1. Может начать нужные изменения вашего состояния... |
2. Возможно, хочет узнать, что произойдет дальше... |
2. Может начать вспоминать те события, которые для вас наиболее важны... |
3. Может быть, сосредоточено на той или иной мысли… |
3. Может начать свое путешествие в мир особенных, отличающихся от обычных, переживаний... |
4. Может сомневаться в значении того, что сейчас происходит. |
4. Научилось многому, и Вы можете впоследствии это использовать. |
5. Может отдавать себе отчет в том, какие ощущения Вы сейчас испытываете... |
5. Может иметь свои собственные представления о том, что Вы хотите... |
6. Озабочено тем, чтобы все сделать правильно... |
6. Может создать образы, которые покажутся Вам удивительными. |
7. Может отдавать себе отчет о том, что происходит "здесь и сейчас"… |
7. Открывается более глубоким знаниям и мудрости... |
8. Занято некоторой мыслью… |
8. Входит в еще более глубокий транс... |
9. Стремится проникнуть в смысл того, что я сейчас говорю... |
9. Начинает понимать что-то очень для Вас важное... |
10. Осмысливает и критически оценивает происходящее... |
10. Открывает скрытую мудрость |
Использование метафор и историй
Метафора это оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения. Метафора основана на подобии или сходстве; она выражает аналоговые отношения: Х относится к У, как А относится к В. Для того, чтобы понять смысл метафоры, человек должен активизировать своё правое полушарие, а это значит, что бессознательное уловит нужный смысл.
В метафоре можно выделить 4 "элемента":
Если отвлечься от филологии, то для нас метафора это иносказательное изложение ситуации клиента. Иносказательное настолько, чтобы исключить уж совсем прямые аналогии.
Основная прелесть метафоры в том, что она не только описывает ситуацию, но так же иносказательно утверждает, что выход есть. И даже обрисовывает примерное направление. Но (на то и внушение) оставляет достаточный простор для домысливания и додумывания, чтобы собственное озарение клиента опиралось именно на доступный ему опыт и именно ему же и подходило.
Метафора глубоко символична. Причем символы расшифровываем и наполняем смыслом не мы, а сам клиент. И не надо подталкивать его наводящими вопросами. Клиент найдет смысл свой. И не обязательно такой, о котором мы хотя бы догадывались раньше. Главное, если метафора построена правильно, клиент обязательно отыщет (не всегда осознанно) нужный ему смысл.
Сказка-метафра, которую вы еще прочтете, отличается именно тем, что каждый, кого мы после прочтения спрашивали: "О чем она?", отвечал что-то очень свое и всякий раз разное.
Итак, в метафоре должно быть: