Использование суггестивных техник в образовании


К помощи гипноза прибегают в лечении зуда, аллергических поражений, бородавок. Положительные результаты гипнотерапии получены и при функциональных двигательных расстройствах (судороги, тики, нарушения речи и др.).

Гипноз успешно применяется при лечении некоторых сексуальных нарушений, в особенности импотенции и фригидности. В качестве поддерживающей терапии гипноз используется в борьбе со злоупотреблением алкоголем, никотином, для лечения наркомании. Известно использование этого метода для снижения веса.

J. SIade (1995, с. 30 31) утверждает, что посредством гипноза можно бороться с различными зависимостями, рассматривая их как травмы. Это напоминает перепрограммирование жёсткого диска в компьютере, если представить мозг человека в качестве компьютера, а его психику, как диск. Slade приводит слова гипнотизёра: “Я применяю современную форму гипнотерапии, ведущую к быстрому эффекту. Это означает, что пациент не ощущает никаких неудобств, связанных с “отставлением”, например, еды, которые обычно возникают при использовании других методов, основанных только на силе воли... Я совершенно легко устраняю из психики желание курить посредством внедрения в подсознание пациента. Метод прост, эффективен, его результаты устойчивы. Разговор с подсознанием это разговор с 8-летним ребёнком, поэтому я использую очень простые слова и мысли. Я рисую образы в его психике, и, хотя пациент находится в состоянии гипноза, он осознает, что я говорю".

Следует подчеркнуть, что в данном случае применяется специальная форма гипноза у пациентов, подвергшихся травме, поскольку курение и алкоголизм считаются травмой. Это наркотическая зависимость, которая, в конце концов, убивает многих из нас. Rosenhan и Seligman утверждают, что “при никотинизме гипноз применяется, чтобы ассоциировать курение с воображением адверсивного содержания”. Такая техника может приводить к начальному ограничению курения. Однако длительные контрольные исследования указывают на высокую частоту рецидивов.

Особенное значение имеет гипноз в случае множественной личности. Процесс лечения в этом случае чрезвычайно затруднён. Первый шаг основан на осознании пациентом проблемы. Хотя многие годы он жил в странном состоянии, страдал амнезией, слышал от других о своём необычном поведении. Пациент не всегда должен знать, что обладает несколькими разными личностями. Врач гипнотизирует пациентку, вызывает отдельные alter ego и позволяет им свободно говорить. Её также просят слушать, после чего она представляется активностям оставшихся личностей. Пациентка получает инструкцию запоминать все, что она пережила, при выведении из гипнотического состояния. Открытие существования других личностей часто вызывает огромное страдание и беспокойство. Тем не менее, важно, что больной сохранил осознание их существования. В такой момент может возникнуть одна из трудных проблем: пациент может снова уйти в состояние аутизма, избегая, таким образом, конфронтации с неприятной для него реальностью. В таком случае психотерапевт должен вновь вызывать отдельные личности.

Необходимо добавить, что в психиатрии гипноз по-прежнему применяется для противодействия тревоге, фобиям, развитию нарушений сна, памяти, внимания. Развитие гипнотерапии характеризуется постоянным совершенствованием методик.

Всё более часто гипноз рассматривается как одно из звеньев всей системы лечения вместе с другими методами, основанными на условных рефлексах, аутотренинге, психоанализе и др.

В зависимости от рода заболевания и личности пациента проводится индивидуальная или групповая терапия. Благодаря снятию напряжения в результате гипноза легче воспринимаются терапевтические суггестии, и возникает возможность сближения с терапевтом с большей степенью доверия.

Гипноз метод экспериментальной психологии. Значительное количество исследований проведено с целью установления возможности влияния гипноза на физиологические реакции, систему кровоснабжения, пищеварения, дыхания и другие.

Гипноз и родственные ему техники (например, техника релакса) находят применение в качестве вспомогательных средств в различных областях психологии (например, психологии спорта).



В работах авторов из Японии, Германии, бывшего СССР и других стран мы находим информацию о результатах использования гипноза, самоконтроля и других различных суггестивных методов для преодоления чрезмерной возбудимости во время спортивных соревнований, по усовершенствованию некоторых спортивных навыков, для наилучшего использования психических и физиологических резервов в период подготовки к соревнованиям и, наконец, для уменьшения или полного купирования боли.

Наряду с гипнозом применяется аутогипноз, посредством которого можно преодолеть восприимчивость к стрессу, повысить самооценку, уменьшить вес, бросить курить, избавиться от фобии и тревоги, лечить психосоматические заболевания, уменьшить боль (Mizioiek 1996, с. 30).

Следует подчеркнуть, что гипноз эффективен в лечении как физической, так и психической боли. Однако следует предостеречь, что обоснованность применения гипноза зависит от ряда медицинских, психологических и этических аспектов, которые можно изложить в следующих постулатах:

Право на проведение гипнотерапии боли имеют только квалифицированные и этически безупречные лица.

Введение в гипнотический транс и проведение гипнотических сеансов происходит только при согласии пациента.

Гипнотический транс и гипнотерапевтические процедуры должны служить возвращению физического и психического здоровья. В связи с этим право на лечебное применение гипноза имеют только медицинские специалисты и психологи.

Недопустимо проведение гипноза с целью коррекции мировоззрения и религии пациентов.

Не может быть никаких оправданий для вмешательства в процессе гипнотерапии в личную жизнь пациентов или их моральные принципы.

Лица, занимающиеся гипнотерапией боли, должны систематически углублять свои медико-психологические знания.

Соблюдение изложенных постулатов гарантирует обоснованность применения гипноза. Однако нельзя забывать о том, что гипноз по-прежнему остаётся тайной в медико-психологическом смысле.

Неклассические суггестивные техники и эриксонианский гипноз

Использование суггестивных техник в образовании

Гипноз и внушение применяются в активном методе обучения с элементами релаксации, внушения и игры методе погружения. Это система обучения, создающая у учащегося внутреннее ощущение свободы, раскрывая потенциальные возможности человека. Метод погружения нашёл своё применение, прежде всего, при обучении иностранному языку. Он обходит традиционную установку на обучение как тяжкий труд, и, используя различные формы внушения, обеспечивает возрастающую уверенность человека в собственных силах и облегчает ему переход от обучения к самообучению.

Подробное описание “погружения” мы находим у Р. М. Грановской. Под “погружением” она понимает “активный метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры”. Между понятиями “погружение” и “суггестопедия” она ставит знак равенства. Она отмечает, что в отличие от других методов обучения, в основном опирающихся не убеждение, “метод погружения в значительной мере опирается на внушение”. Следует вспомнить, что “внушение (или суггестия) это процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта”. Как отмечает Р. М. Грановская, результатом внушения является необычайно высокая концентрация внимания и усиление (раскрепощение) творческих способностей. “Метод погружения опирается на три принципа: удовольствие и релаксацию на занятиях, единство сознательного и подсознательного, двустороннюю связь в процессе обучения”.

Поскольку эти принципы взяты Р. М. Грановской у Г. К. Лозанова, уточним их, обратившись к первоисточнику: “Принцип “радости и ненапряженности” следует понимать до степени псевдопассивности поведения в отношении процесса обучения. Важно не внешнее поведение учащегося, когда он держится напряженно и стимулирует концентрированное внимание, а его внутренняя настройка на обучение. Радость и ненапряженность не разгружающий этап, а постоянная сущность обучения.

Принцип “единства сознавания и несознавания” требует организованного целостного участия личности как в ее сознаваемых, так и в несознаваемых функциях.

Принцип “суггестивной взаимосвязи” направляет учебный процесс к активации резервов личности. Этот принцип требует непрерывной информации о результатах обучения”. Как отмечает Г. К. Лозанов, все принципы должны находиться в неделимом единстве и в любой момент учебного процесса осуществляться одновременно. Реализация данных принципов осуществляется тремя группами средств: психологическими, дидактическими и артистическими.

“Психологические средства координируют периферические перцепции и эмоциональные стимулы, которые направлены на использование мотивационного комплекса, системы настройки, потребностей и вообще на активацию личности”. Неспецифическая психическая отзывчивость обучаемых создается специальной обстановкой занятий. К ее элементам Р. М. Грановская относит:



Содержание раздела