Учреждение в российской империи министерства финансов и создание системы коммерческих училищ


учреждение в российской империи
министерства финансов и создание системы коммерческих училищ

От Регламента до
«Общего учреждения
министерствам»
а протяжении всей своей истории Министерство финансов России являлось важнейшим ведомством, определявшим не только финансовую политику, но многие другие стороны жизни Российского государства. Велика его роль и в развитии отраслевого образования, в частности в деле подготовки специалистов для финансово-кредитной сферы страны. Цель данной статьи показать участие Министерства финансов и его руководителей в процессе становления системы коммерческих училищ в XIXначале ХХ века.

Представляется также, что внимания заслуживает сотрудничество этого центрального органа и общественности на поприще организации коммерческих учебных заведений. Источниковая база данной работы включает в себя архивные материалы, законодательные акты, отчеты учебного отдела министерства, а также коммерческих училищ.
Два столетия назад финансы Российской империи переживали тяжелые времена. Продолжавшаяся эмиссия ассигнаций и, как ее следствие, падение курса на серебро привели к расстройству денежного обращения и значительному росту государственного долга. Пошатнулось положение рубля и государственных ценных бумаг на европейском денежном рынке. Перед правительством взошедшего на престол в 1801 г. Александра I встала неотложная задача стабилизировать отечественную денежную систему, найти средства для покрытия внутреннего и внешнего государственного долга в условиях нараставшей опасности военного столкновения с наполеоновской Францией.

Осуществить это было возможно лишь при четко организованной системе управления финансами и наличии специально подготовленного контингента чиновников.
Первые серьезные попытки в этом направлении предпринимались еще в XVIII веке. В 1717-1719-х годах Петр I учредил Камер-, Штатс-контор- и Ревизион-коллегии с целью воплотить в них основные принципы построения государственных финансовых органов: централизацию, строгую иерархию в структуре, отчетность, основанную на соответствующем законодательстве. Образцом при создании коллегий послужила система организации управления государством, существовавшая в то время в Швеции. Для упорядочения деятельности финансовых коллегий в 1719 г. Петром I был разработан Регламент, определявший полномочия каждой из них [1].

Однако четкого разграничения функций достичь не удалось. Все прочие коллегии, другие государственные учреждения, губернаторы и
и даже жандармерия обладали правом собирать подати, правительствующий Сенат устанавливал ставки налогов и новые сборы [2]. Активно вмешивались в финансовую политику фавориты эпохи “женских” царствований.
При Екатерине II был сделан новый важный шаг в упорядочении управления финансами государства. В 1770-х годах составление “росписей доходов и расходов”, введение новых податей, контроль над их сбором, денежное обращение полностью сосредоточились в руках генерал-прокурора Сената князя А.А. Вяземского, выдающегося финансового деятеля XVIII столетия. Одновременно упразднялись финансовые коллегии. В 1775-1777-х годах в рамках губернской реформы произошло преобразование местных финансовых структур.

Были созданы губернские казенные палаты, подчиненные генерал-прокурору. На основе именных императорских указов упорядочивалась их финансовая отчетность.
Процесс централизации финансовых органов России продолжился при Павле I, когда в 1797 г. была учреждена должность государственного казначея. В 1800 г. на этот пост был назначен влиятельный в то время государственный деятель и знаменитый писатель Г.Р. Державин.

Исправляя свои обязанности, он не считал себя министром финансов, как этого хотел император, а видел себя в качестве руководителя “общегосударственного счетоводства”. По этому поводу Г.Р. Державин замечал, что “финанс-министров в России никогда не бывало, а в других государствах, сколько … известно, в сей пост облеченный чиновник есть весьма великая особа… Он изобретатель и распорядитель всех государственных доходов и расходов, а государственный казначей не что иное, как счетчик оных” [3].

В 1801 г. на должность государственного казначея пришел А.И. Васильев, начинавший карьеру как сотрудник генерал-прокуроров Сената А.И. Глебова и А.А.

 Вяземского. В 1780-1790-х годах он принимал участие в составлении сборника законов о финансовом управлении, создании окладных книг, организации ревизии губернских казенных палат.
Мероприятия, проводимые правительством по улучшению деятельности финансовых органов на протяжении XVIII столетия, формировали условия для учреждения специального министерства в качестве центрального финансового ведомства.
Как и в царствование Екатерины II, преобразование системы управления финансами проводилось не самостоятельно, а в рамках одной из самых значительных административных реформ министерской. В сентябре 1802 г. Александр I подписал манифест “Об учреждении министерств”, в соответствии с которым, наряду с другими, было создано Министерство финансов России. На этот раз образцом послужила система государственного управления, существовавшая во Франции. Министерство финансов вошло в число важнейших центральных органов Российской империи. В 1811 г. именным манифестом “Общее учреждение министерствам” объявлялось, что Министерство финансов является высшим исполнительным финансовым органом [4].

Структура министерства совершенствовалась на протяжении всей первой половины XIX века. В итоге это ведомство не только руководило финансовой политикой, но и контролировало торговую и промышленную деятельность государства и частных лиц, определяя направления экономической политики.
Первым министром финансов стал А.И. Васильев, его сменил Ф.А. Голубцов, а затем Д.А. Гурьев, пробывший на этом посту до 1823 г. Далее на протяжении более двадцати лет финансовой политикой руководил известный государственный деятель граф Е.Ф.

 Канкрин. Как в самой России, так и за ее пределами политика в этой области соотносилась с личностью главы министерства, его общественно-политическими взглядами и финансово-экономическими воззрениями.
Масштабность и сложность задач, стоявших перед Министерством финансов, требовали специально подготовленных чиновников, однако, по свидетельству М.М. Сперанского, в 1800-1820-х годах “финансовая часть находилась в руках людей, то совершенно неспособных, то не возвышавшихся над уровнем простой практической опытности” [5]. Он был одним из первых, кто высказал идею введения образовательного ценза для чиновников центральных ведомств.

В августе 1809 г. Александр I издал указ, серьезно затруднявший продвижение по службе без соответствующего профессионального образования [6]. Таким образом, уже в начале XIX столетия необходимость создания системы подготовки кадров, в том числе для финансовых органов, становилась очевидной для правительства, осознавалась как требование времени.
Как готовились
«чиновники по счетной части»
До 1870-1880-х годов развитой сети отраслевых учебных заведений в нашей стране не существовало. Она формировалась постепенно и одним из ее ответвлений стало коммерческое образование. Зачатком его считается Демидовское коммерческое училище, первое в России учебное заведение финансово-экономического профиля, созданное на средства П.А.

 Демидова в 1772 г. в Москве. В 1799 г. оно было переведено в северную столицу и получило статус Императорского. Это стало официальным подтверждением того, что деятельность коммерческого училища направлена на подготовку чиновников для Министерства финансов. Учебные планы и сам строй обучения в Петербургском коммерческом училище соответствовали потребности государства в образованных чиновниках.

Обучались в нем в основном выходцы из мещанской и чиновничьей среды.
В 1806 г. в училище было организовано бухгалтерское отделение с программой обучения для подготовки “чиновников по счетной части”. Кроме этой дисциплины во всех старших классах училища вводилось преподавание коммерческих сведений, итальянской бухгалтерии, статистики, технологии, естественной истории, являвшихся составной частью камералистики, преобладавшей в 1810-1830-х годах в отечественных университетских курсах. Во второй половине 1830-х годов количество специальных предметов было расширено за счет введения науки о торговле, коммерческой арифметики, коммерческой географии, экономии мануфактурной промышленности, политической экономии, торгового, вексельного и морского права, истории торговли [7].
Во главе этого учебного заведения, а также в качестве преподавателей выступали чиновники различных министерств, в первую очередь финансов и народного просвещения. В первой половине XIX века почетными попечителями училища состояли министры финансов Д.А. Гурьев, Е.Ф. Канкрин, Ф.П. Вронченко, придворный банкир и крупнейший финансист своей эпохи А.Л.

 Штиглиц. Об отношении Е.Ф. Канкрина к проблеме распространения коммерческих знаний в России свидетельствует один из циркуляров, исходивший из канцелярии Министерства финансов.

В нем отмечалось, что настоятельная необходимость состоит в учреждении коммерческих училищ в тех городах, где не было университетов, там же, где они есть, следовало организовывать циклы публичных лекций по политической экономии, статистике, коммерческим вычислениям и другим специальным дисциплинам.

Интересные записи



Содержание  Назад  Вперед