Общая Пратьяхара


Общая Пратьяхара. Дальнейшие тренировки позволяют развить способность погружать весь организм в состояние йоганидры одним мысленным самоприказом. Возникающая общая концентрация организма называется в Индии общей пратьяхарой.

В этом состоянии появляется способность качественно управлять всеми процессами в своем организме и, что очень важно, качественно манипулировать своим сознанием. В этом состоянии занимающийся начинает четко чувствовать всю атмосферу и УППВ пульсирующими и вибрирующими в такт с внутренней пульсацией и вибрацией своего организма. Состояние сознания на этой ступени тренировок получило название (в Индии) сампраджнята самадхи (или савикальпака самадхи).

Это состояние союза индивидуального сознания и УППВ. Мозг в этом состоянии работает в 5-м режиме (см. раздел Духовные начала человека).
Итак, перевод мозга в 5-й режим технически осущест- вляется двумя способами - прямым и косвенным.
Рассмотрим косвенный метод. Примите удобную позу и войдите в СК. Добивайтесь четкого ощущения внешней ритмичес- кой пульсации УППВ. Затем раздваиваете сознание. Одна часть продолжает ощущать беспрерывный поток УППВ.

Другая часть сознания начинает выполнять локальную пратьяхару, где с помощью последовательной фиксации и концентрации (на ногах, животе, груди, шее, руках, точке между бровями (аджне) и сахасраре, а также используя технические приемы аутосуггестии и искусства одновременного ощущения энергетических токов, индуцирует общую пратьяхару - йоганидру. После раздвоения сознания и начала работы в указанном режиме появляется и третья часть сознания - наблюдатель или Я, которое заинтересованно (специальными эмоциями окрашенное, т. е. подпитываемое) осуществляет всеобщий контроль и управление всем процессом тренировки.
В Индии этот процесс получил техническое название самьяма (концентрация, внушение, ощущение). Таким образом, с помощью пратьяхары и самьямы занимающийся добивается четкого ощущения циркуляции крови и психической энергии во всем теле. Четко ощущается психическая пульсация во всех частях организма. Затем это ощущение распространяется на весь организм как единое целое.

После этого внутренняя пульсация психической энергии с концентрацией на анахате отождествляется с наружной пульсацией УППВ. Таким образом, через йоганидру и отождествление внутренней и внешней пульсации занимающийся достигает нового качества состояния. Отождествленная пульсация как психологическая доминанта углубляет процесс всеобщего торможения и концентрации и приводит вибрацию ИПП к отождествлению и слиянию с УППВ. Все чувства исключаются и тело становится неподвижным. Тело полностью нечувствительно и наполнено внутренней пульсацией и психоэнергетической вибрацией, тождественной УППВ.

Это - состояние самадхи (сосредоточения).
В самадхи можно входить и прямым методом, но при условии наличия у занимающего высокого психофизического здоровья. Здесь существует два варианта.

Первый - это введение ученика в самадхи его духовным учителем или специалистом высокого духовного уровня одним прикосновением - толчком руки учителя в точку чуть-чуть выше сердца. Второй вариант - аутосамадхи.

В этом варианте занимающийся сосредоточивается на духовности своего Я. В аутосуггестии используется формула: Я - это высшая природа... Я бессмертен... Я - частица разумной Вселенной... Я - сама Вселенная...

Я - Универсальное психическое поле Вселенной... Я вижу и чувствую все Проявленное и Непроявленное...

Я - сама вечная Реальность....
В результате глубокой веры, ожидания и духовного проникновения в смысл Бытия такая концентрация приводит почти мгновенно к йоганидре и самадхи. Такая психотехника, но дополненная различными необходимыми и обязательными деталями, используется в буддизме, дзенбуддизме, кришнаизме, христиантстве и др. Пример такого рода мы приведем на иллюстрации древнеиндийской религиозной психотехники в достаточно подробном изложении.

Концентрируясь на надам (звук аум, ощущаемый в организме человека и вне его), ученик расслабляет все тело - мышцы (наружные и внутренние, скелетные), органы, кожу, конечности и т. д. Я (или самосознание) сосредоточивается на сушумне (центральной нервной системе), следует четкий поток самьям (концентрация, аутосуггестия религиозного содержания, ощущение). Постепенно надам в абсолютно расслабленном теле усиливается и начинают четко ощущаться космические вибрации в океане Надам.



Это состояние определяется термином аннамайя шарирам (физический план).
Освоив за несколько месяцев 1-е состояние, ученик обучается хорошо чувствовать все тело наполненным прана- спанданам (пульсирующая психическая энергия или, как ее называют современные йоги, электромагнитная пульсация). Далее ученик обучается ощущать во всех частях тела ритмически пульсирующие психоэнергетические токи. Затем он приобретает способность ощущать эти токи вне своего организма и, наконец, чувствует пульсацию Вселенной. Ритм наружной пульсации не совпадает с внутренним, он мягче и длиннее. Этот этап называется паранйяма шарирам (электромагнитный план).

Дальнейшая практика приводит к непосредственному ощущению в себе всепроникающей силы Вечного разума - психической энергии Бога. Такое состояние называется маномайя шарирам (психический план). Затем следует достижение состояния ваджнамайя шарирам (план откровения), когда ученику становятся доступным сокровенные истины устройства мироздания. Ученик реально осознает суть Вселенной, эволюцию, сохранение и инволюцию неорганической и органической материи. И наконец, ученик познает все.

Этот последний, высший этап тренировок и духовного развития называется сатчитан- андамайя шарирам (план вечного существования, вечного знания и вечного блаженства). В 5-м состоянии ученик познает брахмана светом брахмана (что называется нирваной), т. е. познает Проявленное через Проявленное (иллюзорную игру Проявленного - майю).

Такое состояние подобно видению Солнца в свете самого Солнца.
В процессе постижения брахмана все материальные покровы с Я устраняются и Реальность осуществляется. Это именуется Открытием. Применение учеником открытого принципа в практической жизни называется инвенция. Однажды осущест- вленный вход в 6-е состояние автоматически снимает тождество Я с предыдущим 5-м состоянием.

Этот процесс (адхаропа и анавада), реализующий 6-е состояние (состояние брахман), снимает все пять предыдущих состояний. Ученик твердо овладевает чистым состоянием брахман. Это 6-е состояние - по ту сторону всех состояний. Иногда его определяют так: это не то, что познается как внутренний объект, это не то, что познается как внешний объект, и это не то, что познается как они оба.

Это - не само познание, не познающий и не познаваемое и не непознаваемое. Оно невидимо физическим зрением. Оно не способно упоминать о существующем. Оно непостижимо и по ту сторону к природным состояниям сознания, немыслимо и без названий. Оно - сущность всех пяти состояний, основа всех эволюции, сохранения и уничтожения Вселенной.

Оно - по ту сторону различия субъекта и объекта. И все же оно выше, а не ниже этого различия. Это - сверхатеизм.

Это - брахман и нирвана. Это - одно без второго - Недвойственность и это то, что будет познано и отождествлено в финале освобождения (в нашем методе это называется отождествление и слияние с НУПП).
Описанное выше 6-е состояние пяти и проникающее во все эмпирические состояния называется турья.
В качестве примера религиозных духовных практик рассмотрим тибетскую психотехнику (по Дэвид-Ниль и Рерихам).
В Тибете существует 2 типа духовных тренировок: 1) освобождение через соблюдение нравственных правил и монастырского устава; 2) интеллектуальный метод, свободный от любых ограничений, .его называют падмасанхава (прямой путь).
Первый путь- чистота, добрые дела и милосердие, отрешенность от материальных интересов, безмятежность и спокойствие духа - вот добродетели, развиваемые монашеской...
Второй путь - прямой путь, труден. Однако его последо- ватели глубоко убеждены в полезности первого пути - в благотворности неукоснительного соблюдения нравственности. Они считают, что для большинства людей первый метод наиболее благотворен. Последователи прямого пути ведут, как правило, жизнь отшельников.

Основные мотивы, которые привели их к прямому пути, следующие: 1) желание получить ответ на философские проблемы, по их мнению, решенные в книгах не полностью или неверно; 2) мечта о достижении могущества мага; 3) предчувствие скрытого за всеми учениями знания более глубокого; надежда открыть новые аспекты существования путем развития органов восприятия более совершенных, чем обычные чувства; стремление выработать в себе соответствующие способности; 4) постижение истины, что все добрые дела, вместе взятые, бессильны освободить нас из темницы мира и от собственного Я, стремление постичь тайну нирваны; 5) любознательность полускептиков с намерением познать самостоятельно чудесные тайны мистического пути.
Адепты прямого пути придают большое значение различным степеням посвящения. Обычно обучение выглядит так: гуру или лама устраивают ученику испытательный срок, затем объясняют несколько философских книг, изучают несколько символических диаграмм (киилкхор) и на их основе обучают методической медитации.

Далее составляют духовную программу развития и следуют ей.



Содержание раздела