Упражнения В Концентрации Мысли


Упражнения в концентрации мысли практикуются и всеми буддистами, при этом они иногда пользуются различными приспособлениями (казинас) - круг из цветной глины разных оттенков или покрытая водой круглая поверхность, или огонь, наблюдаемый через проделанное в экране круглое отверстие. Такая окружность созерцается до тех пор, пока не начинают ее отчетливо видеть с закрытыми глазами. Эти упражнения рассчитаны исключительно на создание привычки к концентрации сознания и не преследуют цели вызвать гипнотическое состояние, как считают некоторые.

Кроме казинас, практикуют привлечение любых ярких предметов.
6. Это упражнение в концентрации мысли заключается в выборе какого-нибудь пейзажа, например, сада. Его созерцают, наблюдают во всех подробностях, запоминают растущие разнообразные цветы, их группировки; деревья, присущую каждому форму ветвей, листьев и так далее - подробно весь сад. Создав себе четкое представление о саде, когда его видят очень четко и с закрытыми глазами, начинают из составляющего его сочетания признаков мысленно одну за другой устранять различные детали.

Постепенно цветы теряют окраску и форму, рассыпаются. Даже оставшаяся от них пыль рассеивается.

Деревья лишаются листвы, их ветви сжимаются, будто входят в ствол. Ствол уточняется и превращается в простую линию. Линия эта становится все тоньше и, наконец, исчезает.

В результате остается только голая земля. С земли теперь нужно убрать траву, камни, почву... и она тоже исчезает...
Последние четыре упражнения на концентрацию (три в п. 5 и одно в п. 6) являются для буддизма классическими и называются беспредметной медитацией. Эти упражнения приводят к уничтожению представления о мире формы и материи.

Последовательно постигается чистое и бескрайнее пространство, понимание бесконечности сознания и, наконец, достигается ощущение сферы пустоты, где нет ни сознания, ни отсутствия сознания.
Для достижения этого особого состояния сознания - рабочего фона - существует и много других психотехнических методов. Иногда рабочий фон достигается в результате кропотливого самонаблюдения или выключения деятельности рассудка, или исследований и размышлений о явлениях внешнего мира.

Наконец, есть люди, впадающие в подобное состояние внезапно, без всякой подготовки, независимо от места, где они находятся, и от дела, которым в этот момент заняты.
7. Другое распространенное упражнение при обучении монахов-мистиков состоит в созерцании какого-нибудь предмета. Нужно всецело на нем сосредоточиться так, чтобы не только ничего кроме него не видеть, но и ни о чем больше не думать.

Постепенно теряется ощущение своей личности, и ученик начинает отождествлять себя с созерцаемым предметом. Но на этом ни в коем случае нельзя останавливаться!

Превратившись в созерцаемый предмет, т. е. испытания уже особые специфические ощущения, какие могут быть следствием формы, размеров и других его свойств нужно созерцать уже самого себя извне как предмет внешнего мира. Например, ученик, выбравший предметом созерцания дерево, забывает свою человеческую природу и ощущает свое тело как жесткий негнущийся древесный ствол с ветвями, чувствует колебание ветвей, их движение, скрытую в корнях жизненную силу, циркуляцию соков и т. д.
Затем, в качестве дерева, ставшего субъектом, надо созерцать сидящее перед ним человеческое существо, ставшее объектом. Рассматривать его, изучать во всех подробностях. После этого, переместив свое сознание в сидящего человека, снова начать рассматривать дерево, затем в качестве дерева - опять созерцать человека. Чередующееся перемещение из субъекта в объект и наоборот повторяется много раз.

Это упражнение тренирует качество медитации как рабочего фона.
8. Следующее упражнение направлено на развитие искусства перемещения сознания в своем теле.
Ученик должен постараться извлечь сознание-субъект из его обычного обиталища и переместить его, например, в кисть руки. Тогда он должен почувствовать себя предметом, имеющим форму ладони с пятью пальцами на конце длинного придатка (руки), соединяющего его с большой движущейся массой (телом).



У него будет то же ощущение, какое нам пришлось бы испытать, если бы мы видели не глазами, а кистями рук, и если бы эта кисть - снабженное глазами вместилище нашего разума (мышления) - поднималась бы и опускалась на конце длинного придатка (руки), чтобы рассмотреть голову и тело, вместо обычного движения глаз.
Это упражнение дает возможность испытывать психические состояния, отличные от обычных, позволяет сознанию выходить из условных границ, поставленных нами нашему Я. В результате этого и достигается состояние сознания, когда Я не существует. Кроме этого появляется ощущение, что сознание не находится ни в мозге, ни в сердце, ни в руке...
Одной из целей этого и других приведенных медитационных упражнений - привести к отказу от всех общепринятых рутинных представлений и заставить понять, что наши представления относительны и их можно изменить. В них нет ничего истинного (как в методе коанов), поскольку они построены в соответствии с восприятиями (ощущениями), легко вытесняемыми другими ощущениями.
Аналогичный метод есть у китайской секты (чань). Дается для размышления фраза: Вот вздымается над океаном туча пыли и рев волн доносится до земли. Доктрина чань - есть искусство созерцать полярную звезду в южном полушарии.

Здесь учитель также руководит освобождением сознания ученика с помощью парадоксов. Он убирает из него веру в идеи, понятия, чувства, обычно признаваемые истинными, и не позволяет заменить их новой верой в предлагаемые учителем парадоксальные представ- ления.

Утверждается, что как те, так и другие ничто иное как только относительность или даже просто иллюзии (или просто сама реальность, не имеющая человеческого смыслового аспекта и субъективно-объективных отношений).
На вопрос учителя в Тибете: Флаг развивается на ветру. Что движется?

Ветер или флаг? - следует классический ответ: Ни ветер, ни флаг - находится в движении сознание, (действие этого 8-го упражнения повышает температуру в точке, где размещается сознание).
Проверка степени концентрации выполняется способностью удерживать на голове длительное время чашу с маслом или водой. Или пронести чашу с водой, наполненную доверху, и не пролить ни капли.
9. Классическая тибетская духовная тренировка. Тибетские духовные учителя считают предыдущие упражнения лишь вспомогательными, как и всю индийскую, привнесенную к ним раджа-йогу и мантризм, считая их предрассудками.
Приводимое ниже упражнение преследует цель доказать, что вся Вселенная - только мираж. Все существует только в сознании, от него рождается и в нем погибает.

Итак, ученика изолируют в специальное помещение, чертят магический круг (киилкхор), помещают в центр круга фигурку божества (инфам) и заставляют медитировать, фиксируя сознание на фигурке до тех пор, пока в центре круга не появится хорошо зримое божество, затем по мере тренировок божество оживает и может двигаться, вступать в беседы. Во время тренировок ученик питается раз в день, спит мало.

Достигнув указаного эффекта, он получает в своей дальнейшей деятельности высокого покровителя и не нуждается более в учителе.
Освоив психотехнические методы предыдущих этапов, обучающийся приступает к освоению высших психотехнических способов, позволяющих решить задачу выхода в Непроявленное. Психотехнические методы основаны на преобразовании сексуаль- ной энергии с целью отделения от нее и получения в чистом виде посихоэнергетической голограммы генетического кода (ПГГК).
При помощи специальных психотехнических методов снимают психоэнергетическую голограмму мозга (ПГМ), затем соединяют ПГГК, ПГМ и энергию УППВ в одно структурное образование и создают психоэнергетический двойник (ПД) обучающегося. После открытия небесного прохода по специальной психотехнике осуществляется выход ПД в пространство.
Специальным регулируемым дыханием и упражнениями возбуждают сексуальную энергию (СЭ) и, разворачивая ее в обратном направлении, накапливают временно в свадхистхане, затем концентрацией именно на ПЭ-центре этого комплекса ее аккумулируют. ПЭ-центр комплекса свадхистханы имеет много названий, перечислим лишь наиболее распространенные: нижний дань-тянь, центр тяжести, нижняя горячая печь, местопре- бывание воды, нижняя область желания, дом воды, полость истинной жизненности, океан жизненности, проход к жизни, Золотая печь, полость дракона, область элексира или снадобья, полость жизни, луна, северное море и др.

Напомним читателю, что этот ПЭ-центр расположен на 5-6 см ниже пупка в районе точки гуань-юань переднесрединного меридиана и вглубь, внутри живота, на расстоянии 7/10 к 3/10 до позвоночника.
Собранную в этом ПЭ-центре СЭ специальным регулиру- емым дыханием направляют для дальнейшей трансформации в ПЭ- центр муладхары, откуда начинается ее движение по микрокос- мической орбите. Из ПЭ-центра муладхары СЭ поступает в нервный комплекс в основании позвоночника, который называется первым проходом (воротами).

Частично преобразованная СЭ поднимается по позвоночнику (каналу управления - ту мо) в нервное сплетение комплекса манипуры (линия почек). Это место называется вторым проходом. Затем вновь преобразованная СЭ поднимается к третьему проходу в задней части головы и, получив новое преобразование, попадает в мозг. После этого специальным дыханием энергия опускается вниз по лицу, груди, животу (каналу действия - жен мо) и возвращается обратно к исходной точке.

Таким образом замыкается полный круг, называемый микрокосмической орбитой.



Содержание раздела