Программа Включает Три Варианта


Эта программа включает три варианта:
I вариант: 1) тава - смотреть, изучать; 2) гомпа - думать, размышлять; 3) тщиапа - завершение и результат двух предыдущих упражнений.
II вариант: 1) тене - искать значение, смысл всего существующего; 2) лаб - изучать и то, и другое во всех подробностях; 3) гом -думать, размышлять о том, что открыто; 4) тоге - понимать.
III вариант предполагает совершенствование духа в следующей последовательности: 1) прочитать как можно больше религиозных и философских книг; по возможности чаще слушать проповеди и речи ученых и наставников, исповедующих самые разные истины и теории; испробовать на себе самом всевоз- можные методы самосовершенствования; 2) из всех изученных доктрин выбрать одну, отбросив остальные, подобно орлу, намечающего себе добычу из целого стада; 3) жить скромно и не стараться выдвинуться; иметь смиренный вид; не привлекать внимания; не стремиться быть равным великим мира сего, но под личиной незначительности высоко вознести свой дух и быть неизмеримо выше славы и почестей земных; 4) быть ко всему безразличным, не выбирать лучшего из того, что Вам дают; не делать ни малейшего усилия получить что-либо или отказаться от него и т. д.; принимать, что выпадает на долю, - богатство или бедность, похвалы или презрение; перестать различать добро- детель и порок, доблестное и пошлое, добро и зло; никогда не скорбеть, не раскаиваться, не предаваться сожалениям, что бы ни произошло, с другой стороны, ничему не радоваться, не веселиться и ничем не гордиться; 5) бесстрашно и отрешенно наблюдать борьбу мнений и разнообразную деятельность живых существ; думать: такова природа вещей, образ жизни различных индивидуальностей; созерцать мир подобно человеку, глядящему с самой высокой вершины на расположенные внизу горы и долины; 6) этот этап описать нельзя. Он тождественен понятию пустоты (в соответствии с тибетской формулой - Одушевление существа лишены личности - эго; в общем смысле под понятием пустота можно понимать отсутствие эго).
К тибетской психотехнике духовных тренировок следует сделать несколько примечаний:
1. Каждый учитель-мистик в Тибете имеет свой план-метод. Даже к разным своим ученикам он применяет различные методы.
2. Ученику не навязывают никаких теорий. Его сознание всегда свободно, он может верить, отрицать, сомневаться соответственно своим природным склонностям.
3. Роль наставника прямого пути прежде всего заключается в руководстве подготовительным периодом очищения. Учитель должен побудить ученика освободиться от верований, идей, привычек, наклонностей - от всего, что развилось и укоренилось в его сознании, рассматривая это как следствие причин биологи- ческой природы происхождения человека, затерянной во тьме времен.
Осуществление духовной программы развития производится в специальном затворнической помещении - техам. Существует несколько разновидностей техам (затворничества) по степени изоляции.

Затворника называют тсхам-па. Питается один раз в день (иногда ему подают чай несколько раз в день).

Особые затворнические пещеры называются тсанг-кханг, имеют форму домиков, а если они находятся в горах, то их называют ритэ. Сзади ритэ должна быть скала, спереди - открывается вид на горнгое озеро или речку в долине. При этом должна быть обеспечена возможность свободно наблюдать восход или заход солнца. Живущих в ритэ называют ритэ-па, они медитируют не обязательно внутри ритэ, а на свежем воздухе.

Ходят за водой, топливом. Ритэ-па не всегда адепты прямого пути, но всегда - оккультисты или мистики.
Итак, иногда теряя ощущение дня и ночи, ученик занимается своим духовным развитием: выполняет различные специальные упражнения (расскажем о них дальше) и размышляет о философских проблемах.
Большинство специальных упражнений заимствовано (особенно для начинающих) из индусского тантризма. Иногда вместо упражнений повторяются миллионы раз какая-нибудь мантра, чередуемая поклонами. Иногда практикуется индийская пранояма.

Дыхательные упражнения выполняются в специальных позах и служат пробуждению духовной энергии. При этом различают две системы.


Более простая - воздействие на создание путем регули- рования дыхания. Более сложная, - когда дыхание само регулируется при создании безмятежности сознания (духа).

К дыхательным упражнениям затворник присоединяет медитацию- созерцание, прибегая к помощи магическоих кругов киилкхоров - диаграммам, начертанным на бумаге, земле, ткани (металле, камне, дереве) и т. д. На них наносятся палочки, светильники, флажки, божества из теста, краски и т. д. Киилкхоры - это магические существа и с ними следует обращаться осторожно, по особой науке, на основании специальных посвящений (их несколько).
В центр магического круга (киилкхора) устанавливается фигурка божества. Задача ученика - читать книги об этом божестве и его атрибутах, а затем добиться видения этой богатой картины, опираясь медитативным взглядом на фигурку в магическом круге. Затем ставится задача вдохнуть жизнь в этот неодушевленный предмет (обряд пранапратишта) с помощью духовной эманации верующего, и ежедневной практикой ее поддержания за счет сосредоточенной на предмете концентрации мысли.

Затем предмет убирают, так как изображение четко реализовано.
Специальные упражнения выполняются в следующей последовательности.
Первые четыре упражнения направлены на развитие специального воображения как подготовки к упражнениям, развивающим способность к концентрации сознания и переходу его в медитацию, т. е. устойчивую концентрацию сознания, вернее, особое состояние сознания, являющееся рабочим фоном всех последующих тренировок, направленных на духовное развитие ученика и ведущее его к освобождению.
1. Вызывают в воображении образ божества. Сначала созерцают только этот образ. Затем из тела божества возникают другие формы, некоторые из них идентичны ему по образу, другие отличаются от него.

Таких созданных образов часто бывает четыре, но при некоторых видах медитации они исчисляются сотнями или неисчислимым множеством.
После того как образы этих разнообразных божеств, окружающие центральную фигуру, становятся очень отчетливыми, они мало-помалу, одна за другой растворяются в ней. Она опять оказывается в одиночестве и затем начинает расплываться. Сначала исчезают ноги, а затем медленно и постепенно рассеивается все тело.

Наконец, исчезает голова и от всей фигуры остается только точка. Она может быть темной, цветной или ярко светящейся (зависит от духовного развития учеников). В итоге точка приближается к погруженному в медитацию ученику и входит в него.

Необходимо заметить, какой частью тела точка поглощается.
За этим упражнением следует период медитации и затем точка выходит из тела, причем нужно повторить описанные выше наблюдения в обратном порядке. Некоторые учителя указывают ученику, в каком месте точка должна слиться с его телом и снова появиться из него. Обычно это участок между бровями.

Другие, наоборот, советуют не стараться направлять ход развития иллюзии и ограничиться только ее наблюдением. Есть наставники, которые рекомендуют тот или другой из методов в соответствии с преследуемой целью.
Итак, выделившаяся из тела ученика точка удаляется, превращается в голову, затем появляется все тело, из него возникают другие формы; снова поглощаются центральной фигурой и иллюзия повторяется в прежнем порядке столько раз, сколько рекомендует учитель.
2. В воображении возникает образ лотоса. Он раскрывает лепесток за лепестком и на каждой из них восседает бодхисатва (идеальное существо и образец для других людей, ведущий их к нравственному совершенству.) Центральная фигура занимает венчик цветка. Распустившись, цветок постепенно закрывается, и каждый лепесток, свертываясь, испускает луч света, исчезающий в сердце лотоса. Наконец, когда венчик цветка, в свою очередь, окончательно свертывается, излучаемый из него свет проникает в погруженного в медитацию монаха (это упражнение имеет много вариантов).

3. Упражнение-тренировка состоит в представлении и четком видении множества бодхисатв, мысленно размещенный на всех основных участках тела - руках, ногах, груди, спине, голове и теле (можно видеть сидящего Будду).
4. После определенного периода повторения предыдущих упражнений возникают богатые комбинации видений, которые превращаются для ученика в увлекательную игру. Цель этих игр - довести до ученика мысль, что все воспринимаемые нами явления - только создаваемые нашим воображением миражи (Их порождает сознание и сознание их убивает, - по словам поэта- мистика Милареспы).

В этих словах - истина и основа учения Тибета.
5. Из множества упражнений по развитию способности к концентрации сознания особо популярны два: а) внимательно наблюдать за беспрерывной деятельностью сознания, не пытаясь создавать для нее помехи; б) задерживать беспорядочную работу сознания и фиксировать его для концентрации мысли только на одном предмете.
Ученикам назначают одно из двух этих упражнений. Можно по одному физ них в разное время. Тренировка для выработки совершенной концентрации мысли служит подготовкой, необходи- мой для всех видов медитации.

Все ученики обязательно выполняют эти два упражнения, но наблюдение за круговоротом сознания рекомендуется только ученикам с развитым интеллектом.



Содержание раздела