Уменьшение масштаба помогает сконцентрироваться на сравнительно малых вопросах, которые Вам осталось обсудить, позволяет выделить конкретику обсуждаемой темы и преграды, препятствующие достижению согласия.
Смещение масштаба позволит соотнести обсуждаемый вопрос с другим подобным или же привести еще один пример по данной теме.
Несмотря на то, что каждому из этих трех подходов соответствует определенная языковая структура, в жизни они понадобятся все: их эффективность прямо пропорциональна комбинациям, в которых они используются.
Желая уменьшить масштаб идеи, задайте себе вопрос: "Что может послужить примером этого?"
Чтобы увеличить масштаб, задайте полярный вопрос: "Примером чего это может служить?" или "В чем цель этого?"
Для смещения масштаба используйте вопрос: "Что может служить еще одним примером этого?"
ПОДСТРОЙКА К ФОНЕТИЧЕСКИМ СТЕРЕОТИПАМ
Речь людей такова, какой была их жизнь.
Сенека Луций Анней
Чтобы приступить к восприятию следующей темы, Вам предстоит немного побыть поэтом. Поверьте, не так уж это сложно, если у Вас есть практическая, а не литературная задача "искусство ради искусства".
Попробуйте в своей речи подстраиваться к составным частям часто используемых человеком слов - корням, приставкам.
Если человек в разговоре использует, например, много однокоренных слов или одни и те же приставки, то в беседе с ним тоже следует использовать эти корни и приставки. Например, собеседник говорит, что его самолюбие не позволяет ему открыто проявлять любопытство.
Осуществляя фонетическую подстройку, Вы можете ответить, что любознательность можно проявлять любым способом, в том числе и с помощью любезности - например, излюбленный прием таких честолюбивых людей, как разведчики: влюбить кого-то в себя и тогда полюбовно выведать информацию, да так, что на это любо-дорого посмотреть.
Если деловой партнер считает, что перед подписанием документа нужно предварительно более детально определить предмет договора, то можно заметить: "Прекрасно, но прежде чем начать это, президент нашего предприятия предлагает встретиться с представителями прессы и предоставить им информацию обо всех преимуществах нашего сотрудничества". Если он не знает, будет ли полезна такая встреча, заметьте, что знакомство с журналистами - хороший знак, что это означает большое общественное значение партнерства и в дальнейшем - узнаваемость товара.
Можно сделать даже подстройку к отрицательной частице не: в русском языке хватает слов, не употребляющихся без не, но имеющих позитивное значение, например: нерест, неделя, нектар, немота, непременно...
Остальные подсказки найдете в любом поэтическом сборнике или в словаре обратных рифм. Можно использовать компьютерный поиск нужных слов в редакторских программах.
При первых практических тренировках лучше делать анализ диктофонных записей с собеседниками с целью выявления наиболее часто используемых ими фонетических конструкций.
Еще более интересный вариант для употребления именно в сфере бизнеса - подстройка под профессиональные термины. Например, всем известны наиболее употребимые слова банкиров или торговцев компьютерами. Идя на встречу с ними, можно заранее составить созвучия типа авизо - визуальный, процессор - проглотил, винчестер - винтовой, и тогда, вероятно, они просто не смогут подсознательно не считать Вас за "своего". Иногда приходится производить подстройку и под профессиональные сленговые произношения.
Например, в обществе нефтяников Вам обеспечат доверие сказанные вскользь: "Дбыча нефтй" или "Сбыт мазутов", сколь вопиюще неграмотными такие выражения ни могли бы показаться в какой-либо другой среде.
Один очень хороший способ вербально подстроиться заключается в простом исключении из своего словаря слова "но". Замените его, например, союзом "и". "Но" может быть деструктивным словом, подразумевать возведение стены непонимания между людьми. "И" - безобидно.
Оно просто добавляет и расширяет то, что уже сказано. Сравните:
1) Я слышу, что Вы говорите, но у меня есть свое мнение по этому вопросу.
2) Я слышу, что Вы говорите, и у меня есть свое мнение по этому вопросу.
Само восприятие происходит именно в мозге, где хранятся еще и переживания прошлого, выработанные отношения и убеждения.
Информация, воспринятая разными органами чувств, идет в мозг по разным нервным путям и, соответственно, обрабатывается различными участками коры головного мозга. Это как один и тот же текст, представленный на компьютере в разных форматах файлов: для Вас, например, привычнее печатать его в одном формате, а Вашему коллеге - в другом.
И если Вы начинаете с ним общаться (обмениваться информацией) по компьютерной сети, то, конечно, при помощи конвертера файлов сможете понять друг друга; но вам будет намного комфортнее, если вы просто будете использовать один и тот же формат. Это можно также сравнить с разницей систем телевидения: PAL - SEKAM - NTSC.
Если не перекодировать сигнал, изображение придется смотреть в черно-белом варианте.
В психологии словом "модальность" принято называть каналы восприятия информации. Это тот орган чувств, через который человеку легче воспринимать входящую информацию, т.е. для кого-то проще воспринимать информацию зрительно, для кого-то - на слух (аудиально), а для третьего - пощупать, потрогать предмет.
Но для нас имеет значение то, что и мыслить они предпочитают в тех же любимых и привычных им категориях.
И подсознание, и внешний мир поддерживают связь с сознанием посредством трех основополагающих и одной дополнительной модальностей (или, как их еще называют, систем представлений, репрезентативных систем, сенсорных каналов), которые называются:
Основываясь на предпочтениях систем представлений, всех индивидов можно разделить на три основные и одну дополнительную группы:
Основная модальность - это такая физиологическая система мировосприятия, которой человек пользуется наиболее часто. Каждый индивид, обладая всеми тремя модальностями, предпочитает нагружать только одну их них.
Эта наиболее предпочитаемая репрезентативная система называется ведущей модальностью.
В выборе предпочитаемой репрезентативной системы играет роль как генетическая предрасположенность человека, так и его жизненный опыт. Люди способны использовать все репрезентативные системы, но к возрасту 11-12 лет уже имеют очевидные предпочтения.
Ведущим остается тот канал, через который к этому возрасту нервная система человека получила меньше всего стрессов или же больше всего удовольствий.
Особо при этом нужно отметить дискретов - людей, которые в своих переживаниях и описаниях несколько оторваны от реального сенсорного опыта, они на каждое переживание наклеили свои описательные ярлычки и оперируют ими в разговоре. Такие люди испытывают потребность скрывать свои сенсорные переживания за этими ярлыками. Обычно они перенесли какую-нибудь тяжелую психотравму, которая как бы отрезает все каналы сразу. В детстве эти люди одновременно увидели, услышали и ощутили что-то такое, чего их нервная система была не в силах переработать.
Их мозг, "перейдя в режим защиты от сбоев", обезопасил жизнь, превратив образы, звуки и ощущения внешнего мира в нетревожащие, отстраненные и отчужденные схемы.