Подстройка к фонетическим стереотипам


Уменьшение масштаба помогает сконцентрироваться на сравнительно малых вопросах, которые Вам осталось обсудить, позволяет выделить конкретику обсуждаемой темы и преграды, препятствующие достижению согласия.
Смещение масштаба позволит соотнести обсуждаемый вопрос с другим подобным или же привести еще один пример по данной теме.
Несмотря на то, что каждому из этих трех подходов соответствует определенная языковая структура, в жизни они понадобятся все: их эффективность прямо пропорциональна комбинациям, в которых они используются.
Желая уменьшить масштаб идеи, задайте себе вопрос: "Что может послужить примером этого?"
Чтобы увеличить масштаб, задайте полярный вопрос: "Примером чего это может служить?" или "В чем цель этого?"
Для смещения масштаба используйте вопрос: "Что может служить еще одним примером этого?"
ПОДСТРОЙКА К ФОНЕТИЧЕСКИМ СТЕРЕОТИПАМ
Речь людей такова, какой была их жизнь.
Сенека Луций Анней
Чтобы приступить к восприятию следующей темы, Вам предстоит немного побыть поэтом. Поверьте, не так уж это сложно, если у Вас есть практическая, а не литературная задача "искусство ради искусства".

Попробуйте в своей речи подстраиваться к составным частям часто используемых человеком слов - корням, приставкам.
Если человек в разговоре использует, например, много однокоренных слов или одни и те же приставки, то в беседе с ним тоже следует использовать эти корни и приставки. Например, собеседник говорит, что его самолюбие не позволяет ему открыто проявлять любопытство.

Осуществляя фонетическую подстройку, Вы можете ответить, что любознательность можно проявлять любым способом, в том числе и с помощью любезности - например, излюбленный прием таких честолюбивых людей, как разведчики: влюбить кого-то в себя и тогда полюбовно выведать информацию, да так, что на это любо-дорого посмотреть.
Если деловой партнер считает, что перед подписанием документа нужно предварительно более детально определить предмет договора, то можно заметить: "Прекрасно, но прежде чем начать это, президент нашего предприятия предлагает встретиться с представителями прессы и предоставить им информацию обо всех преимуществах нашего сотрудничества". Если он не знает, будет ли полезна такая встреча, заметьте, что знакомство с журналистами - хороший знак, что это означает большое общественное значение партнерства и в дальнейшем - узнаваемость товара.

Можно сделать даже подстройку к отрицательной частице не: в русском языке хватает слов, не употребляющихся без не, но имеющих позитивное значение, например: нерест, неделя, нектар, немота, непременно...
Остальные подсказки найдете в любом поэтическом сборнике или в словаре обратных рифм. Можно использовать компьютерный поиск нужных слов в редакторских программах.

При первых практических тренировках лучше делать анализ диктофонных записей с собеседниками с целью выявления наиболее часто используемых ими фонетических конструкций.
Еще более интересный вариант для употребления именно в сфере бизнеса - подстройка под профессиональные термины. Например, всем известны наиболее употребимые слова банкиров или торговцев компьютерами. Идя на встречу с ними, можно заранее составить созвучия типа авизо - визуальный, процессор - проглотил, винчестер - винтовой, и тогда, вероятно, они просто не смогут подсознательно не считать Вас за "своего". Иногда приходится производить подстройку и под профессиональные сленговые произношения.

Например, в обществе нефтяников Вам обеспечат доверие сказанные вскользь: "Дбыча нефтй" или "Сбыт мазутов", сколь вопиюще неграмотными такие выражения ни могли бы показаться в какой-либо другой среде.
Один очень хороший способ вербально подстроиться заключается в простом исключении из своего словаря слова "но". Замените его, например, союзом "и". "Но" может быть деструктивным словом, подразумевать возведение стены непонимания между людьми. "И" - безобидно.

Оно просто добавляет и расширяет то, что уже сказано. Сравните:
1) Я слышу, что Вы говорите, но у меня есть свое мнение по этому вопросу.
2) Я слышу, что Вы говорите, и у меня есть свое мнение по этому вопросу.


Сказав первую фразу, Вы фактически ставите точку в вашем диалоге с партнером. Вторая фраза - это как бы начало нового разговора, дающего свежие перспективы.
Кроме того, при всех видах вербальной подстройки полезно применять другой подход, заменяя "но" речевым шаблоном "даже если". Став привычной, такая практика во многих случаях позволяет автоматически переходить к конструктивным решениям. Сравните:
1) Я понимаю Вас, но сегодня это кажется невозможным.
2) Даже если это кажется невозможным сегодня, я постараюсь понять, как это пригодится в будущем.
ПОДСТРОЙКА К ОБРАЗУ МЫШЛЕНИЯ. МОДАЛЬНОСТИ
Живопись нельзя нюхать.
Харменс ван
Рейн Рембрандт
Умение определять предпочтения в мировосприятии и удачная подстройка к образу мышления человека способны сразу обеспечить мощный раппорт.
Мысли и действия людей откликаются на то, что они видят, слышат, трогают, нюхают или пробуют на язык. Но видят, слышат и чувствуют люди не глазами, ушами и телом, а мозгом.

Само восприятие происходит именно в мозге, где хранятся еще и переживания прошлого, выработанные отношения и убеждения.
Информация, воспринятая разными органами чувств, идет в мозг по разным нервным путям и, соответственно, обрабатывается различными участками коры головного мозга. Это как один и тот же текст, представленный на компьютере в разных форматах файлов: для Вас, например, привычнее печатать его в одном формате, а Вашему коллеге - в другом.

И если Вы начинаете с ним общаться (обмениваться информацией) по компьютерной сети, то, конечно, при помощи конвертера файлов сможете понять друг друга; но вам будет намного комфортнее, если вы просто будете использовать один и тот же формат. Это можно также сравнить с разницей систем телевидения: PAL - SEKAM - NTSC.

Если не перекодировать сигнал, изображение придется смотреть в черно-белом варианте.
В психологии словом "модальность" принято называть каналы восприятия информации. Это тот орган чувств, через который человеку легче воспринимать входящую информацию, т.е. для кого-то проще воспринимать информацию зрительно, для кого-то - на слух (аудиально), а для третьего - пощупать, потрогать предмет.

Но для нас имеет значение то, что и мыслить они предпочитают в тех же любимых и привычных им категориях.
И подсознание, и внешний мир поддерживают связь с сознанием посредством трех основополагающих и одной дополнительной модальностей (или, как их еще называют, систем представлений, репрезентативных систем, сенсорных каналов), которые называются:

  1. Визуальная модальность (восприятие посредством зрительных образов).
  2. Аудиальная модальность (восприятие посредством слуховых впечатлений).
  3. Кинестетическая модальность (восприятие посредством ощущений - осязание, движение; обычно сюда же относят еще две системы - обоняние и вкусовые ощущения).
  4. Неопределенная или аудиально-дискретная модальность (склонность к внутреннему диалогу).

Основываясь на предпочтениях систем представлений, всех индивидов можно разделить на три основные и одну дополнительную группы:

  • визуалистов (мыслящих преимущественно визуальными образами);
  • кинестетиков (любителей воспринимать мир через ощущения);
  • аудиалистов (мыслящих преимущественно словами и звуковыми образами);
  • дискретов (или дигиталов, рационалов - мыслящих как логическая система, склонных к разговорам с собой, мысленному обсуждению, употреблению абстрактных понятий и сложных речевых оборотов с обилием подробностей, но без чувственного отражения).

Основная модальность - это такая физиологическая система мировосприятия, которой человек пользуется наиболее часто. Каждый индивид, обладая всеми тремя модальностями, предпочитает нагружать только одну их них.

Эта наиболее предпочитаемая репрезентативная система называется ведущей модальностью.
В выборе предпочитаемой репрезентативной системы играет роль как генетическая предрасположенность человека, так и его жизненный опыт. Люди способны использовать все репрезентативные системы, но к возрасту 11-12 лет уже имеют очевидные предпочтения.

Ведущим остается тот канал, через который к этому возрасту нервная система человека получила меньше всего стрессов или же больше всего удовольствий.
Особо при этом нужно отметить дискретов - людей, которые в своих переживаниях и описаниях несколько оторваны от реального сенсорного опыта, они на каждое переживание наклеили свои описательные ярлычки и оперируют ими в разговоре. Такие люди испытывают потребность скрывать свои сенсорные переживания за этими ярлыками. Обычно они перенесли какую-нибудь тяжелую психотравму, которая как бы отрезает все каналы сразу. В детстве эти люди одновременно увидели, услышали и ощутили что-то такое, чего их нервная система была не в силах переработать.

Их мозг, "перейдя в режим защиты от сбоев", обезопасил жизнь, превратив образы, звуки и ощущения внешнего мира в нетревожащие, отстраненные и отчужденные схемы.



Содержание раздела