Многомерная природа гипнотического состояния


8. Бессознательные процессы могут функционировать продуктивно и автономно. Сознание и бессознательное представляют взаимодополняющие системы, однако сознание зависимо от более общей системы бессознательного. Бессознательное, функционирующее независимо от сознания, способно на глубокие трансформационные изменения.

Продуктивность бессознательного определяется следующими создаваемыми гипнотерапевтом условиями: 1) наличием у пациента осознанного намерения измениться; 2) обеспечением ритмичного и сбалансированного биологического контекста; 3) нахождением способа эффективного сотрудничества с социальными структурами.
Понимая многомерную природу гипнотического состояния, М. Эриксон, в изложении С. Г. Гиллигена, на протяжении многих лет избегал теоретических обобщений. Тем не менее, он склонялся к диссоциативной теории гипноза.

С. Г. Гиллиген выделяет следующие частные феноменологические характеристики переживания транса.
1. Поглощенность внутренними переживаниями.
2. Самопроявление, не требующее усилий.
3. Переживаемое, неконцептуальное участие (чувственный способ переработки информации).
4. Готовность экспериментировать (классически определяемая как внушаемость).
5. Гибкость пространственно-временных соотношений (возрастная прогрессия и регрессия).
6. Изменение сенсорных ощущений (искажение, обострение, селекция восприятия, галлюцинации).
7. Изменение степени вовлеченности (глубина транса). Три уровня: сознательный, бодрствующий с доминированием сознательных процессов, смешанный, легкий транс с сочетанием сознательных и бессознательных процессов, диссоциированный, глубокий транс с полностью бессознательной переработкой информации.
8. Моторно-вербальная заторможенность.
9. Логика транса (нелинейна, основана на правиле и/или).
10. Метафорическая обработка информации центральное и объединяющее понятие Эриксоновского подхода.
11. Искажение восприятия времени.
12. Амнезия (частичная, полная, спонтанная, внушенная). Цель внушения амнезии состоит в обеспечении лучшего усвоения новых знаний.
Гипнотическая сессия формируется, согласно С. Г. Гиллигену, из 4 фаз: 1) подготовка транса; 2) наведение транса; 3) утилизация транса; 4) консолидация усвоенного в трансе.
Первая фаза реализует две цели. Первая цель заключается в получении информации от клиента, включая представления о модели мира, данных семейно-биографического характера, желаемых изменениях, представлениях о гипнозе. Вторая цель информирование клиента о природе гипноза, установка доверия и раппорта.
Вторая фаза, наведение транса, заключает в себе последовательность взаимодействий, ведущих к сосредоточенности клиента на внутреннем опыте, вершиной которого является измененное состояние сознания. Эриксоновский гипнотерапевт не пользуется искусственными или стандартными способами, ориентируясь на уникальные способности и потребности клиента. Он руководствуется тремя общими принципами наведения: 1) привлечь и сфокусировать внимание клиента; 2) подстроиться к сознанию клиента и депотен-Циировать его; 3) получить доступ к бессознательному и утилизировать его.
Третья фаза утилизирует транс. После наведения транса де-фрейминга внутреннего опыта перед гипнотерапевтом возникают разнообразные возможности рефрейминга внутреннего опыта. Для этого существуют множественные гипнотические процедуры, особенно использующие диссоциативные методы, гипнотические сновидения, метафорические истории, возрастные регрессия и прогрессия, модификация личности.

Каждая из процедур содержит в себе: получение доступа к неприемлемым переживаниям; получение доступа к диссоциированным ресурсам и сохранение их доступными.
Четвертая фаза консолидации усвоенного включает этапы завершения транса (10-15 минут) и обобщения усвоенного во время транса (10-15 минут).
Описывая стратегии сотрудничества, подстройку и ведение, С. Г. Гиллиген принимает стратегии, модели и приемы, выделенные при изучении шаблонов работы М. Эриксона Р. Бендлером и Д. Гринде-ром и положенные ими в основу НЛП. Он принимает их лингвистические модели, приемы невербальной подстройки репрезентативные система ввода и вывода информации.


Вместе с тем С. Г. Гиллиген широко пользуется понятиями психоанализа, когнитивной психологии, транзактного анализа при описании создания контекста для терапевтического транса, привлекая понятия социального самосознания, намерений, последовательностей наведения проблемы, ролевых персонажей.
С. Г. Гиллиген подробно останавливается на методах создания замешательства, выделяя универсальные этапы: 1) выявление стереотипа; 2) подстройка к стереотипу человека; 3) вызов замешательства прерыванием стереотипа; 4) усиление замешательства; 5) утилизация замешательства.
Терапевтическая практика и теоретические взгляды С. Г. Гиллиге-на за последнее десятилетие заметно эволюционируют. По-прежнему причисляя себя к Эриксонианцам, он развивает терапию самоотношения [211], частично используя наследие М. Эриксона и Г. Бейтсона, испытывая влияние М. Уешибы, М. Ганди, Мартина Лютера Кинга, Т. Элиота. Терапия самоотношения строится на репоэтизации бытия на основе ободрительного поощрения жизненной умеренности без сентиментальности, жалости к себе, преувеличений.

Она являет собой союз силы любви и любви силы и ищет первичность бытия и искусство становления. Она предлагает очевидный способ размышления о том, как жизнь становится проблемой для людей, и предлагает специфические принципы и методы, посредством которых люди могут найти свой путь избавления от длящегося страдания.

Исходные принципы (слоганы) терапии самоотношений таковы.
1. Жизнь засасывает (страдание существует), но это не проблема.
2. Жизнь протекает через тебя, за исключением того, когда она этого не делает.
3. Существует двое тебя (сознание и бессознательное).
4. Вы являетесь неисправимым инакомыслящим, но таковы и все остальные.
Терапия представляет собой ступени возвращения из изгнания (самоизгнания).
7. Ощутите центр.
2. Откройте сознание в области периферии.
3. Смягчите ажитацию.
4. Освободите каждый гипнотический феномен.
5. Освободите аналитические феномены.
2.2.4. Нейролингвистическое программирование и его вклад в Эриксоновскую гипнотерапию
Р. Бендлер и Д. Гриндер, чрезвычайно высоко оценившие М. Эриксона как величайшего психотерапевта-практика XX в., внесли значительный вклад в методологическое становление Эриксо-нианства как направления психотерапии. Именно они в середине 1970-х гг. оказались наиболее методичными исследователями практики и трудов М. Эриксона, сделавшими удачное, что признавал сам М. Эриксон, теоретическое обобщение его гипнотической практики [37].
Эриксонианством приняты, используются, учитываются следующие положения НЛП.
1. Лингвистические положения на основе трансформационной грамматики [34].
2. Положения о репрезентативных системах ввода и вывода информации [34, 149].
3. Общие положения рефрейминга [34, 149].
4. Работа с якорями [34, 149].
5. Соотнесение сознания и бессознательного с правым и левым полушариями, построение психотерапии с опорой на мудрое бессознательное [34, 149, 211, 286].
Общими в обоих направлениях являются: 1) принципы подстройки и ведения; 2) приемы формирования и утилизации транса, подходы
I
ЧАСТЫ. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГИПНОТЕРАПИИ
к целям, задачам терапии на основе запросов клиента, понимания соотношения симптома и ресурса, постулирования доминантности бессознательного.
2.2.5. Эриксонианство с позиции официальной российской психотерапии
Предельно кратко рассмотрим описание Эриксонианства в изданной в России "Психотерапевтической энциклопедии" [88], которое с достаточным основанием можно считать официальным.
М. Эриксон представлен как практик, избегающий теоретизирования. (Напомним, речь идет об авторе более 140 научных работ!) Эриксонианство охарактеризовано как направление психотерапии, разрабатывающее новые формы наведения и использования гипнотического транса. Утверждается, что оно вобрало весь положительный опыт классического гипноза, но качественно от него отличается: атрибуцией лечебного воздействия; построением коммуникации; уровнем гипнабельности; отношением к трансу гипнотизера; построением лечебных формулировок; нозологическими и личностными противопоказаниями. (Исходя из подобного описания, следовало бы ожидать резкого повышения эффективности Эриксоновской психотерапии в сравнении с классическим гипнозом, однако такие сведения в энциклопедической статье не приводятся.)
2.3. Критика М. Эриксона и Эриксонианства. Позиция А. Веизенхоффера
В 1992 г. на конференции, посвященной Эриксоновскому гипнозу и психотерапии, состоялось выступление одного из наиболее авторитетных старейшин американской гипнологии А. Веизенхоффера. Тема его доклада была "Эриксон и единство гипнотизма" [278].
А. Вейзенхоффер ставит и положительно решает вопрос о целостности гипнотизма как научной дисциплины и практики. Вот его исходные позиции.
После смерти М. Эриксона в 1980 г. его ученики и последователи стали проводить резкие различия между "традиционным гипнозом" и "Эриксонианским гипнозом". Однако данные различия обосновываются предельно расплывчатыми доводами. Так, по утверждениям Япко (Yapko) [283]: 1) традиционные гипнологи верят, что обладают властью над пациентами; и что 2) в традиционных руководствах указывают на невозможность загипнотизировать психотиков. А. Вейзенхоффер, яв-



Содержание раздела