Интегративная теория гипноза


И. П. Павлов [83, 84] полагал необходимым выделение длинного ряда переходных степеней гипнотического состояния, от бодрствовэ-
ВВЕДЕНИЕ К РАЗДЕЛУ 1
я д0 сна. Е. С. Катков [цит. по 108] на основе учения И. П. Павлова азработал достаточно подробную феноменологическую классификацию глубины гипноза, включающую три стадии и девять степеней (по той на стадию). В ней в зависимости от глубины гипноза детализированы особенности двигательных реакций, слухового, зрительного восприятия, тактильной чувствительности, самовосприятия гипнотика, оаппорта.

В области восприятия выделены и распределены по второй и третьей стадиям иллюзии и галлюцинации.
Оценка глубины гипноза в западной, преимущественно американской, традиции также основывается на феноменологических проявлениях. Психологическая ориентация исследований гипноза обусловила использование идеологии психометрического шкалирования, на основе которой разработаны и продолжают разрабатываться различные шкалы гипнабельности [213, 252]. Однако в итоге осуществляется качественная интеграция количественных показателей в три основные группы: низкогипнабельных, среднегипнабельных и высокогипнабельных. Причем в большинстве исследований, как правило, сопоставляются контрастные группы низкогипнабельных и высокогипнабельных [166, 167, 170, 254]. В настоящее время наиболее часто используется шкала HGSHS: А; В [213].

Гораздо более детализированной (и трудоемкой) является шкала SHSS: А; В; С [213], особенно форма С. Предложены и иные шкалы и опросники [252].
Единой закономерностью всех классификаций глубины гипноза и шкал гипнабельности является расширение феноменологических проявлений по мере углубления гипнотического состояния с почти безграничной феноменологией гипноза и постгипнотического периода для сомнамбулического состояния. Известно, что в гипнотическом (сомнамбулическом) состоянии возможны: двигательные внушения любой сложности [91]; практически любые сенсорные внушения, психосоматические внушения, включая системные, тканевые, гуморальные [108, 160, 161]; любые иллюзии и галлюцинации [108, 160, 161, 213]; манипуляции памятью (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) [160, 161, 169, 213]; диссоциации; личностные трансформации [108]; постгипнотические внушения широкого круга, включая позитивные и негативные галлюцинации [91].
Анализ литературных источников приводит к заключению о том, что все феноменологическое богатство гипноза основано на репродукции соответствующих опытов восприятия, движения, переживания ДР. в трех вариантах: а) целостная репродукция определенного жиз-енного опыта; б) репродукция заданной внушением комбинации ементов определенного жизненного опыта; в) сочетание репродукции а) и б).


Кроме того, для большинства исследований характерно пристальное внимание к крайне сложной поведенческой феноменологии глубокого, сомнамбулического гипноза. Феноменология же "среднего" гипноза, второй его стадии (в отечественной терминологии), опускается, не вызывая особого интереса гипнологов.
Глава 3
Некоторые закономерности
репродукции внушенных в гипнозе
цветовых ощущений и образов
3.1. Введение
Закономерности реализации внушения зрительных ощущений и образов, рассматриваемые в литературе как непременный атрибут сомнамбулической стадии гипноза, до настоящего времени изучены недостаточно.
В то же время реализованные в гипнозе зрительные внушения являются (при условии их фиксации в памяти гипнотизируемого) наиболее конкретизируемым и формализуемым, в силу информационной емкости зрительного восприятия, отражением психологических, нейрофизиологических состояний, составляющих феномен гипноза.
Тщательное описание, систематизация и изучение внушенных в гипнозе цветовых ощущений и образов в сопоставлении с методами объективного исследования представляют определенный познавательный, а также практический, клинический интерес [114; 115; 116; 117].
3.2. Особенности реализации внушений цветовых ощущений и цветового образа (пейзажа) у здоровых лиц, больных неврозами в зависимости от глубины гипнотического состояния
Как отмечено ранее, возможность реализации внушений зрительных ощущений обычно связывается с сомнамбулической стадией гипнотического состояния [91, 103, 108, с. 174]. Так, по Е. С. Каткову [108, 54], реализация зрительных внушений возможна при второй степе-третьей стадии гипноза. Существует точка зрения [25], согласно корой репродукция зрительных образов не ограничивается третьей ' ЗДией гипноза, хотя и остается достаточно неопределенной.


з"



3.2.1. Методика изучения
закономерностей репродукции цветовых ощущений
и образов в зависимости
от глубины гипнотического состояния
Нами изучалась репродукция цветовых ощущений и образов у 62 контрольных здоровых лиц однократно и у 131 больного неврозами в процессе гипнотерапии в соотнесении с глубиной гипнотического состояния. После словесного погружения в гипнотическое состояние и предварительного определения его глубины при закрытых глазах в течение 10 минут внушалось ощущение синего цвета, последующие 10 минут проводилось внушение цветового образа. После вывода из гипнотического состояния проводился индивидуальный опрос, во время которого окончательно определялась глубина гипнотического состояния, выяснялись особенности реализации внушения.

В ряде случаев испытуемые и пациенты делали в день после сеанса ретроспективные рисунки увиденного ими в гипнозе. Некоторые из рисунков приведены в иллюстрациях (см. приложение).
3.2.2. Результаты изучения
закономерностей репродукции цветовых ощущений и образов в зависимости
от глубины гипнотического состояния
Полученные результаты приведены в табл. 3.1 и 3.2. При математической обработке данных использован тест Т. Шеллинга-Воль-фейля [72].
В контрольной группе при однократной гипнотизации первая стадия имела место в двух случаях, у больных неврозами в 36 на
Таблица 3.1 Распределение испытуемых по глубине гипнотического состояния

Контингент
Глубина гипнотического состояния
1 ст.
1-И ст.
Ист.
I-III ст.
III ст.
Все стадии_
Контроль
Неврозы
Неврастения
Истерический невроз
Обсессивный невроз
Всего



вторая стадия гипноза репродукция цвета

вторая стадия гипноза репродукция образа на внушение цвета

третья стадия гипноза репродукция образа на внушение цвета
Иллюстрация 1. Три варианта репродукции испытуемым внушен-0 Синего цвета в зависимости от глубины гипнотического состояния


вторая стадия гипноза

вторая стадия гипноза

третья стадия гипноза
Иллюстрация 2. Закономерности изменения реализации пациентом внушения синего цвета при углублении гипнотического состояния от 2 к 3 стадии гипноза


/ сеанс

2 сеанс
Иллюстрация 3. Образная репродукция пациенткой внушения Инего Цвета в сомнамбулическом гипнозе

первом сеансе, сменяясь в процессе лечения второй, третьей стадиями. Реализации внушения ощущения синего цвета и цветового образа не происходило. В ответ на внушение все гипнотизируемые пытались представить соответственно окрашенный зрительный образ (синее небо, синюю воду, синий ковер и т. д.), но ничего не видели.

В ответ на внушение цветового образа все гипнотизируемые пытались представить какой-либо пейзаж из виденных ими ранее, но также не видели его.
Вторая стадия гипнотического состояния имела место у 17 испытуемых контрольной группы и у 61 больного неврозами. Реализация внушения ощущения синего цвета носила здесь иной характер: в обеих группах все испытуемые "видели" внушаемый цвет.
Выделены следующие варианты реализации внушения цветовых ощущений.
1. В ответ на внушение ощущения цвета гипнотизируемый "подбирает" соответственно окрашенный зрительный образ, пытается представить его и через некоторое время начинает "видеть" внушаемый цвет, но не представляемый образ. Такой путь реализации внушения имел место в четырех случаях в контрольной группе и в 37 случаях у больных неврозами.
2. Внушаемый цвет реализуется внезапно, минуя этап представления. Подобный путь реализации внушения имел место в 13 случаях в контрольной группе и в 24 случаях у больных неврозами. В 25 случаях у больных неврозами в процессе гипнотерапии имел место переход от первого варианта реализации внушения ко второму.

Таким образом, к концу курса гипнотерапии второй вариант реализации внушения имел место в 49 случаях из 61.
Независимо от пути реализации внушения в 13 случаях в контрольной группе и в 56 случаях в группе неврозов гипнотизируемые "видели" внушаемый цвет "близко перед глазами", показывали рукой после сеанса расстояние, на котором "видели" цвет. Для характеристики репродуцированного цвета они употребляли в подобных случаях такие определения, как "стена", "плоскость", "пленка" и т. д. В четырех случаях в контрольной группе и в пяти случаях в группе больных неврозами гипнотизируемые "видели" внушаемый цвет "как облако", "объемно". В двух случаях в контрольной группе и в пяти случаях в группе больных неврозами репродуцированный цвет содержал элементы образности при отсутствии осознанного представления (пример: женщина в синем платье видела рисунок ткани этого платья на синем фоне).



Содержание раздела