Репродукция внушенных образов


В 4 случаях в контрольной группе и в 19 случаях в группе больных неврозами "видение" цвета носило непрерывный характер, в 13 и 42

чаях соответственно ощущение реализовывалось на время внушения, волнообразно затухая.
' внушение цветового образа во второй стадии гипноза реализо-ывалось в 10 случаях в контрольной группе и в 20 случаях в группе больных неврозами, гипнотизируемые "схематично", "фрагментарно", "условно", "в голове", "мысленно" "видели" пейзаж "как плоскую
картину".
Детализация внушения с целью добиться желаемого оттенка ре-продуцируемого цвета во второй стадии гипноза часто не приносит ожидаемого результата, цвет в известной степени "автономен".
Третья стадия гипнотического состояния имела место в 48 случаях в контрольной группе и в 20 случаях в группе больных неврозами. Этап осознанного представления имел место у 14 испытуемых контрольной группы и у 8 больных неврозами, первоначальное "видение" составило соответственно 29 и 12 случаев. В 26 случаях в контрольной группе и в 13 случаях в группе больных неврозами гипнотизируемые на внушение цвета "видели" соответственно окрашенный образ ("небо", "море").

В 23 случаях в контрольной группе и в 11 случаях в группе больных неврозами репродуцированный цвет (образ) был постоянным, в 20 и 9 случаях соответственно происходило его волнообразное затухание, требовалось повторное поддерживающее внушение.
Внушение пейзажа легко реализовывалось у 41 испытуемого контрольной группы и у 18 больных неврозами. В 18 и 13 случаях соответственно репродуцированный пейзаж был конкретным, знакомым, в 5 и 4 случаях репродуцированный образ был незнакомым, в 10 и 3 случаях имели место сочетания в репродукции знакомого и незнакомого. Во второй стадии репродуцированный пейзаж в преобладающем большинстве случаев был незнаком (см. табл.

3.2).
Отличительной чертой репродуцированного в третьей стадии гипноза цветового образа является "эффект присутствия". В 42 случаях в контрольной группе и в 18 случаях в группе больных неврозами испытуемые "видели" внушаемый образ так, "как на самом деле", "были там", в таких случаях выявлялись спонтанные температурные, обонятельные, осязательные ощущения. Несмотря на легкость реализации внушения цветового образа, попытка добиться желаемого психотерапевтом сочетания цветов, изменения первоначального образа часто не приносила ожидаемого результата.
У 50 больных неврозами глубина гипнотического состояния менялась в процессе гипнотерапии от второй к третьей стадии. В подобных лУчаях характер репродукции цветовых ощущений и образов менялся, укладываясь в рамки особенностей, отмеченных при описании второй тРетьей стадий гипноза.
V

Таблица 3.2 Репродукция цветовых ощущений и образов при различной глубине гипнотического состояния

Особенности реализации внушения
1ст.
Ист.
III ст.
А
Б
А
Б
A
Б"
Ассоциативное представление соответственно окрашенного образа на внушение цветового ощущения:
           
а) осознанного
8"
б) неосознанного
Р(а-б)
II
-
Р(а-б)
III
II
Ассоциативное представление соответственно окрашенного образа на внушение цветового образа
-
Реализация внушения цветового ощущения:
           
а) переход от представления к "видению"
LH
б) первоначальное "видение"
Тз
_29|
в) переход от варианта "а" к "б"
г) плоскостное "видение"
TT1
д)объемное "видение"
Р(г-д)
III
II
Постоянство репродукции цвета:
           
а) постоянная
б) затухающая
Р(а-б)
III
II
Реализация цветового образа на внушение ощущения цвета
Р(а-б)
III
II
Реализация внушения цветового образа:
           
а) "эффект присутствия"
б) "схема", "картина"
в) знакомый
г) незнакомый
д) сочетание "в" и "г"
Р(а-б)
III
II
Постоянство репродукции цветового образа:
           
а)постоянная
б) затухающая
Р(а-б)
III
II
Всего
2|36
17|61
43|20
<

p> Примечание. Графа А здоровые (контроль), графа Б больные неврозами; Р(*-*) достоверные различия репродукции для сопоставляемых стадий гипноза, в скобках проставлены обозначения сравниваемых качественных признаков репродукции.

3.2.3. Анализ процесса репродукции цветовых ощущений и образов при различной глубине гипнотического состояния
Анализ процесса репродукции цветовых ощущений и образов в первой, второй, третьей стадиях гипноза выявляет, с одной стороны, общие черты, связующие различные стадии между собой и с состоянием бодрствования, с другой стороны, качественные отличия второй и третьей стадий от первой, состояния бодрствования друг от друга.
Первая стадия гипнотического состояния характеризуется появлением в ответ на внушение ощущения цвета ассоциативно возникающего "мысленного" представления конкретного образа, окрашенного во внушаемый цвет, без субъективного ощущения "видения" внушаемого цвета либо представляемого образа. Реализация внушения цветового образа протекает аналогично.
Во второй стадии гипноза в ответ на внушение ощущения цвета ассоциативно возникает "мысленное" представление определенного, конкретного образа, предмета, соответственно окрашенного, в дальнейшем спонтанно сменяющееся ощущением "видения" преимущественно внушаемого цвета, а не представляемого образа. Переход от "мысленного" представления к "видению" может сокращаться, исчезать либо в осознанном виде отсутствовать. Иногда о наличии неосознаваемых ассоциаций говорит включение в репродуцируемый цвет элементов образности.

Внушение цветового образа во второй стадии гипноза может сопровождаться возникновением представления без субъективного ощущения "видения" либо схематичным, условным, фрагментарным "видением" без "эффекта присутствия".
Репродуцируемый цвет во второй стадии гипноза описывается как своеобразная "плоскость", расположенная на близком от гипнотизируемого расстоянии. Репродуцируемый образ также плоскостей.
Без повторного внушения происходит волнообразное затухание репродуцированного цвета в большинстве случаев.
В третьей стадии гипнотического состояния осознаваемое ассоциативное представление легко переходит в образную репродукцию, но преобладают случаи первичного возникновения ощущения цвета, Цветового образа, резко возрастает частота образной репродукции на внушение цвета. Репродуцируемый цвет "объемен", более конкретен, чем во второй стадии. Внушение цветового образа легко реализуется, сопровождается "эффектом присутствия".

Репродуцированный цвет, и в особенности цветовой образ, более постоянен, стабилен, чем во второй стадии.

Осознанное представление, возникающее в первой стадии гипноза, практически неотделимо от такового в бодрствующем состоянии.
Представление во второй стадии становится иным. Оно может быть осознанным и неосознанным. Осознанное представление сменяется субъективным ощущением "видения", связь которого с представлением неоднозначна, опосредована, представление и репродуцированный цвет в большинстве случаев не совпадают.
В третьей стадии гипноза репродуцированный цвет и образ более конкретны, тождественны представлению, легко сливаются с ним, теснее взаимосвязаны. Представление растворяется, поглощается репродуцируемым образом, спонтанно формируются комплексы тактильных, температурных, обонятельных ощущений, соответствующих воспроизведенному зрительному образу.
Таким образом, в первой стадии существует лишь представление, во второй стадии представление проявляется в двух формах, достаточно разобщено с репродуцируемым ощущением и образом, в третьей стадии происходит "поглощение" представления репродуцируемым образом, а ощущение так же образно.
Полученные результаты хорошо согласуются с положением о возрастании роли бессознательного при углублении гипнотического состояния, выдвинутым в свое время В. Е. Рожновым и его сотрудниками [92,93].
В. Е. Рожнов, М. Е. Бурно рассматривали гипнотическое состояние как искусственную психологическую защиту, где деперсонализа-ционный и сомнамбулический ее варианты зависят от особенностей личности гипнотизируемого, его поведения в стрессовой ситуации [23, 92]. При изучении закономерностей репродукции цветовых ощущений и образов во второй и третьей стадиях гипнотического состояния возникает предположение о возможной связи их с вводимыми данными авторами понятиями. У больных неврозами в 46,7 % случаев не происходит углубления гипнотического состояния далее второй стадии в процессе гипнотерапии. "Плоскостность", известная абстрактность, оторванность от предшествующего представления репродуцированных цветовых ощущений во второй стадии делают ее близкой деперсонализационно-дереализационным понятиям,противопоставляя репродукции цветовых ощущений и образов в сомнамбулической стадии гипноза с ее образностью, конкретностью, "эффектом присутствия".



Содержание раздела