Приемы и способы определения внушаемости и гипнабельности


Говоря простым языком, для внушаемого человека мнение других, обычно авторитетных людей, становится главным основанием, определяющим те или иные его решения.
Если человеку со стороны даются решения уже в готовом виде и он принимает их без особой критики, то говорят о повышенной внушаемости. Так, в педагогической практике внушаемость играет существенную и даже положительную роль. Чем выше, например, для учащегося авторитет педагога, тем большее значение имеет каждое сказанное им слово.

В.М. Бехтерев делает вывод, что "внушение играет особую роль в нашем воспитании" Описанный выше пример со студентами-медиками также связан с повышенной внушаемостью.
Разные авторы неодинаково объясняли восприимчивость к гипнозу. А.Л. Мендельсон объясняет это верой в силу гипнотизера, страстным желанием поддаться его влиянию, Ф.Е.

Рыбаков - "психической заразой", "паникой", А. Молл - чувством сильнейшей зависимости от гипнотизера, А. Адлер - чувством неполноценности с созданием сверхкомпенсаций (например, желание "фигурировать" на сцене, хотя бы под гипнозом), И. Дежерин - общим переутомлением, напряженностью, озабоченностью, безвыходностью положения, Е. Кречмер - душевной подчиненностью, несамостоятельностью. Е. Тремнер считает, что подчиняемость, а следовательно, и внушаемость, от степени которой зависит гипноз, есть производное "стадного инстинкта" (подчинение вожаку).

И. Шультц отмечает, что подверженность внушению слагается из дисциплинированности, послушания, преданности, доверчивости, повиновения, которые могут быть следствием как рационального воспитания и личной твердости к аффективному воздействию и подвижности, так и пассивности, отсутствия критичности.
Ни одному из перечисленных авторов не удалось объяснить внушаемость и восприимчивость к гипнозу, а в то же время гипнабельность не всегда дифференцируется с внушаемостью. А.И. Захаров отмечает, что "определить гипнабельность труднее, чем внушаемость. Несмотря на то, что она в известной мере есть физиологическое проявление внушаемости, эти понятия не всегда совпадают. Большинство из предложенных проб на гипнабельность отражают ее лишь частично и в большей степени говорят о внушаемости.

О гипнабельности как таковой можно говорить, как правило, после возникновения у человека гипнотического состояния. До этого о ней можно судить по реакции на объяснение предстоящей процедуры гипнотизации и происходящих в гипнозе явлений.

У хорошо гипнабельных субъектов при этом проявляются некоторые из описанных признаков гипноза, в том числе расслабление рук, отяжеление век, выражение сонливости на лице и т.д.".
Большинство авторитетных гипнологов придерживается мнения, что гипнабельность - это особый показатель здорового психического статуса, на который несомненное влияние оказывает возраст, пол, состояние здоровья (большинство шизофреников не гипнабельны), усталость, интеллект, уровень сознания и т.п. Хилгард по этому поводу сказал, что "нормальные испытуемые показывают несколько большую восприимчивость к гипнозу по сравнению с невротиками". В.М.

Бехтерев также утверждал, что гипноз легче вызывается у здоровых людей, чем у больных. В этом отношении интересна позиция А.И. Захарова: "Гипнабельность выше у здоровых людей, чем у больных неврозами, что связано с нарушением у последних бодрствования и сна внимания, волевого сосредоточения, а также наличием возбудимости В свою очередь, гипнабельность сравнительно выше у детей, быстро засыпающих и глубоко спящих, а также хорошо адаптированных, общительных, психически гибких и эмоциональных. К этому следует добавить, что дети, легко играющие со сверстниками, гипнотизируются всегда лучше чем необщительные и замкнутые.

Если расположить здоровых и больных детей и подростков в порядке убывающей гипнабельности, то получится следующий ряд: здоровые, соматически больные, больные неврозами, психопатические личности, психически больные. Это подтверждает значение гипнабельности как индекса психического здоровья
В процентном отношении все люди делятся на степени гипнабельности. Поданным Хилгарда, 10% людей вовсе не подвержены гипнозу, 30% обладают слабо выраженной гипнабельностью. 30% - гипнабельностью средней степени , только 30% лиц являются высоко гипнабельными. Эти данные подтверждавшем экспериментами над животными.



Восприимчивость к гипнозу у них также различна. Так, например, при обездвиживании кролики, курицы исключительно покорны, но крысы, кошки, собаки весьма строптивы и агрессивны.
Д.Э. Бауман и П.И.Буль провели исследования по наследуемости данного признака у населения. Число женщин гипнотиков всегда превышает эту величину у мужчин, составляя 66,6% любой аудитории.

Наследование гипнабельности, по предположению авторов, определяется аутосомно-доминантным геном с неполной доминантностью под контролем пола.
ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВНУШАЕМОСТИ И ГИПНАБЕЛЬНОСТИ
Перед проведением гипнотизации необходимо проверить степень восприятия, при этом испытуемому можно сказать, что хотят проверить некоторые стороны его нервной деятельности. Предлагаем некоторые варианты проверок.
1. Испытуемому, который знает вкус лимона, предлагают вообразить, что он ест лимон. Далее внушающим тоном объясняют: "Представьте, что вы сидите за праздничным столом. Вам приносят спелый, сочный, ярко-желтый лимон. В одну руку вы берете лимон, в другую - острый нож, чтобы разрезать его на маленькие дольки. Вы отрезаете одну дольку, пока сок еще не появляется.

Но вот вы отрезаете следующую дольку, и на поверхности срезанной части лимона появляется много маленьких капелек кислого сока. Именно в этот момент вы начинаете ощущать кислый вкус во рту. После этого вы отрезаете еще одну дольку лимона, взяв ее рукой, кладете себе в рот.

Ощущение кислого вкуса во рту усиливается".
Лица, у которых таким путем удается вызвать обильное выделение слюны и ощущение кислоты во рту, оказываются более внушаемыми, чем те, у которых этого вызвать не удается
2. Испытуемому предлагают расслабить мускулы руки так, чтобы она падала совершенно свободно, как плеть. Несколько раз поднимают руку и опускают ее, добиваясь полного расслабления мускулатуры. Затем испытуемому предлагают вытянуть руку и опереться ею на руку врача всей массой своего тела.



Исследователь внезапно убирает свою руку, причем, если испытуемый успешно выполнил эту пробу, он теряет равновесие (исследователь должен быть наготове, чтобы при этом поддержать пациента и не дать ему упасть). Чем успешнее испытуемым выполняется задание, тем выше обычно и внушаемость.

Если же пациент остается стоять неподвижно, ему указывают, что он должен постараться настроить себя так, чтобы суметь выполнить предлагаемые ему задания.
3. Сидящему человеку предлагают положить руку на свое колено, затем просят его несколько секунд смотреть в какую-либо одну точку своей руки и внушают, что рука его та очень тяжелая, словно налилась свинцом. После этого исследователь слегка приподнимает руку испытуемого и роняет ему на колено. Чем большее сопротивление встречается при попытке поднять руку исследуемого, тем выше внушаемость.

Ощущение, что рука стала тяжелой, возникает у исследуемого довольно легко, и это ведет к повышению его внушаемости.
4. Испытуемому говорят, что сейчас прикоснутся кончиком ватки к его глазу, что это никакой боли не вызовет, и предлагается смотреть неподвижно на какой-либо предмет, например, на палец исследователя, и постараться не мигать при прикосновении. Внушающим тоном указывают: "Вы не
можете мигать. Прикосновение совершенно безболезненно. Никаких неприятных ощущений оно не вызывает".

При этом прикасаются ваткой к склере глаза вблизи роговицы. Затем говорят: "А сейчас, когда я прикоснусь этой же ваткой к вашему глазу, вам будет очень неприятно,
чувствительность резко обострится. Попробуйте не мигать.

Вы не можете удержаться, чтобы не мигнуть". В это время прикасаются незаметно для испытуемого не к склере, а к краю роговицы. Склера сравнительно малочувствительна, и подавить рефлекс со склеры, если он есть, не
представляет труда. Роговица же очень чувствительна, и прикосновение к ней болезненно. Огромному большинству людей подавить рефлекс не удается.

Эта проба обычно ведет к усилению внушаемости исследователя, создавая у него впечатление, что разница при первом и втором прикосновении вызвана действием внушения.
5. Прием Баудоина: исследователь заявляет испытуемому о своем желании проверить его способность концентрировать внимание. Поставив испытуемого к себе лицом, - ноги вместе, руки вдоль туловища, - исследователь предлагает ему смотреть себе прямо в глаза. При этом сам встает так, чтобы одна нога была несколько впереди другой. Такое положение необходимо для того, чтобы была возможность самому отклониться назад на опорную ногу. Затем вытягивает руки, сложенным ладонями внутрь так, чтобы достать ими до виска пациента, и слегка прикасается к коже в этой области.

Ладони необходимо поставить таким образом, чтобы уменьшить у испытуемого угол периферического зрения, так как эта информация воспринимается неосознанно. Не сводя пристального взгляда с переносья испытуемого, исследователь внушительно произносит фразу: "Как только я начну отводить свои руки от ваших висков, вас потянет вперед за ними! Теперь я начинаю отводить свои руки". При этом исследователь чуть-чуть отклоняется назад, продолжая говорить спокойно, но твердо и уверенно: "Теперь, когда я удаляю свои руки, вас уже начинает тянуть За ними.

Вас уже тянет за ними. Вас тянет, вас тянет вперед за моими руками".

При этом, продолжая отступать назад, исследователь отводит руки и в случае падения подхватывает его.



Содержание раздела