Блейлер отождествлял грезы с аутистическим мышлением.


    В своих учебных рассказах он следовал древней традиции. С незапамятных времен рассказы служили средством передачи культурных, этических и моральных ценностей и норм. Горькую пилюлю легче проглотить, если она заключена в сладкую оболочку.

Прямолинейное моральное поучение может вызвать внутреннее противодействие, но "руководящие указания" становятся вполне приемлемыми, если они облечены в форму интересной, увлекательно и изобретательно рассказанной истории. С этой целью Эриксон в своих рассказах пользуется многими эффективными приемами художественной литературы, в том числе юмором, а также включает в них интересные сведения, например, малоизвестные медицинские и антропологические факты.

Терапевтические внушения вкраплены в эти рассказы, сюжет которых, на первый взгляд, очень далек и от проблем, волнующих пациента, и от того, на чем, по-видимому, сосредоточено внимание врача.
    Согласно Эриксону, гипнотический транс - это такое состояние психики, в котором она наиболее способна к изменению и к восприятию нового знания Это вовсе не искусственно вызванное сонное состояние Врач-гипнолог не возвышается над пациентом, не "подчиняет" его себе; пациент сохраняет полный самоконтроль и отнюдь не следует велению чужой воли. В сущности, транс - естественное состояние, переживавшееся каждым из нас.

Самый известный пример подобных переживаний - грезы наяву. Но состояние транса может наступать и при других обстоятельствах, например, когда мы погружены в размышления, молимся или выполняем физические упражнения.
    Бег трусцой иногда называют "медитацией на ходу". В подобных ситуациях человек более живо и ярко осознает внутренние ощущения, тогда как внешним стимулам - звукам и движениям - в это время придается меньшее значение.
    И все-таки удивительно, каким образом выслушивание какой-нибудь истории, даже если оно происходит в состоянии гипнотического транса, помогает пациенту. Достигаемый эффект во многих отношениях сходен с тем чувством внутреннего подъема, которое мы испытываем, посмотрев хороший фильм. Во время киносеанса многие из нас переходят в измененное состояние сознания Мы отождествляем себя с одним или несколькими персонажами и, выходя из зрительного зала, чувствуем себя "преображенными".

Но это чувство длится недолго, самое большее 10-15 мин. В отличие от кино, люди вспоминают истории Эриксона даже многие годы спустя.

При этом изменения в их поведении и установках оказываются стойкими.
    Насколько можно судить, вмешательство Эриксона вело к самоподдерживающимся изменениям психики, которые и влекли дальнейшие ее изменения. Возможно, это происходило потому, что изменения шли в направлении внутреннего роста и "открытости".

Конечно, эффективность таких изменений, по-видимому, обусловлена еще и тем, что наша культура органически созвучна философии Милтона Эриксона - вере в то, что каждая личность важна сама по себе, что каждый человек может путем самовоспитания улучшить свою природу и что каждый из нас обладает уникальными возможностями внутреннего роста.
    Грезы (иногда "сон с открытыми глазами") - это наполовину намеренно вызываемый ряд представлений, организованных желаниями. Очень часто они наблюдаются у детей, поскольку у них мала возможность использовать свои желания.

Именно для грез характерным является большое расстояние между желанием и реальностью.
    Г.Х. Грин различает четыре типа грез: "героические" грезы, при которых грезящий в изобилии получает похвалу за исключительные успехи; "спасательные" грезы, где грезящий кого-нибудь спасает, героически освобождает и получает за это любовь и восхищение всех окружающих; "мегаломанические" грезы, в которых человек сам себя представляет всемирно известным, прославившимся; наконец, грезы "чести", когда человек жертвует собой и помогает "тому, любви которого он добивается.     Известный психиатр Е. Блейлер отождествлял грезы с аутистическим мышлением. Аутизм (от греч. auto - сам) - крайняя форма психологического отчуждения, выражающаяся в уходе индивида от контактов с окружающей действительностью и погружении в мир собственных переживаний. Термин "аутизм" введен Е. Блейлером для обозначения психических нарушений, связанных со сниженными возможностями больного произвольно управлять своим мышлением, отключаться от мучительных мыслей, сосредоточенных вокруг ограниченных тем и желаний, и проявляющихся в попытке избежать любых контактов, отсутствии потребности в совместной предметной деятельности.



В норме термином "аутизм" стали пользоваться при описании индивидуальных особенностей, связанных с преимущественной ориентацией человека на свою внутреннюю картину мира и внутренние критерии в оценке событий, что сопровождается утратой способности к интуитивному пониманию окружающих, проигрыванию их ролей, неадекватным эмоциональным реагированием на их поведение.
    Характерным для всех видов грез является их общее главное содержание - самоутверждение и развитие личности, чему реальная действительность препятствует. Очень наглядно грезы проецируются в сказочных историях.

В этой связи можно предположить, что гипноз есть особая, резервная форма психического состояния, потенциальная готовность к максимальной мобилизации психики.
    Особенности воздействия гипноза и его результатов сформировались филогенетически при развитии человека как социального существа. Они имеют свои социальные, психологические, поведенческие, а не только биологические характеристики.
    Очевидно, что гипноз или гипнозоподобное состояние могли развиваться как феномены, имеющие полиморфное значение, и смысл их сводится к возможности оптимизации эффективного общения людей в случаях, когда возникали особые психические состояния. Здесь могла иметь значение, например, выработавшаяся необходимость для вожака племени или рода передать как можно больший объем информации членам своего клана, используя эффект повышенной восприимчивости и в какой-то очень важный момент жизни, связанный, допустим, с какой-либо опасностью или, наоборот, с ощущением радости.

Необходимость для людей верить в излечение болезней, преодоление жизненных трудностей способствовала развитию такого исторического явления, как шаманство, колдовство и т.п., эффекты которого были, как правило, связаны с особым состоянием психики людей (Б.Ф. Поршнев, 1968г.).
    Заражение с давних пор исследовалось как особый способ воздействия, определенным образом интегрирующий большие массы людей, особенно в связи с возникновением таких явлений, как религиозный экстаз, массовые психозы и т.д. По мнению Г.М. Андреевой, в самом общем виде заражение можно определить как бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям.

Оно проявляется не через более или менее осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или, по выражению Б.Д. Парыгина, "психического настроя". Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе людей, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованного, преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему.

Многие исследователи констатируют наличие особой "реакции заражения", возникающей особенно в больших открытых аудиториях, когда эмоциональное состояние усиливается путем многократного "отражения" по моделям обычной цепной реакции. Естественно, что эффект имеет место прежде всего в неорганизованной общности, чаще всего в толпе. Это позволило Б.Ф.

Поршневу назвать толпу "ускорителем", который "разгоняет" склонность.
    Специфические элементы отношений могли, очевидно, складываться между любящими супругами, где в связи с доброжелательным отношением друг к другу возникала ситуация повышенного доверия, снижающая критическое отношение друг к другу. Это вело к повышенной внушаемости и восприимчивости информации друг от друга, что вызывало особую реакцию психики и сознания, и повышение воздействия подобной информации могло доходить в определенных случаях до "транса ", то есть почти до гипнотического уровня (случаи глубокой любви, преданности, почти фанатической самоотреченности).
    Выработка определенных социальных установок по отношению к тем или иным людям вызывает у человека повышенную селективную восприимчивость, внушаемость по отношению к словам и действиям других людей, восприимчивость, которая в процессе общения может значительно увеличиваться. Такое нарастание внушаемости (хотя и в несравненно более короткий период и в более глубоко выраженном варианте) всегда имеет место в состоянии гипноза.

Таким образом, здесь улавливается определенное сходство механизмов указанных явлений.
    Кроме того, функция сознания, его активность не является постоянно стабильной. Степень активности отражения может варьироваться внутренними сознательно-бессознательными установками, воздействиями окружающей среды, связанной с изменением той или иной ситуации, окружающей психологической атмосферы. Степень активной акцепции будет, таким образом, связана с интегративным сознательно-бессознательным отношением к воздействию, когда восприимчивость (внимание) выборочно направляется на те или иные предметы, тех или иных людей.

Восприимчивость по отношению к словам или действию определенных людей, внушаемость может соответственно и значительно меняться (вплоть до гипнотического воздействия в особых случаях).



Содержание раздела