Представления


Много иллюзий (измененного восприятия) могут возникать в стрессовых ситуациях, что вызывает различные толки и разговоры у населения.
Вы можете спросить, почему закрывают зеркала во время похорон? Оказывается, смотря в зеркало, человек может увидеть не свое отображение, а дьявола, черта или самого умершего человека (иногда говорят, что человек общается с потусторонним миром), слышит его голос и т.п. Эти иллюзии возникают только в нашем сознании; иначе говоря - самовнушение встревоженного человека влияет на эмоциональный блок сознания. Хотя, если сфотографировать свое отображение или заснять на видеопленку, то изменений отображения не будет.

Таким образом при отображении предмет не искажается, он искажается только в нашем сознании.
Представления
Психологическими представлениями называют образы предметов, сцен или событий, которых в данный момент не воспринимаем (с помощью органов чувств). Мы говорим об "образах" предметов или явлений, событий потому, что могли их отличить от размышления о предметах или явлениях.

Представление приближается к восприятию (именно потому, что физиологической предпосылкой являются энграммы). Поэтому иногда представления определяют как "восприятия без внешнего раздражителя или наши фантазии.
Воздействуя на психику человека, гипнотизер может вызвать галлюцинации. Наиболее четко сущность галлюцинаторных переживаний, их связь с мышлением, выразил известный русский психиатр В.Х.

Кандинский, подчеркнувший связь галлюцинаций с восприятиями или чувственными представлениями, возникающими субъективно, вне зависимости от внешних впечатлений. Указанные представления появляются в результате возбуждения "центральных чувственных областей".

Он так формирует понятие "галлюцинация": "Настоящей галлюцинацией субъективное чувственное восприятие может быть названо только в тех случаях, когда чувственный образ представляется в восприемлющем сознании с тем же самым характером объективности, действительности, который при объективных условиях принадлежит лишь чувственным образам, полученным при непосредственном восприятии реальных внешних впечатлений". Он подчеркивает, что "быть убежденным в том, что имеешь ощущение, и действительно иметь ощущение не всегда одно и то же, галлюцинации суть не просто субъективные ощущения, но субъективные восприятия".
Вслед за В.Х. Кандинским на те же признаки галлюцинаций указывает С.С.

Корсаков (1913г.). Он пишет, что галлюцинации суть "...появление в сознании представлений, соединенных с ощущениями, соответствующими таким предметам, которые в действительности в данную минуту не производят впечатления на органы чувств человека".
Галлюцинации можно вызвать как в сфере каждого из различных органов чувств, так и в любой их комбинации. Например, гипнотик забрасывает воображаемую удочку, ловит золотую рыбку, поет, играет на фортепиано, ходит по канату, аппетитно ест и пьет вино, может смотреть кино и при этом смеяться или плакать, делиться впечатлениями с "окружающими", продавать или взвешивать продукты. Необходимо сказать, что гипнотик, лишенный в реальной жизни сценического дарования, начинает играть роль, словно актер
Необходимо сказать о существовании постгипнотических галлюцинаций, которые затруднительно отличить от реальных видений. В гипнозе могут вызываться представления, не соответствующие действительным событиям, носящие характер ложных воспоминаний (парамнезии): гипнотик живо, эмоционально описывает пожар, автомобильную аварию, конфликт в очереди и т.д., которых на самом деле не было.
Воля
Волевой акт начинается с импульса и предварительного представления о цели, с определения цели, продолжатся борьбой мотивов (желании), решимостью и заканчивается решением. Заключительным актом является исполнение (деятельность, действие).
Желание, борьба мотивов являются "проникновением Личности в ситуацию с некоторыми возможными действиями", между которыми выбирается решение. Желанием достичь определенной конкретной цели заканчивается этот динамически избирательный процесс принятия решения. Если индивид не может решиться, то не может и реализовать представления о цели, поскольку избирательный процесс не заканчивается: в качестве примера приведем известную басню о Буридановом осле, который так долго решался сделать выбор между охапками сена, что сдох от голода.

Характер волевого акта очень наглядно представлен И.М. Сеченовым в его монографии "Рефлексы головного мозга", где он пишет, что все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится к одному лишь явлению - мышечному движению: смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к Родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, открывает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным актом является мышечное движение.
Бесконечное множество импульсов, поступающих в головной мозг, проходит сложную обработку в структурах, осуществляющих мышление, интегрируется при помощи эмоциональных процессов, затем наступает последний этап, когда переработанная информация должна реализоваться в новом качественном виде действий: слове, письменном или устном, поступке или лишь в движении мимической мускулатуры. Этот процесс психической деятельности психологи называют волевым.

Волю часто определяют как способность человека к сознательной, целенаправленной или произвольной деятельности, саморегуляции своего поведения; способность доводить начатое деле до конца, несмотря на имеющиеся трудности и препятствия.
Путем внушения в гипнозе мы снижаем уровень критики, уровень сознания, тем самым человек не может регулировать свое поведение (деятельность), мышечные движения испытуемому становятся неподвластны.
В сомнамбулической стадии мы можем внушить человеку определенное состояние и положение. Например, приподняв руки гипнотика вверх, гипнотизер делает внушение: Ваши руки окоченели, замерли.

Они стали неподвижны.
В различное положение можно привести одновременно несколько частей тела. Неудобное положение гипнотик будет сохранять длительное время (в наших опытах до 30 мин).

Гипнотизер словно "лепит" из человеческого тела определенную фигуру, поэтому этот симптом называют "восковой гибкостью".
Иногда эстрадные гипнотизеры приводят человека в состояние каталепсии, когда гипнотика можно положить пятками и затылком на два стула, и тело спящего остается ригидным, вытянутым, как вогнутая доска в виде мостика. При этом повышается тонус всей мышечной системы, на гипнотика можно встать, и он не прогнется.

Необходимо отметить, что путем внушения можно влиять на движение отдельных членов (можно лишить возможности двигаться, внушить паралич, ног, языка, мышц шеи и т.д.), но отнюдь не на отдельные мышцы, изолированные от той группы, деятельность которой приводит в движение тот или иной член. Придав определенное положение гипнотику, например, внушив ему паралич в правой ноге, можно с ним разговаривать.

При этом гипнотик потерял власть над мускулатурой своей ноги, не может изменить положение своего тела, хотя бы этого и хотел. Это явление называется "расхождением функций мозга"
В глубоком гипнотическом состоянии можно вызвать машинальное записывание, когда испытуемый, разговаривая с гипнотизером, автоматически несознательно пишет о своих личностных переживаниях, воспоминания о которых для него болезненны. При этом не отдает себе отчета в том что именно написала его рука, и смысл написанного будет осознано лишь при прочтении после выхода из гипноза. "Нечто подобное можно наблюдать у собак. Бывает так, что у собаки слюнная реакция сохраняется, как только начинает действовать сигнал, слюна течет. Когда дальше подается еда, слюна течет еще больше. А рядом с этим еду собака не возьмет, именно не может взять.

Факт, совершенно похожий на то, что мы встречаем у человека", - писал И. Г Г. Павлов.
Самое интересное, что в состоянии гипноза человек не ощущает усталости и может выполнять работу, прикладывая при этом значительно меньше усилий. Это наводит на мысль о резервных возможностях организма, которые можно использовать.
Можно сделать вывод о существовании резервной системы потенциального управления психикой, при которой в различных экстремальных условиях возникает психофизиологическая активация, связанная с изменением активности сознания, его заметным сужением к резкой фокусировкой в сфере направленности необходимого действия. Это в свою очередь может вызвать мобилизацию физических, психических и духовных сил (в соответствии с требованиями возникшей ситуации).
Такая резервная мобилизация имеет место, например, при реакции на витальную (жизненную) опасность, когда при суженном сознании, сфокусированном только в одном доминантном направлении (спасение от опасности, бегство, борьба), заметно активизируется способность к физическому усилию, и человек может выполнить такую физическую нагрузку, которую никогда не смог бы выполнить в обычных условиях. Такого рода психофизиологические механизмы срабатывают, вероятно, и во время аутогенной тренировки, при психофизиологическом управлении, вызывающем возможность регуляции АД, снятия ощущения утомления, внушения анестезии и т.д.



Содержание  Назад  Вперед