Складывание мозаики


Страх необязательно должен быть рациональным, чтобы мощно воздействовать на нас. Если когдато в "День дураков" над вами подшутили, а вы поверили и отреагировали, или же вы просыпаетесь от скрипа в доме, холодея от страха и т.д., то вы уже знаете, что страх необязательно должен быть рациональным. Известно, что у пациента, пришедшего к зубному врачу, страх блокирует действия новокаина. Хирурги знают, что смертельно испуганный пациент верный кандидат умереть на операционном столе, или он будет выздоравливать гораздо дольше, потребует большей анестезии и т.д.

Соедините вместе эту эмоцию, вызывающую такие сильные психические и ментальные реакции, и постгипнотическое внушение типа "не будь лучше, чем твой отец", и вы получите комбинацию, которой не нужно иметь много смысла, чтобы воздействовать на жизнь человека самым плачевным образом.

СКЛАДЫВАНИЕ МОЗАИКИ
Однажды была женщина, которую госпитализировали сразу по трем различным причинам. Ее история очень интересна. Маленькой девочкой она была свидетельницей, как ее мать сошла с ума, и видела как ее забирали в сумасшедший дом. Ее отец начал пить и кричал на нее: "Ты такая же как она".

Это было очень сильным внушением, и страх, конечно же, был тут как тут. В концеконцов ее госпитализировали, она была сумасшедшей, а такой вещи как гипноз не существует. И все же так мало различий между этим случаем и "динамикой" субъекта, поднимающего руку на красный свет или дергание галстука.
Помните женщину с туфлей? Когда ее стали расспрашивать, она испугалась, а затем стала иррациональной. И чем больше она пугалась, тем более иррационально пыталась найти "логическое" объяснение своему поведению.

Если бы по какойнибудь причине эта последовательность повторилась несколько раз, у нее мог выработаться условный рефлекс. Она могла начать пытаться делать разные аранжировки в разных туфлях. Она повторяла бы свое поведение, чтобы доказать, что в первый раз не была сумасшедшей!
Я верю, что все обучение строится на принципах гипноза или что все формы гипноза строятся на принципах обучения. Оставляю это на ваше усмотрение. Первый опыт чтения для ребенка происходит через внушение.

Например, ребенку показывают изображение кошки. Он видит буквы "CAT" [4], и учитель повторяет:
"CAT" будет „ cat", видишь картинку?" Рано или поздно ребенок воспринимает внушение. Было бы так же просто научить ребенка, что X Y Z будет кошка. Боязнь, что не получится, авторитет учителя и повторение внушения соединяются и дают обучение. Я ни в коем случае не забываю о положительном усилении обучения: очень важно хвалить ребенка за его успехи.

Точно так же необходимо говорить ребенку, что его должно быть видно, но не слышно, а потом хвалить его за хорошее поведение. Конечно, в последнем случае ребенок вырастет робким и безответным, но принцип остается принципом.

V
СИСТЕМЫ ВЕРЫ +/ ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ
Используя традиционный гипноз, вы можете взять хорошего субъекта (кем бы он ни был), погрузить его в глубокий транс (чем бы он ни был) и внушить ему, что когда он откроет глаза, то "увидит" шесть рычащих собак, угрожающе двигающихся на него. Этот "хороший" субъект, открыв глаза, отреагирует на внушенную метафору очень сильно. Если бы он оказался соединенным с устройствами физиологического мониторинга, они зарегистрировали бы его сильные реакции. Реагируя на эту гипнотически внушенную метафору, он проявит очевидный гнев и агрессивность по отношению к любому предположению, что этих собак в действительности не существует.

Его внутренняя система веры говорит ему, что они (собаки) реальны, и именно так он реагирует.
Эксперты в области гипноза определили бы вышеописанное явление как гипнотически вызванную позитивную галлюцинацию, которая состоит в создании:
чегото не существующего, но к чему субъект относится, как к реальному. Определяя вышеописанное явление другим способом, можно утверждать, что посредством гипноза у субъекта временно вызывается вера (метафора), и что эта вера становится картой его внутреннего мира, и он реагирует на нее так, как будто эта метафора является реальным миром. Пока его "система веры" продолжает действовать, он будет реагировать на "собак", как будто они реальны. Бендлер и Гриндер (1975 а,в) утверждают, что мы воздействуем на мир не прямо и сразу, а скорее через внутренние карты (системы веры) мира, и что "карта не есть территория".

Пациент или просто человек, говорящий "У меня ничего не получается" или "Меня никто никогда не любил", на самом деле говорит на языке, описывающем его карту (внутреннюю систему веры), но не обязательно реального мира или его реального опыта.
"Карты, как и язык, выбирают одни элементы и игнорируют другие, и, как язык, карты являются культурным выражением элементов, важных для общества". (Азиз, 1978)
Я мог бы добавить, что системы веры человека это нечто более, чем просто выражение элементов, в важность которых он научился верить, и то, что остается за рамками карты, может быть более значительным, чем то, что он продолжает "видеть".
"Однажды, начав осознавать культурный уклон в создании карты, человек уже никогда больше не сможет считать карту точным отражением мира. Создание карты похоже на создание статуи. В этот процесс включается не только то, что остается в поле зрения, но и то, что отсекается прочь".
("Human Natures, Янв. 1979, т.2, №1, стр.34)
Мы можем сформулировать это предположение следующим образом: мы реагируем не на реальность (чем бы реальность ни была). На самом деле мы реагируем и воздействуем на реальность, основанную на наших метафорах, которые становятся нашей индивидуальной и личной реальностью.

ВЕРА: ХОРОШАЯ ИЛИ ПЛОХАЯ
В любое взаимодействие индивидуумов, кем бы они ни были: друзьями, любовниками, родителями или детьми, пациентом или терапевтом, каждый человек приносит ряд своих систем веры или внутренних карт. Я уверен, что большая часть этих систем веры эффективна и позволяет человеку достигать желаемой цели. Однако некоторые из систем веры могут быть не менее эффективны, но приводить к болезненным последствиям. Люди, приходящие к вам за помощью, приносят с собой целую историю, целый фон, целый ряд систем веры.

Большая часть этих систем веры конструктивна и полезна, иначе эти люди просто не выжили бы, дожидаясь вашей помощи. Но в тех областях, где находятся боль и дисфункция, их системы веры или сами являются "проблемой", или препятствуют ее разрешению. Это происходит так, как будто… однажды они приобрели карту, где в Калифорнии вместо СанФранциско обозначен СанДиего.

Они потратили большую часть своей жизни, пытаясь доказать, что СанФранциско это СанДиего, а затем перебравшись в СанФранциско, кирпич за кирпичом переносить здания в СанДиего, чтобы доказать, что их карта действительно верна. Я думаю, что для них было бы гораздо полезнее сделать новую карту.
Одна из моих основных систем веры состоит в том, что людей гипнотизируют их метафорические системы веры, независимо от того, являются ли эти метафоры эффективными и полезными или болезненными и самоограничивающими. Как я говорил раньше, я верю, что все обучение это форма гипноза, и что гипнотические взаимодействия встречаются среди людей постоянно. Человек загипнотизированный на "видении" шести рычащих собак, реагирует более или менее одинаковым образом с человеком, который "уверен", что у него ничего не выйдет, или который "знает", что его никто не полюбит, или который "слышит" голоса, приказывающие ему делать страшные вещи, и т.д.

Эти люди "уверены" во всем этом, потому что их системы веры исключают любые факты, способные доказать обратное. Слишком часто, помоему, терапевты склонны принимать эти болезненные карты за точные, а затем помогать пациентам "действительно прийти в себя".
Человек приходит к терапевту и жалуется, что его никто не любит, и даже не добр с ним, что все с ним "порвали". Если терапевт принимает эти утверждения за истинный факт, то я уверен, что терапевт подвергся гипнотизирующему влиянию пациента. Если теперь мы рассмотрим гипноз сам по себе, как метафору, подменяющую один тип сознания другим, одну реальность другой, то терапевт был загипнотизирован на принятие чужой реальности как истинной. В первую очередь, так как этот человек не погиб до сих пор, значит ктото в прошлом был добр к нему, кормил его, следил за его одеждой и т.д.

Как насчет детей, с которыми он играл, когда был маленьким? Подарков, которые он получал в прошлом? Может быть он лжет? Это одна вероятность.

Другая вероятность состоит в том, что его системы веры таковы, что исключают из его сознания все, что противоречит его персональным "метафорам". Он даже может исказить свое сознание "в угоду" своим метафорам. Терапевт, который принимает "метафоры" пациента за реальность, идет к тому, чтобы следовать карте пациента и в конце концов потеряться в ней. Но терапевты не делают этого… не так ли? Забавно, не правда ли?

Конечно, консервативный республиканец может настаивать, что все демократы "темные лошадки", но не все "темные лошадки" демократы. Либеральный демократ может "доказывать", что все республиканцы продались большому бизнесу, но это разные вещи, не так ли?



Содержание  Назад  Вперед