Присоединение к дыханию


Весь этот цикл повторяется четыре раза с участником № 2. Затем происходит обмен ролями так, чтобы каждый из участников упражнения имел возможность четыре раза присоединиться к каждому из двух остальных участников.
Упражнение № 2: присоединение к дыханию.
Для этого упражнения необходимо три человека. Участник № 1 слушает, участник № 2 говорит, участник № 3 режиссер.
Участник № 1 сидит на стуле, обе ноги стоят на полу, не скрещиваясь, руки лежат на коленях.
Участник № 2 просит участника № 1 составить список из шести слов, которые ассоциируются у него (участника №1) с ситуацией спокойствия, безопасности, расслабления. Участник № 2 должен запомнить эти слова.
Участник №3 (режиссер) стоит за спиной участника № 1 и начинает присоединяться к его дыханию, двигая в такт рукой.
Участник № 2 должен посмотреть на участника № 1 и начать присоединяться к его дыханию своим дыханием. После того, как присоединение произошло, участник № 2 должен начать произносить на выдохе те слова, которые в начале упражнения ему предъявил участник № 1.
Участник № 1 закрывает глаза, чтобы лучше почувствовать и оценить влияние, которое эти слова оказывают на его ощущения.
Участник-№2 просто произносит на выдохе (слегка нараспев) слова из списка сначала в предложенном порядке, а затем меняя их порядок.
Через 56 минут участник № 1 открывает глаза. Участники меняются ролями.
Упражнение № 3: присоединение к движениям глаз.
Нарисуйте такой же рисунок на отдельном листе бумаги (см. Глазные сигналы).
Участник № 2 просто держит рисунок перед собой так, чтобы его хорошо видел участник № 1. Участник № 2 фиксирует взгляд в одном из шести указанных положений.
Участник № 1 просто читает вслух слова, описывающие данное положение глаз. Когда участник № 1 чувствует, что справляется с этой задачей, он может начать делать упражнение, не заглядывая в схему.
Через некоторое время обмен ролями.
Выполняя эти упражнения, вы сумеете присоединяться к клиенту и наводить транс.
Упражнение № 4: присоединение и ведение.
Формула: Х и Х и Х и Х и У.
Утверждение Х утверждение
присоединения. Это абсолютно истинное утверждение о поведенческих реакциях, которые возникают у клиента.
Утверждение У утверждение ведения, т. е. утверждение, которое приводит к возникновению у клиента состояния транса.
Пример:
1. Вы сидите в этом кресле (утверждение присоединения).


2. И вы смотрите на меня (утверждение присоединения).
3. И вы легко дышите (утверждение присоединения).
4. Я с вами разговариваю (утверждение присоединения).
5. И вы можете начать расслабляться (утверждение ведения).
Возвращаетесь к пункту 1. Данное упражнение выполняется в парах. Участники меняются ролями каждые пять минут.
Эриксоновская модель гипноза
Одной из важных характеристик языка эрик-соновского гипноза является данный алгоритм:
1. Ориентация клиента на состояние транса поза, руки на коленях.
2. Фиксация внимания и построения раппорта фиксация взгляда, присоединение и ведение.
3. Диссоциация сознания и бессознательного.
4. Укрепление и углубление транса сообщение о признаках транса, внушение с отрицанием, предложение закрыть глаза.
5. Установка на обучение истории об успешном обучении или запоминании.
6. Использование транса.
7. Переориентация.
Диссоциация сознания и бессознательного
Необходимо уметь строить сложные предложения, которые оказывают на клиента определенное влияние. Использовать слова “сознание” и “бессознательное”, а также синонимы этих слов “на заднем плане сознания”, “в центре внимания”, “на периферии внимания”. Например:
“Ваше сознание прислушивается к тому, что я говорю, и ваше бессознательное может начать вызывать транс нужной глубины”, “Ваше сознание стремится проникнуть в смысл того, что я сейчас говорю, а ваше бессознательное входит в еще более глубокий транс”. Научитесь придумывать свои собственные предложения.
Укрепление транса
Существует две техники, с помощью которых вы можете облегчить вхождение клиента в состояние транса: “Сообщение о признаках транса” и “Внушения с отрицанием”.


Применяя первую из этих техник, вы просто констатируете наличие развивающегося состояния транса, что укрепляет и поддерживает его. Сообщая клиенту о признаках транса, вы становитесь для него источником обратной связи.
А сейчас вспомните физиологические признаки состояния расслабления и наступления транса:
расширение зрачков, фиксация взгляда, замедление мигательного рефлекса, замедление
глотательного рефлекса, уменьшение общего количества движений, расслабление мышц, дыхание становится брюшным, более медленным и ритмичным, снижение пульса, снижение частоты сердцебиения, разглаживаются мышцы лица, особенно щеки, лоб, губы, слабеет реакция на внешние шумы, меняется цвет лица (побледнение или покраснение), задержка моторных реакций, спонтанное идеомоторное поведение, например, подергивание рук, дрожание век, вздрагивание.
Смысл следующего шага процедуры наведения транса заключается в том, чтобы ослабить давление, которое оказывает на человека его желание регулировать свое поведение сознательно. Для этого используется техника “внушение с отрицанием”.
Вы сообщаете клиенту о том, чего он не должен делать, вы облегчаете ему вхождение в транс, например: “Не обязательно слушать мой голос”, “Не обязательно думать о чем-то определенном”, “Не обязательно испытывать желание узнать, что сейчас надо делать”, “Ваше сознание может слушать меня или нет, оно может запоминать все, что вы делаете, или вообще ничего не запоминать, оно может сомневаться в том, находитесь ли вы в трансе, или же быть уверенным в том, что вы находитесь в трансе”.
Метафоры и истории
В последние годы своей жизни Милтон Эрик-сон в полной мере использовал древнюю власть историй для облегчения процесса изменений. Рассказывание историй действительно стало основным приемом, который он использовал как для обучения, так и для лечения.
Истории имеют эффект резонанса.
Когда мы рассказываем о чемлибо, слушатель склонен искать в своей памяти переживания, подобные переживаниям героев истории.
Эриксон использовал этот феномен для активизации различных психических механизмов, к которым ему нужно было получить доступ.
Эриксон считал, что нельзя говорить человеку прямо о его проблеме. Например, если человек что-либо забыл, то Эриксон обычно начинал рассказывать историю о забывчивых людях, неспособных запоминать имя человека... забывших дома то, что должны были взять с собой на работу... забывших о встрече, которую сами же и назначили.
Подобные истории должны были активизировать психический механизм забывания.
С помощью историй можно обнаружить или активизировать ресурсы, которые оставались до сих пор невостребованными. Например, история о смелости может вызвать у слушателя ощущение собственной смелости.
Эриксон, используя как формальную, так и неформальную процедуру наведения транса, часто рассказывал истории о:
1. Естественно возникающих состояниях транса.
2. О научении посредством опыта.
3. О способностях, которые мы имеем.
Если вы хотите очаровать слушателя, изучите искусство рассказывания историй. Используйте специальные приемы, которые позволят придать вашему рассказу драматичность, юмор, напряженность.
Не делайте выводов, подобных тем, что мы обычно находим в конце басен. Вывод должен сделать сам слушатель.
В лучшем случае можете сказать: “Вы можете сделать отсюда важный вывод”.
Обычно лучше избегать рассказов о животных.
Не делайте себя героем ваших историй. Вы можете отвести себе роль свидетеля, который наблюдал издалека за тем, что происходило.
Вставляйте в свой рассказ косвенные внушения, чтобы делать его более длинным. Рассказ психотерапевтических историй (истории) может продолжаться до 60 минут.
Рассказывая истории, используйте все три модальности ощущений (визуальные, аудиальные и кинестетические).
Истории, которые вы рассказываете, не обязательно должны носить драматический характер. Можно рассказывать истории из вашей собственной жизни, чтобы вы верили в то, что рассказываете.
Можно также комбинировать различные моменты вашего опыта, чтобы составить новую историю.
Овладение искусством рассказывания историй требует также и сознательных усилий. Для начала заведите записную книжку, чтобы записывать истории, которые сможете рассказывать.
Вы помните, что признаками транса являются внутренняя направленность внимания, замедление дыхания, неподвижность, расслабление мышц лица, отсутствие моргательных движений. Все истории, используемые для наведения транса, могут содержать темы:
1. Длинные поездки на автомобилях.
2. Поездки на поезде.
3. Мечтание.
4. Массаж.
5. Слушание скучной лекции.
6. Чтение хорошей книги.
7. Стояние в медленно двигающейся очереди.
8. Стрижка в парикмахерской. Э. Принятие горячей ванны.
Эти и другие аналогичные темы содержат ситуации, где состояние транса возникает естественно.
Самое большое значение Эриксон придавал активизации психического механизма научения. По Эриксону, человеческая способность изменяться и приспосабливаться имеет своим источником способность к научению.
Эриксон начинал работу с клиентом с рассказывания историй о том, как ребенок научается чему-либо.
Одной из его любимых историй была история о том, как ребенок изучает буквы, затем учится составлять слова, потом предложения.
Можно на такую же тему придумать много историй, например, ребенок или взрослый учится кататься на велосипеде, учится работать на компьютере ...



Содержание раздела