Оборонительные средства


2. Оборонительные средства
Если происходит нападение, пациент должен бороться, и, как правило, волшебное оружие оказывается сильнее. Мечом можно проткнуть любой панцирь.
Бесчисленное количество раз повторялись на дне моря победоносные бои героев нибелунгов, “бой дракона с драконом святого Георгия и Михаила”.
Одноименная баллада Ф. Шиллера во всех подробностях открывается перед взором пациентов и затем рассказывается врачу.
Акулы протыкаются копьями, змей убивают кнутами, а чудовищ убивают дубинками, каракатиц режут ножами и целые полчища крабов жгут огнеметом. Теоретически может быть, что нападающее животное окажется сильнее, но приведенное вначале сообщение о каракатице относится к
одному из двух исключительных случаев. Следующая ступень обороны относится к превращению с помощью волшебной палочки.
Если и этого будет недостаточно, то успокоение принесет сопровождение врача, который найдет выход из положения.
Еще ни разу при тренировках дома не наступала более неприятная и опасная ситуация, чем при занятиях с врачом. В основном действенными оказываются гипнотические указания для пациентов.
Вы можете заставить уйти чудовище, оно может быть видимым или с шапкой-невидимкой, невидимым и в случае опасности вмешаться в бой.
Доктор Берта сообщает о переживаниях своих пациентов.
Занимательным при этом стихийном переживании является сообщение не очень уверенной в себе 39-летней женщины-врача, католички, которая, впервые отправляясь на дно моря, уже издали увидела странное существо в ночной рубашке, которое следовало за ней. Только позднее, к своему удивлению, она поняла, что это ее исповедник, который защищал ее во всех путешествиях.
Благодаря его присутствию она чувствовала себя в безопасности даже в опасных для нее ситуациях.
59-летняя домашняя хозяйка пережила опасную для нее ситуацию: “Большая толпа людей, лица которых были в темноте, направилась ко мне с кнутами. Волшебная палочка превратила их в стадо кудахтающих кур, которые потом убежали.
Они вернулись большими птицами с огромными, похожими на колеса машины оперениями, и я боялась, что они нападут на меня.
Поэтому я спаслась бегством на берег. В другой раз я была наполовину рыбой наполовину
человеком и быстро спустилась по корабельному канату на дно моря”.
Когда 65-летний массажист почувствовал себя на дне моря окруженным темными, угрожающими чудовищными силами, он при помощи волшебной палочки вызвал вертолет, который его очень быстро доставил на берег.
Крайним выходом из ситуации при очень большой опасности остается очень энергичное и немедленное удаление образа, которое подействует на пациента так, будто он проснулся во время кошмарного сна. Затем, успокаивая и объясняя ему, следует провести с ним обсуждение пережитого.
3. Агрессивные меры
Они важны прежде всего для невротиков, среди которых у Берта было около 50 % покушавшихся на самоубийство. Они вели подлинно героические бои с драконами, чудовищами, акулами, крокодилами, ядовитыми змеями, и всегда эти бои завершались успешно.
Они заканчивались всегда с повторяющейся резней, с жуткими пытками, расчленениями, бойней, разрезанием, насаживанием на кол, раздавливанием и прочим уничтожением врагов.
Именно эти агрессивные действия оказали, как это видно из многолетнего опыта доктора Берта, важное терапевтическое воздействие, в особенности на покушавшихся на свою жизнь.
Пациенты получали несомненное облегчение. Каждый невротик, который покушался на самоубийство, получал задание не реже одного-двух раз в неделю при помощи этих упражнений высшей аутогенной тренировки научиться отреагировать свою агрессию, иначе она
обращалась против них самих. Фрейд говорил: “Никто не убивает себя сам, он хочет убить другого”.
Описанные здесь упражнения гипнотической и аутогенной имагогики являются единственными известными интенсивными выражениями агрессивности, которые не приносят ни в коем случае вреда, а явно дают максимальное аналитическое выздоровление. Большинство пациентов профессора Берта придерживаются такого же мнения. Об этом рассказал один из пациентов, до того дважды покушавшийся на самоубийство:

“Эти упражнения спасли мне жизнь”. Все это лишний раз подтверждает вывод: аутогенная тренировка, самогипноз важнейшие терапевтические методы в лечении покушавшихся на свою жизнь. Это положение можно перефразировать:
лечение покушавшихся на свою жизнь наряду с другими методами должно обязательно включать методы самогипноза.
Какие переживания на дне моря встречаются чаще?
а) Переживания на дне моря ни в коей мере не являются негативными, пишут Берта, К. Томас и другие специалисты по гипнотической имагогике. Даже один из самых универсальных опытов, “встреча с ведьмой”, может оказать чрезвычайно полезное действие.
При этом неважно, знакомо ли пациенту значение ведьмы как изгнанного негативного образа матери, говорится об этом в обсуждении или нет.
Исключительно важным является противоречие внутри образного мира символов.
41-летний служащий увидел на дне мор
пещеру с табличкой, где было написано: “Пещера ведьм”. Когда он вошел туда, то увидел существ, запертых в клетку.
Он их освободил.
Мрачную ведьму в углу пещеры он не заметил. Спонтанно он снял табличку над пещерой и заменил ее другой, на которой было написано крупными буквами: “Пещера свободы”.
Никогда он не пытался растолковать себе значение этих образов.
Облегчающее воздействие поступка долго давало о себе знать и является важным результатом.
Здесь может быть приведен типичный протокол: 26-летний студент сообщает о своем пути на дно моря: “В ожидании полчищ я был сначала разочарован пустотой. Огромная рыба подплыла ко мне снизу и посмотрела на мои половые органы.

Превращение сделало из нее сексуально неудовлетворенную женщину.
Остальные же животные вели себя поразительно миролюбиво.
Они делали все, о чем бы я ни попросил, хотя и с нежеланием.
Носорог, за рог которого я держался, водил меня по кругу, а огромный черный крылатый конь позволил мне сесть на себя верхом, и я на нем скакал. Когда я отбивался от больших морских звезд, каракатиц, я получал удовольствие и был к этому готов.
Останков от убитых не оставалось, либо я их скармливал другим, либо сжигал, а пепел закапывал в песок.
Уставал я только от змей, которые обвивались вокруг конечностей, мешая двигаться. Несмотря на это, я тоскую по большой рукопашной борьбе.
Я шел через чащу леса и увидел Марию с младенцем. Я не мог обогнуть их и стал молиться.
Мария с младенцем часто повторялись, в пещере иногда был Иосиф, или Мария была моей “подругой”, а ребенок моим сыном. Я всегда видел
ведьму в пещере: несмотря на ее протесты, я пришел к людям, которые были у нее в плену. Это в основном молодежь, которая ужасно шумела, так что я даже не решался их освободить.
Но, когда я снова пришел к ведьме, люди, хотя я их не освобождал, пробежали мимо меня и выбежали все, кроме одной, в углу сидела моя мать, такая же как она была в действительности, задумчивая и скрюченная артритом.
Я позвал двух ангелов и распорядился, чтобы они ее оттуда вывели. Во время разговоров с ведьмой о бессмысленности ее действий я ударяю ее плашмя мечом.
Нечаянно, я отрубаю ей голову. В другой пещере в нише я вижу черноволосого черта с золотыми сверкающими глазами-На мой вопрос, почему все это так, он мне сказал, что он очень много причинил людям зла.

Я совсем не сомневаюсь, что это я сам.
Недавно повторилась встреча с небольшим китом.
В ките я вижу освещенную лампой комнату и пожилого среднего роста мужчину, который утверждает, что он мой отец и приветствует меня как своего сына.
Меня это беспокоит. Однажды я слышал замечание, сделанное кем-то, наверное, я встретил что-то прекрасное, потому что я сияю.
До этого и после кит берет меня вниз и ждет там, чтобы отвезти меня дальше по моему желанию.
Как правило, все пещеры выходят к свету. Освещенные каменные своды, зеркальный зал, плато.
Недалеко за мной плыла жирная рыба, безобидная.
Она меня раздражает. Я протыкаю ее копьем и беру в руки, чтобы отрезать ей голову.
Она оказывается моей девушкой”.
б) Следующими типичными переживаниями на дне моря являются встречи с останками
мертвецов. Многократно появлялись целые поля костей и скелетов, как раз перед теми пациентами, которые были агрессивны и боялись смерти.
Большое впечатление на бродившего по дну производит то, что скелеты танцуют и после прикосновения к ним волшебной палочки превращаются в живых и умерших близких, среди которых отец и мать занимают первое место.
в) Третью основную группу составляют летающие на дне моря останки кораблей, а также обширные деревушки и ландшафты. Уже до начала эксперимента всем участникам советуют входить в останки кораблей, как в дома, главным образом опускаться по лестницам в нижние покои, отыскивать закрытые помещения, открывать мебель и шкатулки своим ключом и рассматривать детали.
Многократно, преимущественно мужчины, находили в гробах, чемоданах или ящиках трупы своих отцов.
Часто бывают отрадные, вселяющие радость образы. Уже широта ландшафтов, а некоторые участники могут нарисовать карту с ее городами, долинами, реками, действует на них освобождающе.
Как во время путешествия, они с любопытством изучают одну местность за другой, которая попадается им на пути.



Содержание  Назад  Вперед