Снимаясь с якоря.


Гипноз: волшебные слова.
В одной из ранних глав я высказал утверждение о том, что быть хорошим гипнотизером это значит использовать определенный инструментарий и умения, помогающие направить человека на его собственные ресурсы... и затем... убраться с его пути. Мой опыт, однако, показывает, что большинство гипнотизеров постоянно мешаются на пути пациента, препятствуя гипнотическому состоянию. Терапевты в своих попытках узнать "правильный" способ введения в гипнотическое состояние ходят с одного семинара по гипнозу на другой, от одной волшебной книги к другой, чтобы получить "ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА", которые заставят людей входить в гипнотическое состояние. Они записывают "ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА", запоминают их и пытаются гипнотизировать всех с помощью этих слов.

Когда их пациенты "отказываются" сотрудничать, эти терапевты падают духом либо бросают гипноз, либо покупают еще больше "ВОЛШЕБНЫХ КНИГ", посещают еще больше семинаров, чтобы отыскать "НАСТОЯЩИЕ ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА". Короче, эти "терапевты" пытаются подогнать пациента под свой шаблон, вместо того, что разработать шаблон подходящий для пациента. Я считаю, что вызвать гипнотическое состояние гораздо легче, чем уронить легендарное бревно, и гораздо менее болезненно. Каждый человек не только уже "знает" как входить в гипноз, он, возможно, испытывает это состояние по несколько раз в день. Гипнотическое состояние само по себе, как и гипнотические явления являются ни больше ни меньше, чем нормальными явлениями и поведением, но изолированными, увеличенными и "подсвеченными".

На моих тренировочных семинарах (Клинический гипноз? Инновационные метода (R)), я часто наблюдал людей, "убегавших" в свое собственное гипнотическое состояние, чтобы избежать состояния, которое обучающийся гипнотизер пытается у них вызвать. Обучающийся так занят своим делом, что не замечает, что его субъект (жертва) "убежал".

Я надеюсь в этой главе разделить с вами свой опыт и умения, которые позволят вам достигать "этого состояния" с большим количеством людей и более легко.
Каждый человек носит с собой ряд заученных умений, реакций, отношений и систем веры, так же как и "предпочитаемую систему" (Визуально-Кинестетическую-Аудиальную), Как правило, гипнотизеры, которые сами являются высоко визуальными, склонны использовать визуальные методы индукции, т.е. пытаются вызывать гипнотическое состояние с помощью визуальных образов. Гипнотизеры, которые являются очень кинестетичными, склонны полагаться на кинестетическую индукцию, т.е. "вы чувствуете тяжесть в теле все тяжелее и тяжелее" и т.д. Аудиальные гипнотизеры склонны полагаться на "звуки" как метод индукции.

Если оказывается, что человек, с которым вы работаете, совпадает с вашей системой, у вас есть хорошие шансы на успех. Если же человек по предпочитаемой системе с вами не "совпадает", то вы всегда можете назвать отсутствие результата сопротивлением.
Визуальная индукция.
Во время одного тренировочного семинара "гипнотизер" внушал "субъекту": "Почувствуйте вес вашего тела и ваших ног, как все становится тяжелее и тяжелее, и вы все больше и больше расслабляетесь". Это звучало здорово... только "субъект" не реагировал. "Гипнотизер" сказал мне: "Она борется со мной. Скажите ей, чтобы она содействовала мне". Я спросил ее (субъекта), что по ее мнению было неправильно.

Она ответила: "Я не вижу, как это сделать. Если он покажет мне, что он имеет ввиду, я буду помогать!" Я спросил ее, случалось ли ей в детстве ходить на пляж и закапывать ноги в песок? Ее глаза взглянули наверх влево, она улыбнулась, посмотрела снова на меня и сказала: "Конечно". Затем я попросил ее посмотреть через комнату и увидеть себя маленькой девочкой на пляже. Через мгновение она кивнула и продолжала смотреть "через комнату".

Затем я попросил ее "увидеть как эта маленькая девочка закапывает свои ноги в чудесный теплый песок". Она стала пристально смотреть, а затем медленно кивнула головой. Я сказал: "Хорошо... Теперь, когда вы видите, как вы погружаетесь в эту картину, вы можете продолжать припоминать те чувства, а затем закрыть глаза и получить удовольствие от них". Через секунду ее глаза закрылись, дыхание стало медленным, и она оставалась в этом состоянии несколько минут.

Затем, открыв глаза, она сказала: "Это было здорово! Я смогла почувствовать даже запах пляжа, и кажется, я стала гораздо более расслабленной".
В этом примере женщина перешла от "сопротивления" к реагированию только из-за того, что ей просто позволили пользоваться своей системой (В), вместо того, чтобы навязывать ей систему "гипнотизера" (К). Но не спешите с выводами. Этот пример - только верхушка очень интересного айсберга. Подбор системы является важной частью использования человеческого поведения, но это только его малая часть. Я знаю, если вы продолжите читать и учиться, то вскоре обнаружите, как использовать любую или все части поведения человека, чтобы достичь желаемой цели.

Я намерен привести несколько примеров, как я использовал утилизацию и дать краткие объяснения.
Пример 1.
27-летняя женщина сказала, что она побывала у нескольких гипнотизеров, но они не смогли загипнотизировать ее. Я спросил ее, что по ее мнению мешало ей погрузиться в гипноз. Она объяснила, что все они просили ее расслабиться, но она все время была напряжена (что было видно по ее позе и по тому, как она постоянно стискивала зубы). Она сказала, что чем больше она пыталась расслабиться, тем больше напрягалась и расстраивалась.

Когда она закончила объяснения, я улыбнулся, покачал головой и сказал: "Ну, если бы вы знали как расслабиться, вы, возможно, и не пошли бы к гипнотизеру". Она рассмеялась и ответила: "Вы правы! Я не думала об этом с такой точки зрения".

Затем я попросил ее закрыть глаза, сконцентрироваться на своем напряжении и полностью ощутить его. Через короткое время я велел ей реально почувствовать напряжение в руках и плечах и на минуту забыть о других областях и кивнуть, как только она сделает это. Через несколько секунд она кивнула и я сказал: "А теперь я хотел, чтобы вы позволили творческой части вашей личности показать вам ясную картину того, на что похожи ваши напряженные мускулы.

Я знаю, что звучит странно, но эта часть может вскоре удивить вас". Когда через минуту она кивнула, я попросил ее, не открывая глаз, описать то, что она видела. (К этому моменту она заметно меньше стискивала челюсти, ее дыхание стало медленным и глубоким). Она стала говорить, что напряженные мускулы выглядят "как розово-красная толстая веревка с большими узлами через каждые несколько дюймов". Я сказал, что все, что она сделала - это очень здорово, а затем попросил позволить той ее части, которая помнит ощущение расслабления, дать ей ясную картину того, на что похожи "эти" расслабленные мускулы. Через короткое время она сказала: "Они похожи на большие розовые спагетти, только розовый цвет более мягкий, чем раньше".

Затем я попросил ее повторить процедуру, но уже для ног, забывая про руки, затем для области живота, забывая про остальные области, и все это сделать самой, уже без моих подсказок. Когда она выполняла эти инструкции, ее дыхание продолжало замедляться, у нее появились явные признаки физического расслабления. Примерно через 20 минут она открыла глаза (медленно с некоторым усилием) и сказала: "Это было интересно.

Что дальше?" Я указал ей на то, что наше время истекло, что очень ее удивило.
На следующий сеанс, она пришла улыбаясь, что было значительным изменением по сравнению с ее прошлым визитом. Она сказала мне, что "думает", что стала менее напряженной за последнюю неделю, и что муж сказал, что она кажется более спокойной. Хотя у нее не было полной уверенности в том, что она стала менее напряженной, она была уверена, что стала спать гораздо лучше. (Она сейчас явно гораздо менее сильно сжимала зубы). Я попросил ее закрыть глаза, чтобы мы могли продолжить то, что уже начали. Как только она закрыла глаза, произошло почти одновременное замедление дыхания.

Я велел ей выбрать одну область напряжения, чтобы почувствовать ее всю, получить картину этой области и посмотреть, изменилась ли картина. Через несколько минут она открыла глаза и сказала: "Ну, это все еще веревки с узлами, но узлы выглядят расслабленными". "Точно так же, как вы чувствовали",- ответил я. Я попросил ее снова закрыть глаза и вызвать картину веревок с узлами и просигналить мне "да", подняв левую руку на несколько дюймов, что она и сделала. Затем я сказал: "Вы научились получать картину из ваших чувств.

Теперь я хотел, чтобы вы продолжили ваше "обучение", получая чувство из картины. Попросите ту вашу часть личности, которая помнит как расслабляться... ТЕПЕРЬ... дать вам ясную картину ваших расслабленных мускулов. Когда вы выполните это, вы знаете, как просигналить "да"." Когда она дала сигнал (подняла левую руку на несколько дюймов), я сказал: "Теперь продолжайте на нее смотреть, в то время как ваша часть личности помогает вам ощущать расслабление, и эта часть просигналит вам "да", когда все будет готово. Вы можете удивиться, что когда вы просигналите "да", эта рука (тут я слегка коснулся ее левой руки) будет настолько расслабленной, что сможет свободно подняться до вашего лица.

Должен признаться, что я понятия не имею, где ваша рука остановится напротив вашего лица и мне приходится предоставить вашей творческой части решить это за нас обоих". Через несколько минут она не только выглядела так, как будто была в "этом состоянии", но к тому же, ее левая рука начала медленно подниматься к лицу.



Содержание  Назад  Вперед