Пример 6


Пример 6.
Этот случай произошел во время тренировочного семинара для Докторов медицины в местном госпитале. После демонстрации нескольких методов быстрой индукции, в том числе и методов "утилизации", я попросил группу попрактиковать друг с другом. Пока большая часть группы занималась этим, ко мне подошел молодой доктор и сказал: "Я бы очень хотел испытать гипноз, но для меня это невозможно. Я спросил его, не позволит ли он мне использовать его в качестве субъекта, когда группа закончит упражнение.

Он согласился. Когда группа закончила практические занятия, я попросил д-ра С. подойти и сесть. Затем я объяснил группе, что д-р С. уверен, что не может войти в гипнотическое состояние, так как он в это верит, и я должен признать, что для него это истина. Затем я отметил, что докторам вовсе не обязательно ложиться на операционный стол, чтобы научиться хирургии, или заболеть, чтобы научиться ставить диагноз. Я повернулся к д-ру С. и сказал: "Вы согласны с тем, что я только что сказал?" Он кивнул головой и сказал: "Да.

В этом есть смысл". Я продолжал: "Так. Вы здесь для того, чтобы учиться чему-нибудь в гипнозе, как и ваши коллеги, не так ли? (Он кивает: ,Да".) Так как вам не обязательно подвергаться операции, чтобы научиться хирургии, можно утверждать, что вам не обязательно быть загипнотизированным, чтобы научиться вызывать гипнотическое состояние. (Д-р снова кивает и говорит: "Да, в этом есть смысл"). Хорошо, мы согласны.

Теперь я хочу попросить вас притвориться, будто вы являетесь замечательным гипнотическим субъектом. Это позволит вашим коллегам многому научиться, так же как и вам. Хорошо? (Д-р кивает и говорит: "Конечно, я бы хотел чем-нибудь помочь"). Теперь, когда вы притворяетесь хорошим субъектом, какое положение приняло бы ваше тело, если бы вы находились в гипнозе?"
Д-р С: Мне кажется, свободное и расслабленное.
Я: Свободное и расслабленное... хорошо, не могли бы вы показать нам, как это будет выглядеть?
Д-р С: (Меняет положение тела на расслабленное.) Я: А как будет расположена ваша голова... прямо, как сейчас, или, может быть, наклонена вниз к груди? Д-р С.: Мне кажется, она будет слегка вниз... вот так (наклоняет голову).
Я: Глаза открыты или закрыты... ТЕПЕРЬ? Д-р С.: Закрыты (закрывает глаза). Я: Хорошо!

Теперь притворитесь, что вы глубоко погружаетесь в гипнотическое состояние, и я хотел бы, что бы вы испытали внутри себя то, что вы бы испытывали в гипнозе. Позднее вы расскажете нам об этом.
Д-р С.: (Медленно кивает, дыхание заметно замедляется.)
Я: (как будто к аудитории, но в действительности к д-ру С.) Теперь если бы он был действительно в гипнозе, я бы попросил его использовать все время на поиск... ТЕПЕРЬ... того, где он узнал, что должен придерживаться определенных ограничений, и обнаружить в своем творческом "я" то, что необходимо ему, чтобы иметь по крайней мере три новых возможности выбора (пауза на 3-4 минуты). Я бы также попросил его искать и игнорировать нас до тех пор, пока его бессознательное не будет удовлетворено новыми возможностями.
В этот момент д-р С. был "далеко" и у него были все очевидные признаки транса: медленное глубокое дыхание, неподвижность, полное физическое расслабление и отсутствие реакции на шум и вопросы аудитории. Д-р С. продолжал "притворяться", что он в гипнозе, а я в это время проводил сеанс вопросов и ответов. Затем я сказал: "Он может продолжать так долго, как этого хочет, или сколько этого необходимо, или что наступит вперед".

Еще 15 минут я отвечал на вопросы и затем семинар был закончен. Оставалась одна маленькая проблема. Д-р С. продолжал притворяться, что он находится в "этом состоянии". Подошли несколько докторов и начали наблюдать, как д-р С. "притворяется". Один из докторов спросил: "Когда он выйдет из этого состояния?" Я ответил: "Обычно вы даете человеку продолжать так долго и так глубоко, как ему это нужно.

Однако, так как всем нужно расходиться, вы можете ему сказать, что он сможет продолжить свое обучение, когда вернется сюда, и он вернется, если осознает теперь, как полон его мочевой пузырь". Через две минуты д-р С. задвигался в кресле, затем его глаза открылись. Он сказал: "Что случилось?



Где все? Мне нужно срочно пойти в туалет".
Пример 6: обсуждение.
Так как д-р С. участвовал в семинаре, он, по всей вероятности, попал сюда, чтобы научиться. С другой стороны, он "верил", что для него невозможно быть загипнотизированным. Задача, следовательно, состояла в том, чтобы использовать эти два фактора так, чтобы это было приемлемо для него. Сообщая группе, что он не может быть загипнотизирован, я тем самым "признавал" это и использовал этот аспект.

Подчеркивая обучающий характер встречи, а затем прося его "притвориться" в целях обучения, я использовал и эту его часть. Построив ситуацию таким образом, что он мог просто "притворяться", я позволял ему верить в то, что это все еще "невозможно", и все же с помощью симуляции он может научиться. Конечно, если вы при- творитесь, что поднимаете правую руку, вы в большинстве случаев действительно поднимете ее.
Комментарии.
Просьба к субъекту или пациенту сама по себе является мощным методом утилизации. Притворство вызывает у человека воспоминание о тех сторонах, которые необходимы, чтобы "притвориться". Я просил людей притворяться, будто они знают, что им потребуется для решения проблемы или преодоления страха и т.д.

В подавляющем большинстве случаев их притворные ответы были важными ключами, отпирающими нужные двери. К тому же, "притворный" подход является мощным методом индукции. Когда субъект говорит вам, что он почувствовал бы, если бы "действительно" находился в гипнозе, он в большинстве случаев дает вам точный план действий. И, наконец, д-р С. в результате своих "притворных" гипнотических переживаний, начал испытывать важные перемены в своей жизни.

Несколько недель спустя после нашей встречи он пригласил меня на ленч. Во время ленча он рассказал мне, что у него с женой были трудности в сексуальном плане. Но после тренировочного семинара он стал чувствовать себя свободно, стал проще смотреть на вещи и стал сексуально активным с женой. Дополнительно он сообщил мне, что в течение недели после семинара он "постоянно уплывал" куда-то, терял нить происходящего и был везде один - все внешнее "потеряло важность".

Я сказал ему, что он блестящий гипнотерапевт, и что его способность не понимать помогла ему приобрести понимание.
Пример 7.
Б., 38-летний доктор обратился ко мне с целым "списком" проблем. Он составлял этот список очень внимательно и сообщил мне, что проблемы в нем перечислены в порядке важности. Б. сказал мне, что он прошел несколько курсов по "профессиональному гипнозу" (я предполагаю, что другие курсы были для него "непрофессиональными") и посещал многие семинары по гипнозу. Он признался, что использует самогипноз, но оказался не способен решить свои проблемы таким способом.

К тому же, Б. лечился у психотерапевта около года, но говорил, что не добился почти никакого прогресса Я спросил, почему он продолжал целый год лечиться, если, по его мнению, это ничего не давало. Он ответил: "Я люблю заканчивать то, что начал, и очень терпеливый человек". Когда я спросил его, что он делает для расслабления, он ответил: "Когда я хочу расслабиться, я более или менее отключаюсь. Я достигаю этого, включая какую-нибудь музыку в очень низкой тональности, затем закрываю глаза и настраиваюсь на эту музыку, после чего начинаю процесс погружения". (Интересно, вычислили вы его предпочитаемую систему, читатель?)
Собрав некоторую дополнительную информацию, я стал рассказывать ему несколько метафор с целью "напомнить" ему, что мы делаем многие вещи, не продумывая их в деталях. Я хотел, чтобы он вспомнил, что есть много областей, в которых мы полагаемся на наши 1 бессознательные процессы и это освобождает наш "логический" ум для других целей. (Я уверен, что читатель "видит", что Б. очень логичный человек: проблемы в списке, систематическое изучение гипноза и т.д. Вы можете...

ТЕПЕРЬ УЗНАТЬ..., что предпочитаемая система у него аудиальная). Когда я рассказывал ему очередную метафору, я наклонялся слегка вправо и говорил мягко и монотонно (вспомните его упоминание о музыке). Давая ему так называемую "фактическую", "логическую" информацию, я наклонялся влево и говорил более быстро с живой интонацией. Через некоторое время, когда я наклонился вправо и переключился на монотонность, Б. уже сидел совершенно неподвижно и пристально смотрел.

Когда я наклонился влево, он "заерзал" и лицо его оживилось. К концу первого сеанса Б. сказал: "Я знаю, вы что-то делаете со мной. Я чувствую, что что-то происходит, но не могу это вычислить. Не собираетесь ли вы попытаться загипнотизировать меня?" Я рассмеялся и сказал: "Я все еще пытаюсь вычислить, как сделать так, чтобы вы не входили в гипноз так легко!"
Наша вторая встреча была в основном повторением предыдущей. Метафоры теперь были больше направлены на его "список". Каждый раз, когда я заканчивал метафору, я смотрел на него несколько секунд не мигая.

Затем я мигал несколько раз, наклонялся влево и давал ему некоторое количество "логической" информации. Когда мы подошли к концу сеанса, он опять сказал:



Содержание раздела