Наведенное электростатическое электричество


Другой вид электрических явлений, связанных с человеческим организмом, - это наведенное электростатическое электричество. Оно образуется в виде заряда на поверхности тела при трении о него одежды, особенно из синтетических тканей.

Одежда приобретает заряд, противоположный по знаку заряду на теле, и притягивается к нему, что можно наблюдать, если одежда изготовлена из легкой ткани. Заряд с поверхности тела или одежды у любого человека может стекать в виде мелких искр, хорошо видимых в темноте, а иногда и при неярком свете.

При этом могут ощущаться легкие уколы, свойственные действию слабого электрического тока, однако такие разряды никогда не достигают интенсивности, могущей вызвать сильную боль, шок, а тем более передвижение предметов.
Всем биологическим объектам, включая и человека, присущ еще и магнетизм. Это связано с наличием в организме человека множества неподвижных и движущихся элементарных частиц (ионов, макромолекул), несущих электрический заряд и обладающих слабыми магнитными свойствами. В 1869 г. в г. Сент-Урбене (Франция) родилась необычная девочка. Она с рождения была как бы заряжена какой-то похожей на электрическую энергией, и это чувствовали все, кто находился недалеко от ее люльки, как какой-то толчок. Пальцы рук новорожденной источали светящиеся лучи меняющейся интенсивности.

Если ребенка придвигали к каким-либо легким предметам, то эти предметы сдвигались с места. Иногда колыбель ребенка освещалась так сильно, что исходящий от нее свет освещал всю комнату.

В некоторые моменты при приближении к ребенку можно было получить реальный сильный толчок, почти сбивающий с ног. Ребенок прожил до 8 месяцев.
Не зря знаменитый русский ученый Д. Л. Чижевский предлагал защищать людей от атмосферного электричества и радиации в специальных экранированных помещениях, стены которых обшивались бы металлическими листами.
Известный московский ученый Э. М. Каструбин на основании собственных многолетних исследований пришел к выводу, что факты свидетельствуют о постоянном контроле Природы за взаимодействием человека и электромагнитных полей, что и доказывает отсутствие феномена самовозгорания у подавляющего большинства людей. Но в отдельных случаях этот контроль Природы прекращается, и вся электрическая энергия клеток человеческого тела превращает его в огонь. Головной мозг и его миллиарды электрически активных нейронов являются своеобразной линзой, фокусирующей проникающую радиацию из Космоса. А форма сфероида помогает мозгу концентрировать эту энергию в нервных клетках, которые подобно пьезокристаллу создают электрический ток возбуждения; в виде биоэлектричества, биоэнергии он действует в направлении центра Земли (давление жизни, по В. И. Вернадскому). И следует заметить, что мозг работает в данной ситуации в виде своеобразного приемного устройства для распределения потока Космической энергии.

А профессор Г. Богданов считает, что некоторые структуры мозга могут играть роль биологической твердотелой электроники, работающей при физиологически малых воздействиях. Именно эти структуры мозга и могут, с учетом использования топографического принципа, обеспечивать поступление кодированной информации, вызывающей образные представления и чувственное восприятие Реальности - через слух, зрение, кожную чувствительность и др.
В книге В. Леруа Люди-саламандры приводится описание церемонии хождения по углям, состоявшейся в окрестности Мадраса в присутствии католического епископа (приславшего свой рассказ Леруа) и местного магараджи. Распорядителем церемонии был один мусульманин, который передавал всем, кто должен был пройти через пламя, невосприимчивость к огню, причем сам к костру не приближался. Одни шли в огонь добровольно, других он буквально толкал, и, как писал епископ, выражение ужаса на их лицах сменялось изумленной улыбкой. Музыкантов духового оркестра магараджи тоже заставил пройти сквозь пламя.

Они были настолько взволнованы успехом, что повторили прогулку, трубя и ударяя по тарелкам, - это было зрелище, которое увидишь не каждый день. По словам епископа, поднимавшиеся языки пламени лизали инструменты и лица, однако их сапоги, мундиры и даже ноты остались нетронутыми.


Макс Фридом Лангер подробно описал, как его наставник, сотрудник Британского музея д-р У. Т. Бригэм совершил в сопровождении трех кахунас - местных магов - прогулку по раскаленной лаве на вулкане Коне. Маги велели ему разуться, ибо защита бога Кахуны не распространялась на его сапоги, но он отказался. Бригэм смотрел, как один из его спутников медленно идет по потоку лавы, в это время двое других внезапно толкнули его, и он, оказавшись на раскаленной лаве, вынужден был бежать к противоположному краю потока.

Пока он пробежал по нему 150 футов, его сапоги и носки сгорели. Трое кахунас, продолжавших идти босиком по лаве, расхохотались, показывая на волочившиеся за ним куски горящей кожи.
В книге Дикие женщины Розита Форбес описала, как на Суринаме потомки африканских рабов, смешавшихся с местным населением, плясали в огне под руководством жрицы-девственницы. Во время пляски жрица находилась в состоянии транса.

Если бы она вдруг вышла из него, то танцевавшие потеряли бы свою невосприимчивость к огню.
Проблему хождения по огню следует рассматривать с двух позиций: как чисто физическую задачу взаимодействия двух различных тел и как свидетельство возможностей человеческого организма.
Представление о той или иной температуре у каждого из нас связано с субъективными ощущениями тепла и холода (и не всегда соответствует действительности). Например, деревянный столб зимой кажется гораздо теплее вбитого в него железного гвоздя. В бане тот же гвоздь будет обжигающе горяч, а деревянная полка лишь приятно тепла.

Поскольку температура сравниваемых тел одинакова, а наши ощущения тепла или холода при прикосновении к ним различны, значит, они зависят не только от температуры, но и от физических свойств этих тел.
Когда мы рукой касаемся какого-то предмета, то происходит теплообмен. В результате температура поверхности кожи, где расположены наши терморецепторы, изменяется.

Изменяется и температура предмета в месте прикосновения к нему. Причем чем меньше тепловая активность нагретого тела, тем сильнее мы охлаждаем его и тем прохладнее оно нам кажется. Тепловая активность - характеристика тела, зависящая от его плотности, удельной теплоемкости и теплопроводности.

Чем они больше, тем выше тепловая активность.
Когда тепловая активность тела значительно больше тепловой активности кожи, то кожа принимает температуру предмета (например, при прикосновении к металлу). Если же его тепловая активность значительно меньше, то температура кожи почти не меняется (поэтому мех нам даже при сильном морозе кажется теплым).

Можно привести несложный опыт. Если нагреть в духовке пятикопеечную монету и древесный уголек до 200° и потрогать их, то легко убедиться, что пятак обжигает, а уголек кажется едва теплым.

Этот простой опыт дает ключ к пониманию феномена хождения по углям, то есть почему человек (при соответствующем настрое) не обжигается горящими углями.
Повторим, что наибольшая тепловая активность у металлов - 10 тысяч единиц. У легких, пористых тел (например, древесного угля) - 100-200 единиц. Тепловая активность человеческой кожи составляет 800-1500 единиц, причем наибольшая активность у полнокровной кожи, наименьшая - у сухой.

В теории теплопроводности существует формула для подсчета изменения температуры поверхности тел при их соприкосновении. Если принять, что температура углей 600С, их тепловая активность 100 единиц, тепловая активность кожи 1500 единиц, то в результате расчета получим, что увеличение температуры кожи за несколько секунд прикосновения с углями составляет 35°С, а следовательно, общая температура достигает всего 72°С.

Примерно такое же тепловое ощущение будет при прикосновении к металлическому листу, нагретому не выше 70°С.
У нашей кожи есть интересная особенность: изменение температуры на ее поверхности происходит практически мгновенно, и потом в течение нескольких секунд температура не меняется (на поверхности кожи формируется так называемый температурный скачок). Это обстоятельство и позволяет танцующему на раскаленных углях не спешить - он чувствует то же самое температурное воздействие и через полсекунды, и через три секунды.

Поэтому некоторые танцоры позволяют себе стоять на раскаленных углях по несколько секунд неподвижно или пройти несколько шагов не спеша, что, конечно, производит сильное впечатление на зрителей.
Сотрудник Института физики плазмы имени Макса Планка (ФРГ) Ф. Каргер провел следующий эксперимент. Перед началом ритуального танца огня аборигенов островов Фиджи в Тихом океане ученый нанес на подошвы одного из танцоров слой краски-индикатора, чувствительной к изменениям температуры. Этой же краской исследователь покрыл и куски базальта, по которым ходили участники церемонии. По цветовым изменениям индикатора Ф. Каргер установил, что максимальная температура камней в местах соприкосновения с подошвами танцоров составляет около 330°С.

А цвет окрашенных ступней участника церемонии в самые критические моменты соответствовал температуре всего лишь 83°С, не более. Фактически раскаленные угли (или камни) охлаждаются под ступней огнепроходца до умеренных температур, близких к порогу безопасности.

Это можно увидеть в буквальном смысле: за идущим остаются темные следы. Наверное, именно это явление имел в виду Вергилий в Энеиде:



Содержание раздела