О святой, ты знаешь всю истину.


Тот, кто ничего не ненавидит и не желает, но наслаждается всем, что с ним случается, кто ни к чему и ни к кому не привязан, но и не отказывается ни от чего даже когда вовлечен в действие, кто не переживает во время переживания, кто созерцает эту игру мира без вовлечения в нее, - тот является великим наслаждающимся. Его сердце не подвержено страданиям и наслаждениям, которые случаются в течение жизни и во времена перемен, смущающих умы; он относится с удовольствием к старости и смерти, к бедности и могуществу, и даже к великим испытаниям и везениям.

Его истинная природа добродетельна и неагрессивна, и ему одинаково приятно и то, что сладко и то, что горько, без случайных разделений на это приятно и а это нет.
Тот, кто растворил в своем уме понятия греха и добродетели, боли и наслаждения, рождения и смерти, всех желаний, всех сомнений, всех концепций и всех убеждений, кто видет фальшь переживания боли телом, умом и т.д., кто убедился в том, что у меня нет тела, нет рождения, нет правильного и неправильного, кто полностью отпустил из своего сердца понятие этого мира, - тот является настоящим аскетом.
Вашишта продолжил:
Так Шива наставлял Брнгису, который потом нашел просветление. Стань таким, О Рама, и превзойди страдания.
Рама спросил:
О святой, ты знаешь всю истину. Когда чувство эго в уме растворяется, по каким признакам можно узнать природу сатвы?
Вашишта сказал:
Такой разум, О Рама, не затрагивается грехами жадности и заблуждения, даже в наихудших обстоятельствах и даже при изощреннейших провокациях. Добродетели типа радости (от преуспеяния других) не покидают того, чье чувство эго растворено. Узлы умственных ограничений и тенденций разрублены. Раздражение сильно истощено, и заблуждения теряют свой эффект. Желание становится бессильным.

Жадность убегает. Чувства функционируют ровно, не перевозбуждаясь, и не умирая. Даже если удовольствие и боль отражаются на его лице, они не возбуждают разум, который считает это все незначительным.

Сердце невозмутимо.
Просветленный человек, имеющий все эти качества, натурально и без усилий носит это тело. Существование и несуществование (богатство и бедность), следуя друг за другом и создавая различные и даже огромные противоречия, не приводят к радости или горю святых.
Увы тому, кто не идет этим путем к само-осознанию, которое легко достижимо верными усилиями. Средства пересечения этого океана самсары (кажущегося мира или циклов рождения и смерти) и достижения высшего спокойствия - это наблюдение (вопрошание, исследование) сущности сознания (Кто я?), мира (Что собой представляет мир?) и истины (Что есть истина?).
6.15. Сказка об Иксваку
Вашишта продолжил:
Твой собственный предок, Иксваку, правя государством, раздумывал про себя однажды: Каким может быть источник этого мира, полного различных страданий - старости, смерти, боли, а также удовольствий и глупостей? Он не мог найти ответа. После положенных приветствий, он приблизился к своему отцу Ману, сыну самого Брахмы, и спросил его: Твое желание заставляет меня поставить перед тобой проблему. Каков исток этого мира?

Как я могу освободиться от этой вереницы смертей и рождений?
Ману ответил: Ничто из того, что ты здесь видишь - не существует, мой сын, ничто! Нет также ничего невидимого и того, что находится вне восприятия ума и органов чувств. Есть только Само-Сознание, бесконечное и вечное.

Из-за энергии, свойственной космическому Сознанию, это отражение видно здесь, как космос, и повсюду - как живые существа. Это и есть то, что ты называешь миром. Нет ни привязанностей, ни освобождения. Одно бесконечное сознание только и есть, которое ни одно, и ни во множестве!

Отбрось все мысли о привязанности и свободе и успокойся.
Ману продолжил:
Когда из этого чистого Осознания в нем же возникают концепции и определения, тогда оно начинает считать себя индивидуальностью. Такие индивидуальности и бродят в этом иллюзорном мире. В момент прозрения видно то, что обычно не видно - также и в индивидуальном опыте возможно увидеть чистый опыт бесконечного Осознания.

Но это знание не вычитаешь в книгах, и помощь гуру не поможет, оно может быть достигнуто только самим для себя.

Относись к своему телу и органам чувств как к инструментам для обретения опыта, а не как к самому себе. Мнение я есть тело - заблуждение и искатель должен избегать заблуждений. Я есть ничто кроме, чистого Осознания - такое понимание, если удается его удержать, способствует освобождению и просветлению.

Пока не поймешь, что ты есть Сознание, свободное от рождения, старости и смерти, ты будешь стонать, что увы, я умираю или о горе мне, мое положение безвыходно!. Такими мыслями глупость только укрепляется.

Освободи свой ум от таких нечистых мыслей и понятий. Оставайся сам собой без таких понятий.

Занятый разными делами, оставайся в состоянии равновесия и правь своим государством в мире и счастье.
Сознание развлекается, создавая эти видимости миров, а потом снова вбирая их в себя. Сила или энергия, которая привязывает к этому миру, - это та же сила и энергия, которая растворяет созданное и освобождает. Как дерево является всеми своими частями и листьями, так и бесконечное Осознание наполняет всю вселенную.

Увы, глупец не понимает это, хотя Осознание у него в каждой клеточке его тела. Тот, кто видит, что Сознание есть все, наслаждается бесконечным блаженством.
Достигается это понимание изучением писаний и в компании мудрых. Это первый шаг.

Размышления и вопрошания - второй. Непривязанность или психологическая свобода - третий.

Четвертый - это обрывание оков тенденций и обусловленностей. Счастье от осознания - шаг пятый, тут человек живет как бы в полусне.

Само-Осознание - это шестой шаг, в котором мудрец погружен в океан блаженства и живет как бы в состоянии глубокого сна. Седьмой шаг - трансцедентальный, это само освобождение, в нем есть прекрасное единство и чистота, и помимо того оно вообще неописуемо.

Первые три состояния - это состояния бодрствования. Четвертое - состояние дремы.

Пятое - состояние глубокого сна, потому что оно полно блаженства. Шестое состояние недвойственного осознания. Седьмое - вообще ни словами сказать, ни пером так сказать.

Тот, кто достиг такого состояния становится чистым существованием вне субьектно-объектных разделений. Для него безразлично, жить или умереть.

Он един со всем. Он свободен от индивидуации. (В этом параграфе, похоже, проблемы с числительными, но это несколько проясняется далее - прим.

Свами Венкатесананды).
Ману продолжил:
Свободный мудрец может делать что хочет - он может формально отказаться от мира, или он может продолжать жить семейной жизнью. Но зная, что я ничего не делаю, он никогда не унывает. Зная, что меня ничего не затрагивает, и мой ум бесцветен и свободен от всех обусловленностей, я чист и я есть бесконечное Осознание, он не грустит. Свободный от понятий я и другой, он не подвластен страданию. Кем бы он ни был, в каком бы то ни было обществе, он знает, что все, что есть, есть как есть, и он не унывает.

Он знает, что во куда бы он ни посмотрел, все направления полны светом Осознания, вечного и бесконечного. Только по глупости ошибочного самоограничения человек переживает попеременно радость и горе. Когда такое глупое самоограничение ослаблено или уничтожено, нет ни восхищения, ни горя.

Действие, проистекающее из таких ослабленных склонностей и тенденций, - есть недействие, чьи плоды никогда не созревают! Такой человек выполняет необходимые действия своими руками и частями тела, но его ум и сердце остаются в вечном спокойствии.
Все другие качества, приобретаемые в этом мире, пропадают, если их постоянно не использовать, но это Само-Осознание, приобретенное однажды, только растет день ото дня.
Индивидуальность существует только до тех пор, пока существует желание наслаждений. Любое желание - следствие глупости! Когда появляется Само-Осознание, желание отваливается и вместе с ним пропадает понятие индивидуальности и проявляется истинная сущность - сущность бесконечной природы. Те, кто развлекается понятиями я есть это и это принадлежит мне, падают в яму глупости; отказывающиеся от таких понятий от чистого сердца и ума поднимаются все выше и выше.

Осознай Самосознание, блистающее внутренним светом, наполняющее все. В тот самый момент, когда эта вездесущность Самосознания понимается, ты оказываешься по другую сторону цикла рождений и смертей.
Знай что все, сделанное Брахмой, Вишну и другими богами, - сделано тобой. Что бы и когда бы ты ни увидел - все это Я, или безграничное Самосознание.

Ты есть это бесконечное Самосознание. С чем его можно сравнить? Ты не являешься ни пустотой, ни наполненностью, ни сознанием и ни несознанием, ни собой и никем другим! Зная это, обрети спокойствие.

Нет ни места, называемого освобождением, ни никакого другого места! Когда умирает чувство эго, чувство собственной важности, глупость и непонимание пропадают, и это известно как освобождение или просветление.
Тот, кто достигает этого Само-Осознания, находится вне кастовой системы и правил, касающихся порядка жизни, запретов и указаний, содержащихся в писаниях, - как лев, вырвавшийся из клетки. Его действия не имеют мотивов и не являются произвольными, поэтому на него не распространяются их результаты. Он вне восхвалений и укоров, он не падает ни к чьим ногам и к его ногам никто не падает. Он не возмущается поступками окружающих и сам не возмущает их. Но на самом деле, только он и достоин преклонения, восхваления и всяческих приветствий.

Не ритуалами и не следованием правилам, а только почитанием таких мудрецов можно достичь мудрости.



Содержание  Назад  Вперед