Лекция 7 Ауробиндо


Вчера мы были участниками необычного проявления того, что можно назвать Полевым Сознанием. Это понятие пришло из физики поля и кажется мне очень удачным. Я еще называю его Сознанием-без-объекта. Оно присутствовало почти все — а может быть и все — время и ощущалось с необычайной силой.

Я видел его воздействие на большую часть слушателей. Оно вызывает такие состояния, как легкий транс, примешивающийся к обычному сознанию. Это было Присутствие самого Нумена — не вторичных проявлений, не эманации Нумена, а именно его Присутствие. Обладающие иным зрением могли воспринимать Присутствие Нумена как Лучезарное Существо в человекоподобном облике, но в том, что касается Нумена, такие внешние проявления несущественны — вспомним слова Шри Ауробиндо о том, что Божественное предстает перед человеком в той форме, в какой он готов Его воспринять.

Так или иначе, форма — не главное. Важнейшим является то сознание, которое мы называем Полевым Сознанием: оно допускает беспредельное расширение, так как не ограничено объективным пространством. При соответствующем подъеме сознания Великие Сущности во всей полноте их бытия могут повстречаться сейчас, здесь, где бы вы ни были. Это значит, что Будда является не неким человеком, скончавшимся двадцать пять веков назад, но живым, находящимся всюду Присутствием, которое можно Осознать путем слияния сознаний. Сущностность одновременно является и личной, и всеобщей.

Если вы уловили содержание тех символов, которые я заимствовал из математики бесконечных чисел, то уже владеете определенными средствами, позволяющими понять этот факт. Впрочем, достичь хотя бы слабого ощущения самого Нумена намного важнее, чем обрести все знания мира. То, что мы делаем с нашими понятиями, похоже на игру вторичного сознания в сфере Полевого Сознания: оба сознания становятся взаимосвязанными, и основная задача такой игры понятиями заключается в том, чтобы вызвать у как можно большего числа восприимчивых душ непосредственное переживание Полевого Сознания. Я заметил, что в прошлый вечер многие оказались достаточно чувствительными.

Я видел слезы на глазах нескольких слушателей, хотя не говорил ничего печального.
Чтобы понять смысл этого, вновь обратимся к Ауробиндо. В его системе понятий существует нечто именуемое Психической Сущностью. Этот термин не следует использовать в иных возможных значениях. Ауробиндо подразумевал под ним нечто строго определенное.

Он называл Психической Сущностью ту частицу Божественного, которая пребывает в процессе развития и расположена в центре того, что кроется в глубине души каждого человека; обычно она тщательно скрыта и не может оказать большого влияния на жизнь и мысли личности. Величайшим устремлением Психической Сущности является достижение Божественного на уровне Полевого Сознания; и никогда, кроме, возможно, очень редких случаев, не бывает так, чтобы ее проявление после долгого заточения не вызвало у человека слез. Это не относится к саTым необходимым для жизни чувствам.

Жизненно важные чувства могут оказаться препятствиями, но ощущение Психической Сущности — одно из самых драгоценных переживаний. И не стыдитесь этих слез.
Итак, те понятия, которыми мы пользуемся, можно считать в достаточной мере похожими на игрушки, и сейчас мы начнем игры с ними. Сегодня я хочу рассказать вам о содержании одного из первых осознаний, которое было у меня в конце июля или в начале августа 1936 года. Это подготовит вас к тому, что я скажу в этот последний вечер, и послужит очень важной вехой на дальнейшем Пути. В то время я выполнял кое-какую работу на ручье Эльдорадо, притоке северного рукава Американ-ривер в округе Мазер-Лоуд штата Калифорния.

Я остался в полном одиночестве, мне предстояло пробыть одному в течение нескольких дней, и потому я отбросил всякие заблаговременные планы и решил жить по своим спонтанным побуждениям. У меня была с собой только одна книга, Система веданты; я ел, когда хотел, спал, когда появлялось желание, работал по вдохновению и читал, когда испытывал к этому интерес. Я был один, и случись со мной какая-либо неприятность, помощь пришла бы лишь несколько дней спустя.

Складывались самые благоприятные условия для ощущения Присутствия, ведь в тех случаях, когда ваше благополучие начинает зависеть только от Него и вы теряете обычную власть над обстоятельствами, это Присутствие становится ближе. Полное одиночество таит в себе огромные возможности для того, кто ищет Путь. Помнится, однажды я стоял на берегу ручья, подняв взор к уходящим в небо вершинам гор (насколько помню, повернувшись лицом к северу), и внезапно меня осенила мысль о том, что наши поиски Реального обращены в неверном направлении.

Обычно мы ищем Реальное в содержании своего восприятия мира, доступного органам чувств, — и это значит, что все познается посредством органов чувств, — или в умозрительных построениях разума, блуждающих исходя из собственных мгновенных побуждений. Однако мне пришло в голову, что Реальное кроется в пустоте между образами и их содержанием. Реальное там, откуда ни умозрительное, ни чувственное восприятие не способны ничего извлечь; с другой стороны, там, где на первый взгляд что-то есть, в Действительности царит пустота. Видимое, будь то планеты, звезды и другие возвышенные объекты либо более привычные окружающие нас предметы, лишено субстанциальности и остается относительно пустым.

То, что кажется обычному сознанию пустотой, в Действительности есть полнота, а то, что выглядит наполненным, явным, в Действительности пусто — или, точнее, относительно пусто. Чем призрачнее понятие, чем туманнее образ, тем больше в нем Реального; чем плотнее, тяжелее и массивнее предмет — такой, например, как невероятно огромные звезды, масса которых столь велика, что, говорят, крошечная частичка вещества размером с блоху будет весить на их поверхности целую тонну, — тем глубже его пустота. Эта мысль противоположна нашим обычным представлениям; ее можно выразить, парафразируя законы Исаака Ньютона: Вещественность обратно пропорциональна ощутимости или Реальность обратно пропорциональна явственности.

Я достаточно быстро понял, что имею дело с утверждениями, которые легко переводятся на язык математических символов, и сейчас я покажу, как это сделать.
Рассмотрим утверждение: Реальность обратно пропорциональна явственности. Я заменю слова знаками: R будет означать Реальность, которая равна единице, деленной на явственность А:
R=1/A
Это математическая форма того же утверждения. В обычном языке часто употребляется связка есть, является, и чаще всего такие утверждения (Реальность является обратно пропорциональной... и тому подобные) не так уж легко развернуть, поменяв понятия местами. Те, кто знаком с логикой, знают, что я имею в виду.

Наше утверждение можно понимать как такое, которое допускает разворот, и, значит, мы имеем право воспользоваться знаком равенства. Теперь можно прибегнуть к алгебре и получить уравнение AR = 1 — мы умножили обе стороны равенства на А. Каждый, кто знаком с координатной, аналитической геометрией поймет, что если считать эту пару величин (А, R) переменными, то перед нами — уравнение симметричной гиперболы, асимптотами которой являются оси координат (см. рис. 21).


РЕАЛЬНОСТЬ ОБРАТНО ПРОПОРЦИОНАЛЬНА
ЯВСТВЕННОСТИ
Рис. 21
Надеюсь, сейчас это понятно всем? Вы помните, что мы просто забавляемся своими игрушками.
Теперь мне следует объяснить, что такое асимптоты. Наша кривая имеет вот такой вид. Вообще говоря, они получились не очень изящными, но математик все равно говорит: Будем считать, что это гипербола, хотя в действительности кривые не совсем на нее похожи.

Знаете, профессора математики — очень веселые и несерьезные люди. В один прекрасный день они входят в аудиторию, проводят на доске черту и говорят: Будем считать, что это бесконечная прямая. После этого происходит нечто. Когда-то Господь сказал: Да будет свет — и стал свет; подобно этому, когда математик говорит: Да будет эта прямая бесконечна, прямая становится бесконечной. Любому студенту, у которого возникают в этом сомнения, лучше всего поскорее сменить будущую специальность.

Именно в таком смысле я произношу: Будем считать, что это гипербола — несмотря на то что кривая совсем на нее не похожа. В конечном счете важен не сам видимый образ —это только способ сосредоточения на умозрительном понятии. По своей природе такая кривая оказывается все ближе и ближе к этим прямым, которые называются асимптотами; она касается их в бесконечности.

Когда речь идет о математике, вам придется научиться несерьезности в обращении с бесконечностями.
Другой занятный факт заключается в том, что эти линии сходятся в одной и той же бесконечности, хотя приближаются к ней с разных направлений. Это строгий математический факт, и можно считать, что где-то там одна из кривых плавно смыкается с другой, что они являются единой кривой, охватывающей бесконечность. Это окажется весьма важным обстоятельством для нашего дальнейшего символизма.

Поскольку асимптоты обычно изображают иначе — я имею в виду, что они редко совпадают с осями координат, — мы воспользуемся формулой, которая поворачивает кривые на угол /4, или, говоря обычным языком, на 45 градусов. Чистые математики не пользуются градусами, им привычнее измерять углы радианами [1]. Нам предстоит изменить свой угол зрения.

Воспользуемся осями Х и Y, построим две прямые, проходящие через центр системы координат и делящие ее квадранты пополам, и будем считать их новыми асимптотами. Теперь кривые приобрели более привычный вид. Они совершенно симметричны (чего не скажешь о моем рисунке на доске). Им соответствуют определенные точки под названием фокусы [2] и так далее.

Что все это означает? Я дам вам время на размышление, и мы вернемся к этому вопросу чуть позже.



Содержание  Назад  Вперед