Когда все в гармонии, жалоб нет.


Если вы в гармонии, Вы не будете жаловаться ни мир. Вы вообще ни на что не будете жаловаться. Недовольный ум просто показатель того, что внутри нет гармонии. Когда все в гармонии, жалоб нет. И вот вы идете к так называемым святым: и все жалуются на мир, на желания, на тело, на все подряд.

Все живут, жалуясь -что-то фальшивит, дребезжит. Совершенный человек это тот, кто не жалуется.

Это - божественный человек, который принимает все, впитывает все и становится космосом, он перестает быть хаосом.
Другой анекдот: одна сентиментальная пожилая дама гордилась тем, как она обучила своего говорящего попугая и похвасталась викарию «Если вы потянете его за левую ногу, он произносит молитву Господню, а если за правую он повторяет псалмы», сказала она викарию.
«А что будет, если потянуть его за обе ноги?» спросил викарий.
«Я шлепнусь на спину, старый дурак!» выпалил попугай.
Так происходит и с человеком. Если вы тянете за одну ногу, все в порядке, если за другую тоже, но если вы тянете за обе ноги, все опрокидывается. Это и произошло с человеком. Все его существо опрокинулось.

Религия попыталась потянуть его за тело. Она очень боится тела, очень стыдится. Она все время пытается разрушить и отравить тело. Ей хотелось бы превратить вас в призрак, лишить тела.

Она считает, что тело по своей природе неправильно, греховно. Поэтому лучше вам бы походить на бестелесных духов.
А материалисты коммунисты, марксисты, ученые пошли по другому пути. Они тянули за другую ногу. Они говорят, что никакого сознания нет, нет «Я». Вы -просто сочетание физических и химических элементов. Вы должны быть телом, и больше ничем.

И вот они потянули за обе ноги, и целостный человек стал несчастным больным, разделенным.
Патанджали говорит: «Принимайте все, используйте это, творите, не отрицайте». Дорога проходит не через отрицание, а через созидание. Вот почему Патанджали так много внимания уделил телу, пище, асанам йоги, пранаяме.

Все это попытки создать гармонию: дать необходимую пищу и правильное положение телу, ритмичное дыхание витальному телу. Нужно впитать больше праны, больше витальности.

Нужно искать пути и средства, чтобы энергия не иссякала, чтобы она переливалась через край.
А ум пратьяхара, ум это мост, вы можете выйти наружу по мосту, вы можете ходить по мосту, вы можете попасть внутрь. Когда вы выходите наружу, вами завладевают объекты, желания. Когда вы идете внутрь, к вам приходит бесстрастие, осознанность, состояние свидетеля, но это все тот же мост.

Его нужно использовать, не стоит отказываться от него и разрушать. Его нельзя разрушать, потому что именно по этому мосту вы пришли в мир и по нему вернетесь обратно, к своей сокровенной сути.
Патанджали использует все. Его религия основана не на страхе, а на понимании. Это не религия для Бога и против мира. Его религия это Бог, проявляющийся через мир, потому что Бог и мир не разделены.

Мир творение Бога. Мир Его творчество, Его выражение, мир Его поэзия.

Если вы против поэзии, то разве вы будете благосклонны к поэту? Осуждая поэзию, вы осуждаете поэта.

Конечно, поэзия не цель, вы должны стремиться к поэту. Но на этом пути вы можете наслаждаться и поэзией, в этом нет ничего плохого.
Священник методистской церкви летел в Америку. К нему подошла стюардесса и спросила, не принести ли ему какой-нибудь напиток из бара. «А на какой высоте мы летим?» спросил священник.

Когда ему сказали, что они летят на высоте тридцати тысяч футов, он ответил: «Нет, пожалуй, я воздержусь ... начальство слишком близко».
Страх постоянный, религиозные люди одержимы страхом. Страх не прибавит вам ни привлекательности, ни достоинства. Страх калечит, парализует, развращает.

Из-за него религия почти превратилась в болезнь. Страх превращает вас в ненормального человека. Он лишает вас здоровья и заставляет все больше и больше бояться жизни: это сущий ад, и что бы вы ни делали, вам все время кажется, что вы все делаете неправильно. Вы любите это неправильно, вы наслаждаетесь это неправильно.



Счастье всегда сопровождается чувством вины. Кажется, что счастливыми могут выглядеть только те люди, которые поступают неправильно. Хорошие люди всегда серьезны и никогда не бывают счастливы. Если вы хотите попасть на небо, вы должны быть серьезны и несчастливы, печальны и унылы.

Вы должны быть суровы. Если вы хотите очутиться в аду, будьте счастливы, танцуйте и веселитесь. Но помните изречение Омара Хайяма: «Меня всегда беспокоит: если все эти несчастные люди попадут в рай, что они там будут делать? Они не танцуют, не поют, не пьют, не наслаждаются, не умеют любить. Все благодеяния будут попусту растрачены на этих глупцов.

Те же, кто умеет наслаждаться, попадут в ад. На самом деле им следует жить в раю. Это было бы куда разумней».

Омар Хайям говорит: «Если вы на самом деле хотите быть в раю, живите райской жизнью здесь, готовьтесь к раю».
Патанджали хотел, чтобы жизнь в вас била ключом, чтобы что-то неведомое пульсировало в вас. Он ни от чего не отказывался. Если вы любите, он скажет: «Сделайте вашу любовь чуть более глубокой». Вас ждут великие сокровища.

Они прекрасны, эти деревья, эти цветы прекрасны, потому что благодаря ним, к вам, каким-то образом, пришел тот самый, далекий Бог. Завес может быть много. Когда вы встречаете мужчину или женщину, завес и оболочек множество, но свет в них -от Бога.

На его пути могло быть много препятствий, он мог исказиться, но он от Бога.
Патанджали говорит: «Не отказывайтесь от мира. Старайтесь понять при помощи мира. Найдите путь, который приведет вас к изначальному источнику света, чистого, первозданного света. Есть люди, которые живут только ради еды, и есть люди, которые отвергают пищу, и те, и другие не правы. Иисус говорит: «Не хлебом единым жив человек», верно, совершенно верно но может ли человек жить без хлеба?

Не нужно об этом забывать. Да, человек не может жить только хлебом, но и без него он не сможет прожить.
Я прочел такую историю.
Одна женщина купила в магазине попугая при том условии, что он будет говорить. Но через две недели она пришла в магазин и стала жаловаться. «Купите ему маленький колокольчик, чтобы он с ним играл», посоветовал хозяин магазина это часто делает их разговорчивыми». Женщина купила колокольчик и ушла.

Через неделю она вернулась и сказала, что птица так и не произнесла ни слова. Хозяин магазина посоветовал ей купить зеркало, что, по его мнению, было верным средством заставить попугая заговорить. Она купила зеркало и ушла, но через несколько дней пришла снова. В этот раз хозяин продал ей маленькую игрушечную птичку, которая должна была помочь попугаю заговорить.

Прошла еще неделя, и женщина снова появилась в магазине. На этот раз она сказала хозяину, что попугай умер.
«Он так и не заговорил?» спросил хозяин.
«Ах, нет, ответила женщина он лишь едва промолвил одно слово перед смертью».
«Какое?»
«Еды! Ради всего святого, дайте мне есть!»
Человек должен быть очень бдительным, иначе он будет метаться от одной противоположности к другой. Ум экстремист.

По моим наблюдениям, когда люди, которые жили только ради еды, разочаровываются в том, как они живут, они начинают поститься. Они сразу впадают в другую крайность.

Я никогда не встречал ни одного фанатично постящегося, который бы раньше не был бы таким же фанатичным приверженцем еды. Это люди одного типа. Люди, в которых слишком много сексуальности, становятся аскетами. Люди скаредные начинают от всего отрекаться.

Вот так ум движется от одной противоположности к другой.
Патанджали хотел бы, чтобы ваша жизнь пришла в равновесие. Держаться посередине не сходить с ума по еде и не отказываться от нее с таким же безумием, не сходить с ума по женщинам или мужчинам и не отвергать их так же неистово, -тогда вы просто уравновешены, спокойны.
Психиатры говорят, что у всех у нас в поведении есть маленькие странности. У нас у всех есть маленькие странности. А выразить это можно так: я оригинален, вы эксцентричны, он сумасшедший.

Когда что-то делаете вы, вы считаете себя оригинальным, если то же самое делает ваш друг, вы скажете, что он эксцентричен, а если это делает ваш враг, то он сумасшедший. Запомните, этот эгоистический путь мышления разрушит всякую возможность роста. Относитесь к себе объективно. Нездоровое есть в каждом, так как человечество нездорово уже тысячи лет.

Неврозом страдают все, так как цивилизация еще не пришла к тому, чтобы позволить человеку полностью раскрыться. Она подавляла человека.

И вот что получается: если вы невротик, вы слишком много едите. Вы можете кинуться в другую крайность вы можете совсем отказаться от еды но это будет все тот же невроз.

Теперь он стал отказом от еды. Но не думайте, что вы проделываете большую духовную работу, очень оригинальную.
Однажды Вина привела ко мне одного парня. На самом деле это история о том, как она шла ко мне. Она пришла с парнем, который был почти невротиком. Он спросил меня: «Может ли человек жить только на воде?» Он хотел жить только на воде.

Он был очень худой и бледный, на последнем издыхании. Когда я сказал: «Не будьте глупцом», ему это не понравилось. Он сказал: «Вы только дайте мне адрес тех людей, которые могут помочь мне, я хочу жить только на воде, Нечисто все -кроме чистой воды». Эти люди невротики. В Индии вы найдете их повсюду: в монастырях, в ашрамах.

Девяносто пять людей из ста невротики. Вы не называете их сумасшедшими, потому что они делают асаны йоги, постятся, молятся, и так далее. Но их невроз, то, что я называю неврозом, очевиден. Невроз это крайности.

Быть уравновешенным значит быть здоровым, неуравновешенность это невроз. Опасайтесь любой неуравновешенности в себе и в других. Иначе вы не обретете конечную гармонию.

Если вы односторонни, неуравновешенны, вы не создадите оркестр, представление о котором старается дать вам Патанджали.
Все проявления ума познаются его господином благодаря постоянству Пуруши, чистого сознания.
Татпрабху, нужно найти господина. Он скрыт в вас, вам только нужно найти его. Где бы вы ни были, он всегда здесь. Что бы вы ни делали, это он, кто делает.

Что бы вы ни видели, это он, кто видит. Что бы вы ни желали, это он, кто желает. Вы должны снимать с себя слой за слоем, как с луковицы.

Но счищайте с себя слои не с яростью, а с любовью. Очищайте себя осторожно и старательно, потому что вы очищаете Бога.

Очищайте с молитвой. Не будьте мазохистами. Не заставляйте себя страдать.

Не упивайтесь страданием. Если вы начинаете наслаждаться страданием и становитесь мазохистом, вы встаете на путь самоубийства. Вы себя разрушите.

Человек должен быть очень, очень аккуратен, осторожен и созидателен. Вы ступаете по святой земле.
Когда Моисей поднялся на вершину горы, где встретил Господа, что он увидел? Он видел кустарник, пламя, огонь и слышал голос: «Оставь свою обувь, ты ступаешь по святой земле».

Но где бы вы ни ступали, вы идете по святой земле. Когда вы прикасаетесь к своему телу, вы дотрагиваетесь до чего-то святого. Когда вы что-то едите, вы едите что-то святое, аннамбрахма, пища это Бог.

Когда вы любите кого-нибудь, вы любите божественное, потому что оно окружает вас, в мириадах форм. Это выражает себя Он. Помните об этом всегда, чтобы спастись от невроза.

Будьте уравновешенны и спокойны, просто идите посередине, и вы никогда не собьетесь с пути, не потеряете равновесие, не впадете в крайность.
Йога это равновесие. Йога не может быть иной, потому что она ведет вас к конечному единству, конечной гармонии всего со всем.



Содержание раздела