САМОКОНТРОЛЬ


Обоняние. Для улучшения этого чувства необходимо регулярное выполнение Нети. Если нос дышит нормально, тренируйте у себя способность различать всевозможные запахи, используя для этого нерезкие ароматические вещества. Определяйте каждое из них, их сочетания, смешение, завязав глаза.

Старайтесь постепенно уменьшать концентрацию этих веществ и определять их по запаху. Тренируйте свое обоняние во время прогулок на природе, вдыхая аромат цветов, деревьев и трав, запах весны, зимы, лета, осени. Улавливайте изменение запаха после летнего дождя, когда весь растительный мир благоухает.

Со временем при подобных тренировках ваше обоняние станет великолепным. Сопровождайте эти занятия созданием в своем уме образов, связанных с тем или иным запахом.
Вкус. Это восприятие, так же как и другие, поддается развитию. Всегда старайтесь определить основные вкусовые качества и оттенки пищи, напитков и воды, когда они не смешаны друг с другом, а потом и в составе блюд, салатов.

Как и прежде, сопровождайте дегустацию пищи созданием соответствующих ментальных образов.
Осязание. Это древнее примитивное чувство общения с окружающим миром. В современных условиях ему незаслуженно не уделяют особого внимания.

Если ребенку не давать возможность знакомиться с новыми для него предметами с помощью осязания, он будет отставать в своем развитии от сверстников. Тренировки осязания должны быть доведены до такого совершенства, чтобы человек мог определить, что за предмет он трогает, как это делают слепые. Берите в руки различные предметы и, не глядя на них, старайтесь их узнать, создать их мысленный образ, почувствовать все их характерные внешние особенности: твердость, температуру, форму и так далее.

Время от времени полезно подключать сознание к осязанию телом одежды, обуви и других внешних воздействий (ветра, воды и прочего).
Органы равновесия и координации движений. Они также относятся к органам чувств, хотя не все с этим согласны. Вестибулярный аппарат поддается тренировке с помощью упражнений на изменение ускорения в различных плоскостях (так тренируют летчиков, космонавтов) и на развитие устойчивости, равновесия.

Йога содержит специальные упражнения для тренировки вестибулярного аппарата. В основной ежедневный утренний комплекс включены асаны и динамические упражнения, поддерживающие вестибулярный аппарат в должной форме, достаточной для повседневной жизни.
При воспитании детей необходимо уделять достаточное внимание развитию и совершенствованию всех указанных выше органов чувств. Это дает возможность лучше познавать окружающий мир, максимально раскрывать свои способности.
Взрослые люди тоже должны поддерживать состояние органов чувств на высоком уровне. Процесс старения сопровождается снижением всех видов восприятия. Человек постепенно словно отключается от внешнего мира. Тренировка чувств задерживает этот процесс и служит важнейшим фактором сохранения полноценной жизни до глубокой старости. Любой человек, перешагнувший 25-30-летний рубеж, может отметить, что мир он воспринимает не так, как в детстве и юности: нет тех сочных, ярких красок, ароматов, звуков, которые были до совершеннолетия.

Тренировка всех видов чувствительности вернет вам необыкновенную новизну восприятия, которую вы испытывали в детстве. Вершиной такой тренировки явится способность по желанию мысленно вызвать восприятие любого предмета и явления с соответствующей гаммой зрительных, слуховых, обонятельных, осязательных и вкусовых ощущений одновременно. А это очень важно. Для реализации этого надо идти по пути развития утонченности чувств и защищать себя от притупляющих чувства грубых, резких раздражителей (сильный свет, громкий звук, резкий запах и так далее).

Тренировка чувств должна быть постоянной, на протяжении всей жизни.
2.18. САМОКОНТРОЛЬ
Прежде чем перейти к рассмотрению следующей ступени Йоги - Асане, видимо, будет уместно сказать несколько слов относительно самоконтроля. В конце раздела Йога прошлого и настоящего уже было сказано относительно занятий больными людьми по системе Йога. Но и здоровые, и больные люди должны вести своеобразный дневник самоконтроля, куда следует заносить данные само обследования не реже одного раза в месяц. В дневнике следует отмечать жалобы на работу каких-либо органов и систем, боли, недомогание и так далее); положительные результаты (исчезновение определенных симптомов болезни, улучшение самочувствия и т.д.). В дневник нужно заносить объективные показатели работы сердечно-сосудистой и дыхательной системы.



Желательно определять их ежемесячно, натощак.
1. Замер пульса.
Нащупайте пульс на лучевой артерии, проходящей в нижней трети предплечья у лучезапястного сустава (несколько выше основания первой пястной кости); либо на сонной артерии, которую можно нащупать через переднюю поверхность грудино-ключично-сосцевидной мышцы на уровне адамова яблока (гортани); или на височной артерии.
Замер производится в положении сидя в спокойной обстановке. Подсчитайте частоту сердечных сокращений за 1 мин, следя за секундной стрелкой часов. Занесите полученные данные в график для сравнения, отметив ритмичность пульса или отсутствие ритмичности.

Как правило, у всех начинающих частота сердечных сокращений повышена. Число ударов выше 70 в одну минуту считается большим. Постепенно оно станет более редким и достигнет 55-60 ударов в 1 минуту, то есть с улучшением состояния оно придет в норму. Эти цифры приводятся для взрослого человека. У ребенка в норме пульс чаше, чем у взрослого, и зависит от возраста.

У людей старше 60-70 лет пульс имеет тенденцию к урежению вследствие преобладающего влияния на сердце блуждающего нерва.
2. Замер частоты дыхания.
Замер делают в положении сидя, в спокойном состоянии. Взгляд при этом следует направлять прямо или вверх (можно закрыть глаза, положив руку на грудь или живот, что зависит от типа дыхания). Отметьте время отсчета по секундной стрелке и сосчитайте число вдохов, которое вы произвели за одну минуту. Занесите полученные данные в график. Йоги считают нормой 1-3 вдоха в минуту.

У начинающих это число в 5-6 раз больше. Лучше, если замер пульса, дыхания, как и последующий замер максимальной паузы после выдоха, проводит кто-нибудь посторонний, не сообщая промежуточных данных измерений. Это более объективная проверка, так как в этом случае уменьшается вероятность произвольного изменения показателей самим испытуемым.
3. Замер максимальной паузы после выдоха.
Этот замер определяет глубину дыхания и характеризует степень вентиляции легких. Сидя в спокойном состоянии, направив взгляд прямо вперед или вверх (можно при закрытых главах), сделайте сначала обычный спокойный вдох, а затем выдох. В конце выдоха зажмите крылья носа большим и указательным пальцами правой руки (но можно крылья носа и не зажимать) и заметьте время начала отсчета, затем не смотрите на часы или закройте глаза. Когда появятся неприятные начальные ощущения, и вы не сможете больше задерживать дыхание, посмотрите на часы, отметив в уме результат задержки, уберите пальцы с крыльев носа и сделайте носом обычный спокойный вдох. Если вы после задержки дыхания сделаете резкий глубокий вдох, тем более через рот, значит, вы передержали дыхание.

Вдох непременно должен быть обычным и через нос. Результат запишите в график. Здоровый человек может задерживать дыхание после обычного выдоха на 60 секунд и более. Каждый может проверить глубину своего дыхания по формуле:
ГД = (60:МП) х 100%,
где ГД - глубина дыхания; МП - максимальная пауза после обычного выдоха.
ГД в норме составляет не более 100% . У начинающих глубина дыхания составляет 300-400% и больше, то есть максимальная пауза после обычного выдоха составляет всего 15-20 секунд. Например, если у вас максимальная пауза после выдоха составила 15 секунд, то глубина вашего дыхания следующая: ГД = (60:15) х 100% = 400%, т.е. ваше дыхание глубокое и вы дышите за четверых. Йоги считают, что если у человека максимальная пауза после обычного выдоха меньше 40 секунд, то он болен, так как у него имеет место гипервентиляция легких.
Подробнее физиология нормального дыхания рассмотрена в разделе Пранаямы.
Одним из критериев правильности занятий Йогой является улучшение самочувствия и повышение работоспособности, что также следует отмечать в дневнике самоконтроля.
Часть 3
ХАТХА - ЙОГА
3.1. АСАНА
Асана - третья ступень Йоги Патанджали. Асана - положение, принятое телом для сохранения неподвижного состояния или для формирования исходного положения, предшествующего какому-либо движению. Ценность данной ступени Йоги следует рассматривать в 2-х аспектах. Во-первых, асана - необходимый этап в освоении Пранаямы и последующих разделов Йоги, так как в них требуется умение длительное время удерживать тело в определенном положении: голова, шея и туловище должны находиться на одной вертикальной линии, например, в «Падмасане» - «Позе лотоса». Во-вторых, асаны оказывают мощное воздействие на организм в психофизическом плане, что используется в качестве средства для поддержания здоровья, высокой работоспособности и долголетия.

Асаны являются непревзойденными упражнениями по своему лечебно - профилактическому влиянию на организм человека. Их великое множество. Легенда гласит, что бог Шива знал 330 млн. асан. Практически не хватит жизни, чтобы их освоить и выполнять, но этого и не требуется.

Специалисты Йоготерапии и Йогокультуры считают, что в среднем человеку вполне достаточно освоить 84 асаны или даже около 50. На основе этого как раз и создан Йогами Основной обязательный каждодневный утренний комплекс для здоровых и больных людей и Усиленный комплекс для достигших прогресса в первом комплексе. Справедливости ради нужно сказать, что в эти комплексы упражнений включены не только асаны, но и Вьяям (динамические упражнения), Мудры и Бандхи (упражнения, способствующие изменению давления в определенных полостях и частях тела) и дыхательные упражнения.



Содержание раздела