Пригодность манаса к концентрации.


16. (2) Еще не наступившее страдание есть то, что должно быть устранено.
17. (2) Соединение видящего и видимого есть причина того, что должно быть устранено.
18. (2) Видимое обладает природой ясности, деятельности и инерции, оно по своей сути - "великие элементы" и органы чувств и имеет объектом опыт и освобождение.
19. (2) Специфическое, неспецифическое, только признак и отсутствие признака суть формы развертывания гун.
20. (2) Зритель есть не что иное, как способность видения; хотя и чистый, он воспринимает все содержание сознания.
21. (2) Сущность видимого состоит в том, чтобы служить его цели.
22. (2) Хотя оно исчезло для того, кто осуществил свою цель, но не исчезло для других - в силу свойства быть общим.
23. (2) Соединение есть причина постижения внутренней сущности того, что есть способность быть собственностью и способность быть господином.
24. (2) Его причина - неведение.
25. (2) Избавление есть отсутствие соединения вследствие отсутствия неведения; это - абсолютная обособленность Видящего.
26. (2) Средство избавления - неколебимое различающее постижение.
27. (2) Его мудрость предельного уровня - семи видов.
28. (2) При устранении нечистоты вследствие применения вспомогательных средств йоги свет знания распространяется до различающего постижения.
29. (2) Самоконтроль, соблюдение религиозных предписаний, йогические позы, регуляция дыхания, отвлечение органов чувств, концентрация на объекте, созерцание и сосредоточение - таковы восемь средств осуществления йоги.
30. (2) Самоконтроль - это ненасилие, правдивость, честность, воздержание и неприятие даров.
31. (2) Они не ограниченные кастой, местом, временем и обстоятельствами, то есть будучи универсальными, называются "Великий обет".
32. (2) Соблюдение религиозных предписаний - это чистота, удовлетворенность, подвижничество, самообучение и преданность Ишваре.
33. (2) Ложные помыслы служат препятствием, следует развивать их противоположности.
34. (2) Ложные помыслы о насилии и прочем - совершенном, побужденном к совершению или одобренном, - возникшие вследствие жадности, гнева или заблуждения, бывают слабыми, средними и сильными и имеют своими неисчислимыми плодами страдание и отсутствие знания; поэтому необходимо культивировать их противоположности.
35. (2) При утверждении йогина в ненасилии в его присутствии исчезает враждебность.
36. (2) При утверждении в истине действие и результат становятся зависимыми от него.
37. (2) При утверждении в неворовстве все драгоценности стекаются к йогину.
38. (2) При утверждении в воздержании происходит обретение энергии.
39. (2) При твердости в неприятии даров возникает полное просветление относительно всех "почему", связанных с рождением.
40. (2) Благодаря чистоте возникает отвращение к собственному телу и нежелание контакта с другими.
41. (2) Чистота саттвы, ментальное удовлетворение, концентрация сознания, контроль органов чувств и способности самонаблюдения.
42. (2) Вследствие удовлетворительности становится возможным обретение высшего счастья.
43. (2) Вследствие устранения нечистоты благодаря подвижничеству обретается совершенство тела и органов чувств.
44. (2) В результате самообучения возникает связь с наставляющим божеством.
45. (2) Благодаря упованию на Ишвару обретается совершенство в йогическом сосредоточении.
46. (2) Асана есть неподвижная и удобная поза.
47. (2) При прекращении усилия или сосредоточении на бесконечном Асана достигается.
48. (2) Благодаря ей прекращается воздействие парных противоположностей.
49. (2) При нахождении в ней практикуется пранаяма, то есть прекращение движения вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
50. (2) Она проявляется как внешняя, внутренняя или как задержка дыхания, регулируется по месту, времени и числу и благодаря практике становится длительной и тонкой.
51. (2) Четвертый вид пранаямы превосходит внутреннюю и внешнюю сферы.
52. (2) Благодаря ей разрушается препятствие для света.
53. (2) И пригодность манаса к концентрации.
54. (2) При отсутствии связи со своими объектами органы чувств как бы следуют внутренней форме сознания - это и есть отвлечение.

55. (2) Благодаря ему достигается полное подчинение органов чувств.
к началу
Глава третья
О СОВЕРШЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ
1. (3) Концентрация есть фиксация сознания на определенном месте.
2. (3) Созерцание (дхьяна) есть сфокусированность однородных состояний сознания на этом месте.
3. (3) Именно оно, высвечивающее только объект и как бы лишенное собственной формы, и есть сосредоточение (самадхи).
4. (3) Три вместе - санъяма.
5. (3) Благодаря овладению ею возникает свет мудрости.
6. (3) Ее применение осуществляется постадийно.
7. (3) Три - внутренние в отличие от предшествующих.
8. (3) И они же - внешние средство сосредоточения, "лишнего семени".
9. (3) Изменение сознания на стадии остановки, связанное с сознанием в моменты прекращения его деятельности, есть не что иное, как ослабление активных санскар и появление санскар в подавленном состоянии.
10. (3) Его спокойное течение достигается благодаря санскаре.
11. (3) Изменение сосредоточения есть прекращение многонаправленности сознания и возникновение его однонаправленности.
12. (3) И, наконец, изменение однонаправленности сознания - это тождественность прошедших и возникших познавательных содержаний.
13. (3) Тем самым объяснены изменения качественной определенности, отличных признаков и условий существования элементов и органов чувств.
14. (3) Носитель, то есть субстанция, последовательно выступает как исчерпавшая себя, наличная или невыразимая качественная определенность.
15. (3) Различие последовательности есть основание для различия стадий изменения.
16. (3) Благодаря санъяме на трех изменениях возникает знание прошлого и будущего.
17. (3) Из-за ложного отождествления слова, объекта и значения происходит их смешение. Благодаря санъяме относительно их различия возникает знание звуков, издаваемых всеми живыми существами.
18. (3) Благодаря непосредственному постижению санскар возникает знание прошлых перерождений.
19. (3) Благодаря непосредственному восприятию содержания познавательного акта возникает знание чужой ментальности.
20. (3) Но не вместе с ее опорой, поскольку внешняя опора не может выступать объектом его познания.
21. (3) Благодаря санъяме на внешней форме тела при устранении ее способности быть воспринимаемой в результате прекращения контактов между органом зрения и светом возникает невидимость.
22. (3) Карма может иметь непосредственный результат и результат, отодвинутый во времени; благодаря санъяме относительно кармы или на основании дурных предзнаменований возникает знание о предстоящей кончине.
23. (3) Благодаря санъяме на дружелюбии и других чувствах возникают силы дружелюбия и прочих чувств.
24. (3) Благодаря санъяме на силах возникают сила слона и прочие силы.
25. (3) Благодаря направленности света деятельности манаса возникает знание тонких, скрытых и удаленных объектов.
26. (3) Благодаря санъяме на Солнце возникает знание Вселенной.
27. (3) Благодаря санъяме на Луне появляется знание расположения звезд.
28. (3) Благодаря санъяме на Полярной звезде появляется знание их движения.
29. (3) Благодаря санъяме на пупочной чакре появляется знание строения тела.
30. (3) Благодаря санъяме на гортани устраняются голод и жажда.
31. (3) Благодаря санъяме на черепаховой трубке достигается неподвижность.
32. (3) Благодаря санъяме на свете в голове возникает видение сиддхов.
33. (3) А благодаря интуитивному озарению наступает все ведение.
34. (3) При санъяме на сердце достигается постижение сознания.
35. (3) Опыт есть акт (или содержание) сознания, в котором отсутствует различение саттвы и Пуруши, абсолютно не смешивающихся друг с другом, поскольку саттва определяется свойством быть объектом для другого. Благодаря санъяме на том, что существует для собственной цели, возникает знание Пуруши.
36. (3) Из него озникает интуитивное провидение и паранормальные способности слуха, осязания, вкуса и обоняния.
37. (3) Они являются препятствиями при йогическом сосредоточении и магическими "совершенствами" при пробужденном состоянии сознания.
38. (3) Вследствие ослабления причины зависимости и постижения образа действия сознания становится возможным его вхождение в другое тело.
39. (3) Вследствие подчинения уданы преодолеваются такие препятствия, как вода, трясина, колючки и тому подобное, а также появляется способность восхождения на небо после смерти.
40. (3) Вследствие подчинения саманы возникает яркое свечение.
41. (3) Благодаря санъяме на связи между органом слуха и акашей возникает божественное слышание.
42. (3) Благодаря санъяме на связи между телом и акашей или вследствие сосредоточения сознания на легкости, как у ваты, возникает способность передвижения в акаше.



Содержание  Назад  Вперед