Отвращение - следствие страдания.


31. (1) Горе, скорбь, беспокойство ума, неустойчивое положение тела нерегулярность дыхания - вот спутники рассеянности.
32. (1) Единственный способ для их обуздания - практика.
33. (1) Дружелюбие, радость, сочувствие, равнодушие к приятному и неприятному, к доброму и злому - это делает сознание чище и прозрачнее.
34. (1) Или вдыхание и задержка дыхания (также делают сознание прозрачнее).
35. (1) Несомненно этими вещами порождается высшая устойчивость ума.
36. (1) Страданиями не затрагивается сияющий свет (Этот свет - сущность Пуруши и в него превращается Читта, становясь чистой и прозрачной).
37. (1) Или уходом сознания от привязанности к объектам;
38. (1) или познанием снов со сновидениями и снов без сновидений;
39. (1) или медитированием над чем угодно по своему выбору.
40. (1) Все от атома до бесконечности подчинено ему (йогину).
41. (1) Увяданием вритти (достигается) прозрачность сознания, подобная прозрачности кристалла. Зрячий, зримое а также инструмент зрения достигают постоянного единства.
42. (1) Здесь слово, значение и заблуждение совмещены, сплетены. (Таково) "достижение с рассуждением" (Савитарка самапатти).
43. (1) Когда память очищена и имеет свою собственную природу, (она) пуста как суть самого объекта. Это - сияющее "достижение без рассуждения" (Нирвитарка самапатти).
44. (1) Посредством этого объясняются также Сарвичара и Нирвичара ("с проникновением в смысл" и "без проникновения в смысл" тонких объектов.
45. (1) Тонкие объекты пребывают в Бескачественности (Алинга - бескачественность, бесформие; синоним Прадханы, Первоматерии).
46. (1) Они (Савитарка, Нирвитарка, Сарвичара, Нирвичара) - лишь имеющее семя самадхи ("сабиджа самадхи").
Считается, что семя Вритти остается в бессознательном и может прорасти. Поэтому эти виды Самадхи считаются не окончательными, т.е. обратимыми. - Прим. перев.
47. (1) Нирвичара ("без рассуждения") - дает невозмутимость и спокойствие, прозрачность самого себя.
48. (1) Там (в Нирвичара) истина и знание идентичны.
49. (1) Словесное знание и знание от умозаключений (отличается) от непосредственного знания, проникающего в суть объектов.
50. (1) Впечатления, возникающие (в Самадхи), подавляют все иные впечатления.
51. (1) Подавлением даже этих впечатлений - (в то время как) все (остальные уже) подавлены, (достигается) Нирбиджа Самадхи ("лишенное семени Самадхи").
к началу
2
ЧАСТЬ О САДХАНЕ
1. (2) Аскетизм, изучение (йоги) и делание Ишвары побудителем всех своих поступков - это Крийя-йога (йога очищения).
2. (2) (Эта йога предпринимается) ради ослабления страданий и целью достижения Самадхи.
3. (2) Страдания (таковы): неведение, эгоизм, привязанность, отвращение, любовь к жизни.
4. (2) Неведение - поле для (произрастания) других (видов страдания) - действующих в полную силу, преодоленных или спящих и слабых.
5. (2) Неведение - это принятие невечного, нечистого, болезненного, нечистого "не- Я" за вечное, чистое и радостное (подлинное) "Я" (Атман).
6. (2) Эгоизм - отождествление зрящего с инструментом зрения.
7. (2) Пристрастие - то, что влечет к наслаждениям.
8. (2) Отвращение - следствие страдания.
9. (2) Привязанность к жизни проистекает из самой жизни и укоренилась даже в мудрецах.
10. (2) Эти (5 видов страдания) преодолеваются свертыванием активности и переходят в тонкую (потенциальную) форму.
11. (2) Дхиана (медитация) уничтожает их (5 видов страдания) состояния.
12. (2) Корень страданий, испытываемых в видимых рождениях и в невидимых (иных рождениях) - в намерениях к действиям.
13. (2) Когда существует корень, то это (разные виды страдания) созревает в разных проявлениях жизни то как наслаждение, то как боль.
14. (2) Они (разные проявления жизни) дают плоды: наслаждение и боль, в зависимости от добродетелей или пороков.
15. (2) Для мудрого несомненно все есть страдание - из-за противодействия Гун все впечатления в любых их превращениях болезненны.
16. (2) Страдания, еще не наступившего, можно избежать.
17. (2) Причина избегаемого (страдания) - отождествление зрящего и зримого.
18. (2) Зримое - (служащее) для наслаждения и освобождения - сущность органов чувств (Индрий) и стихий (Бхут). Оно (имеет) свойство устойчивости, активности и проявленности.

19. (2) Делимое (неоднородное) и неделимое (однородное), имеющее признаки и лишенное признаков - 4 состояния Гун.
20. (2) Зрящий - сущность зримого. Он чист (по своей природе), хотя и смотрит (на мир) через наложение (на сознание впечатлений).
21. (2) Сущность зримого - только это.
22. (2) Хотя (зримое) для того, кто достиг цели (освобождения) (как бы) перестает существовать, однако оно не перестает существовать для того, кто еще не достиг, так как имеет общую основу с иными чем он (с еще не достигшими).
Когда Вритти устранены из сознания и оно становится подобным пустому зеркалу, воспринимаемое не создает в нем отпечатков и не изменяет самого "зрящего". Поэтому зримое для того, кто достиг цели как бы перестает существовать. - Прим. перев.
23. (2) Отождествление (зрящего и зримого) - причина (того, что) настоящая природа обладателя и обладаемого (зрящего и зримого) не может быть достигнута.
24. (2) Причина этого (отождествления) - неведение.
25. (2) Когда нет его (неведения) - нет и отождествления. Устранение этого (отождествления зрящего и зримого) - (это) Кайвалья (целостность) зрящего.
26. (2) Средство для устранения (этого) - непрерывно осознавать знание (о нетождественности зрящего и зримого).
27. (2) Его (зрящего) познание (имеет) 7 стадий.
28. (2) Практикой йоги всё нечистое уничтожается, а свет знания (достигает) мудрости понимания.
29. (2) Йама, Нийама, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхиана, Самадхи - восемь ступеней (Йоги).
30. (2) Ненасилие, правдивость, не взятие чужого, отсутствие жадности, половое воздержание - вот правила Йамы.
31. (2) Это - универсальные великие обеты, не ограниченные сословием, местом, временем и обстоятельствами.
32. (2) Чистота, довольствование тем, что есть, самодисциплина, изучение (йоги) и делание Ишвары побудителем всех своих поступков - это Нийама ("соблюдение обетов").
33. (2) Если есть беспокоящие размышления - привыкай к противоположному.
34. (2) Мысли о вреде другому - исполненные, планируемые (либо) одобренные (вследствие) жадности, гнева, невежества порождают бесконечное страдание и неведение независимо от того, будут ли (эти мысли) слабыми, средними или сильными. Культивируй противоположное.
35. (2) В присутствии утвердившего ненасилие всякая вражда прекращается.
36. (2) Когда правдивость утверждена, действия и их плоды зависят (от нее).
37. (2) (У того, кто) утвердил неприсвоение чужого, появляются все богатства.
38. (2) Утверждением полового воздержания появляется сила.
39. (2) Утверждением нежадности узнается процесс рождений (и перевоплощений).
40. (2) От очищения своего тела (возникает) нежелание контактировать с другими (телами).
41. (2) Очищением (своего) бытия (достигается) безмятежность ума, направленность его на одно, овладение своими чувствами и подготовленность к восприятию (своего) "Я" (Атма).
42. (2) Довольством (тем что есть) приобретается высшее счастье.
43. (2) Совершенство тела и чувств (достигается) самодисциплиной (аскетизмом), устраняющей нечистоту.
44. (2) Изучением (йоги) достигается связь с почитаемым божеством.
45. (2) А деланием Ишвары побудителем всех своих действий (достигается) совершенство Самадхи.
46. (2) Асана (поза тела) должна быть устойчива и приятна.
47. (2) Устранение напряжения (тела) (дает) достижение бесконечного.
48. (2) Тогда прекращаются беспокойства от двойственности.
49. (2) Будучи там (в избранной асане), прекращай движение вдоха и выдоха. Это Пранаяма.
50. (2) Проявления (формы) Пранаямы (бывают) внешними, внутренними и неподвижными (вдох, выдох и задержка дыхания). Они (бывают) продолжительными или короткими и количество их регулируется в зависимости от места и времени.
51. (2) Четвертый (вид Пранаямы) выходит за пределы внешней и внутренней областей.
52. (2) Этим разрушается завуалированность света.
53. (2) И ум (Манас) становится причастным к Дхаране (концентрации внимания).
54. (2) Когда чувства следуют естественной природе сознания (Читты) без соединения со своими объектами - (это) Пратьяхара.
55. (2) Из этого (возникает) высочайший контроль над чувствами.
к началу
3
ЧАСТЬ О МОГУЩЕСТВЕ
1. (3) Дхарана (концентрация) - удержание сознания на одном оIъекте.
2. (3) Дхиана (медитация) - непрерывное погружение туда (в объект).
3. (3) Самадхи - пустота собственной природы сияния сущности объекта.
4. (3) Эти три вместе (Дхарана, Дхиана, Самадхи) - Самьяма.
5. (3) Достижение этого - свет знания.



Содержание  Назад  Вперед