Самотождественность объекта


43. (3) Реальная деятельность сознания вне тела называется Великой бестелесной; благодаря ей устраняется препятствие для света.
44. (3) Благодаря санъяме на грубом, на собственной форме, на тонком, на присущем и на целеполагании возникает способность подчинения себе "великих элементов".
45. (3) Как следствие этого - появление способности уменьшаться до размера атома и прочего, телесное совершенство и отсутствие противодействия со стороны свойств "великих элементов".
46. (3) Телесное совершенство - красота, приятность, сила и твердость алмаза.
47. (3) Как следствие санъямы относительно восприятия, собственной сущности, самости, присущности и целеполагания у йогина вырабатывается подчинение органов чувств.
48. (3) А отсюда - быстрота, как у разума, бессубстратный опыт и господство над первопричиной.
49. (3) Способность абсолютного господства над всеми формами существования и способность всеведения возникает только у того, кто обладает знанием различия между саттвой и Пурушей.
50. (3) Как результат полного бесстрастия даже по отношению к этой способности, когда разрушены семена всех дефектов, возникает абсолютное разъединение.
51. (3) В случае приглашения от существ, находящихся на более высоких ступенях бытия, йогин не должен испытывать ни тщеславия, ни радости, так как нежелательная привязанность может появиться вновь.
52. (3) Благодаря санъяме на моментах и их последовательности возникает знание, порожденное различием.
53. (3) Благодаря ему достигается истинное знание двух тождественных объектов, когда нельзя установить их различие относительно родовой характеристики, свойств и положения в пространстве.
54. (3) Озаряющее, всеобъемлющее, всевременное и мгновенно, - таково знание, порожденное различием.
55. (3) При схожести чистоты саттвы и Пуруши возникает абсолютное обособление.
к началу
Глава четвертая
ОБ АБСОЛЮТНОМ ОСВОБОЖДЕНИИ
1. (4) Совершенные способности возникают благодаря соответствующей форме рождения, лекарственным снадобьям, чтению мантр, практике аскетизма и йогическому сосредоточению.
2. (4) Их трансформация в другую форму существования происходит в результате восполнения первопричины.
3. (4) Инструментальная причина не является побудителем производящих причин, но благодаря ей уничтожаются препятствия, как у земледельца при орошении полей.
4. (4) Сотворенные сознания могут возникнуть только из самости.
5. (4) При всем разнообразии их деятельности сознание, которое направляет действие многих, одно.
6. (4) Из этих видов сознания то, что порождено йогическим сосредоточением, не имеет скрытых следов.
7. (4) Карма йогина не белая, не черная; у других же - трех видов.


8. (4) Отсюда проявление только тех бессознательных впечатлений, которые соответствуют созреванию плода своей кармы.
9. (4) Бессознательные впечатления, даже разделенные формой рождения, пространством и временем, находятся в неразрывной связи вследствие однородности памяти и формирующих факторов.
10. (4) И они безначальны, ибо жажда жизни вечна.
11. (4) Поскольку формирование бессознательных впечатлений включает причину, мотив, носителя и внешнюю опору, то при отсутствии таковых эти бессознательные впечатления также отсутствуют.
12. (4) Поскольку качественные определенности различаются по времени, прошлое и будущее пребывают в своей собственной форме.
13. (4) Они суть проявленные или "тонкие" и наделены природой гун.
14. (4) Самотождественность объекта обусловлена единообразием изменений.
15. (4) При самотождественности объекта содержание воспринимающих его сознаний различны; поэтому обе эти реальности относятся к разным сферам.
16. (4) Кроме того, объект не зависит от единичного сознания, ибо, если он почему-либо не может быть познан, то чем же в этом случае он будет.
17. (4) Объект познан или не познан в зависимости от того, воздействует ли он на сознание или не воздействует.
18. (4) Содержания деятельности сознания всегда известны их господину, ибо свойство изменяться к Пуруше не относится.
19. (4) Оно не освещает самое себя по причине свойства быть объектом восприятия.
20. (4) Кроме того, обе они не могут быть познаны в одно и то же время.


21. (4) При допущении, что одно содержание сознания воспринимается другим содержHнием сознания, возникает дурная бесконечность понимания понимания и смешение памяти.
22. (4) Чистая энергия сознания, не передающаяся объектам, познает свой собственный разум, принимая его внешнюю форму.
23. (4) Сознание, окрашенное Зрителем и тем, что воспринимается, становится всеобъектным.
24. (4) Это сознание, хотя и расцвеченное бесчисленными впечатлениями, существует для Другого, поскольку оно выполняет соединяющую функцию.
25. (4) У видящего различие прекращаются все размышления о собственном существовании.
26. (4) Тогда сознание растворяется в различении и тяготеет к абсолютному обособлению.
27. (4) В нем иногда проявляются другие содержания, порожденные формирующими факторами.
28. (4) Избавление от них подобно избавлению от аффектов.
29. (4) У того, кто не привязан и к высшему постижению, вследствие различения всегда возникает йогическое сосредоточение, именуемое "Облако дхармы".
30. (4) Благодаря ему исчезают аффекты и карма.
31. (4) И тогда, при беспредельности знания, освобожденного от всех загрязняющих его препятствий, немногое остается из того, что должно быть познано.
32. (4) В результате этого завершается последовательное изменение гун, осуществивших свою цель.
33. (4) Последовательность, понимаемая как конечный предел изменения, есть противоположность мгновения.
34. (4) Абсолютное освобождение есть полное свертывание гун, более не являющихся объектом для Пуруши; оно же - энергия сознания, пребывающая в самой себе.
ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ
Перевод А.Ригина (1987)
The Yoga-sutras of Patanjali. Sanskrit Text and English Translation by M.N.Dvivedi.
Delhi: Sri Satguru Publication, 1983. - 136 p.
1
ЧАСТЬ О САМАДХИ
1. (1) Вот изложение йоги.
2. (1) Йога есть подавление Вритти (состояний, видоизменений) в Читте (сознании).
3. (1) Тогда "зрящий" пребывает в своей подлинной природе.
4. (1) В другое же время он приобретает природу Вритти (состояний).
5. (1) Вритти - болезненные и не болезненные - бывают пяти видов.
6. (1) Достоверное знание, неразличение (ошибочное знание), заблуждение, сон, воспоминание.
7. (1) Достоверное знание: непосредственное восприятие, вывод, устное свидетельство (знающего).
8. (1) Неразличение (одного от другого): ложное знание, не соответствующее реальной форме.
9. (1) Словесное знание пусто (не имеет реального объекта знания). Это заблуждение.
10. (1) Сон - состояние, опирающееся на отсутствие мысли.
11. (1) Память - переживание точного представления об объекте.
12. (1) Ограничение их (этих 5 видов Вритти) дает практика отрешенности (Вайрагья).
13. (1) Практика - это устойчивая концентрация на этой (отрешенности).
14. (1) Эта (практика) по настоящему почно утверждается (если она совершается) долгое время, непрерывно и со страстным вниманием.
15. (1) Осознание власти над избавлением от жажды к объектам (и привязанности к объектам) - зримым или слышимым - это Вайрагья.
16. (1) Этот высочайший, называемый Пуруша, не испытывает жажды (желаний) к качествам объектов.
17. (1) Рассуждение, обдумывание, радость и самосознание, постигающее отныне все формы - это Сампраджнята (Самадхи).
18. (1) Практика прекращения мышления, (когда сохраняется) только наполненность остаточными впечатлениями (Санскарами) - это иное (Асампраджнята самадхи).
19. (1) Растворение всего себя в реальности (Пракритилайя) - это Бхава-пратьяя (самадхи познания бытия, 1 вид Асампраджнята Самадхи; 2 вид - Упайяпратьяя Самадхи, познание самого себя как зрящего).
20. (1) В другом случае это Самадхи (достигается) наполнением знанием, верой, силой, памятью.
21. (1) При строгой суровой практике (успех) приходит быстро.
22. (1) Но даже и при умеренной или средней (практике) результат - тот же, что и при наивысших усилиях.
23. (1) Либо отдача всего себя Ишваре (и делание Ишвары побудителем всех своих поступков).
24. (1) Там (в Ишваре) - наивысшее всезнание.
25. (1) Ишвара - особый Пуруша, не затронутый страданиями, судьбой и их последствиями.
26. (1) Этот Ишвара, не ограниченный во времени - учитель самых древних/учителей/
27. (1) Его символ - слог "ОМ"
28. (1) Представление о его (Ишвары) сути дает делание "джапа" (повторение слога ОМ).
29. (1) Так приходит способность к само созерцанию и разрушение всех внутренних помех.
30. (1) Эти помехи: болезни, лень, сомнения, невнимательность, сон разума, приземленность интересов, ложное восприятие, недостаточная сосредоточенность, отступление от достигнутого, рассеянность сознания.



Содержание раздела