Момент остановки связан с сознанием.


9. Изменение сознания на стадии остановки, связанное с сознанием в моменты прекращения его деятельности, есть не что иное, как ослабление активных санскар и появление санскар в подавленном состоянии 1.
Активно проявляющиеся санскары, или формирующие факторы, есть качественно-определенные состояния сознания (психики); по своей сущности они не являются познавательными актами и потому не могут быть остановлены при прекращении познавательных актов 2. Подавленные (букв. "остановленные". - Пер.) санскары также есть качественно-определенные состояния сознания. Их ослабление и появление 3 означает, чтоактивно действующие санскары идут на убыль, а вместо них обретаются "остановленные" санскары. Момент остановки нераздельно связан с сознанием.
Такое чередование санскар, происходящее каждый момент в данном сознании, и есть изменение сознания на стадии остановки. Тогда в сознании остаются одни лишь санскары, или формирующие факторы. Это было объяснено ранее в связи с сосредоточением, достигаемым пи прекращении деятельности сознания 4.
10. Его спокойное течение достигается благодаря санскаре.
Спокойное течение сознания 1 возникает в зависимости от искусности "работы" с санскарами в "остановленном" состоянии, или, как сказано в сутре, "благодаря санскаре". При ослаблении таких санскар санскара, тяготеющая к остановке, подавляется той, что наделена свойством активного проявления 2.
11. Изменение сосредоточения есть прекращение многонаправленности сознания и возникновение его однонаправленности 1.
Направленность на все объекты есть свойство сознания; однонаправленность также есть свойство сознания. Прекращение многонаправленности означает ее постепенное исчезновение. Возникновение однонаправленности, или концентрация сознания, есть ее появление, - таков смысл сутры.
Сознание выступает носителем обоих этих свойств. И так это сознание, сопровождаемое обоими свойствами - исчезновением многонаправленности и возникновением однонаправленности, - являющимися самой его сущностью, достигает сосредоточенности 2. Это и есть изменение/развитие сосредоточения сознания 3.
12. И, наконец, изменение однонаправленности сознания - это тождественность прошедших и возникших познавательных содержаний.
Прошлое, то есть предшествующее, содержание сконцентрированного сознания 1 называется успокоенным 2, а следующее за ним и тождественное ему содержание называется возникшим 3. Сознание в состоянии сосредоточения неразрывно связано с обоими типами познавательных содержаний, и так продолжается до тех пор, пока не наступает прекращение сосредоточения 4. В действительности это и есть изменение/развитие однонаправленности сознания как носителя качественно-определенных состояний 5.
13. Тем самым объяснены изменения качественной определенности, отличительных признаков и условий существования элементов и органов чувств.
Это следует понимать в том смысле, что тем самым, то есть посредством объясненного ранее изменения сознания в форме качественной определенности 1, отличительных признаков и условий существования, объяснены также и изменения качественной определенности, отличительных признаков и условий существования элементов и органов чувств 2.
Здесь изменение качественной определенности и изменение отличительных признаков в субстрате-носителе, то есть в сознании, есть ослабление качеств в активном состоянии и проявление их в "остановленном" состоянии. Остановка, или прекращение развертывания, имеет три отличительных признака, будучи связанной с тремя формами времени. И действительно, она понимается как отличительный признак, который существует в настоящий момент и который, уже потеряв первую временную форму - войство будущего, не выходит за пределы своей качественной определенности 3. То, в чем происходит ее проявление через внутреннюю сущность, и есть ее вторая временная форма.

Тем не менее она не лишена связи с прошлым и будущим отличительными признаками.
Аналогичным образом активное проявление состояний сознания также имеет три отличительных признака, будучи связанным с тремя формами времени. Оно, проявление, обрело прошлый отличительный признак, утратив признак, существующий в настоящий момент, и не выходит за пределы своей качественной определенности. Это - его третья временная форма, но оно не лишено связи с будущим и настоящим отличительными признаками.

Точно так же и возникающее активное проявление состояний сознания, утратив свой будущий отличительный признак и не выходя за пределы собственной качественной определенности, обретает настоящий отличительный признак, при котором оно и реализует свою функцию, выступая в собственной форме. Это - его вторая временная форма, но она тоже не лишена связи с прошлым и будущим отличительными признаками. И так происходит его изменение - то остановка сознания, то опять его активное проявление.
Таким же образом следует понимать и изменение условий существования: в моменты остановки деятельности сознания санскары остановки усиливаются, а санскары активного проявления ослабевают. Это и есть изменение условий существования качественно-определенных состояний.
Здесь изменение субстрата-носителя происходит через качественно-определенные состояния, изменение качественно-определенных состояний, характеризующихся тремя формами времени, - через отличительные признаки, а изменение отличительных признаков - через условия существования. Иными словами, вследствие изменения качественно-определенных состояний, отличительных признаков и условий существования развертывание гун не прекращается ни на мгновение, ибо это развертывание есть вечное движение 4.
Но как было сказано, причина деятельности гун - их собственная природа. Под этим следует понимать три вида изменения в "великих элементах" и органах чувств, поскольку существует различие между качественно-определенным состоянием и его носителем-субстратом. Однако в высшем смысле есть только одно изменение, так как дхарма, то есть качественно-определенное состояние, - не что иное, как собственная форма носителя-субстрата, и через дхарму проявляется лишь определенная модификация носителя.

При этом в носителе-субстрате происходит только изменение формы существования наличной, то есть присутствующей в настоящий момент, дхармы относительно прошлого, будущего и настоящего модусов времени, а не изменение самой субстанции. Это подобно тому случаю, когда, разбив золотой сосуд, превращают его затем в нечто иное, но при этом изменяется не золото, а лишь форма его существования 5.
- Другой, то есть оппонент, говорит: носитель не есть что-то существующее помимо дхарм, поскольку он не выходит за пределы реальной сущности своих качественно-определенных состояний. Если бы он был чем-то, присутствующим во всех своих определенных состояниях, но отличным от них, то он являл бы собой нечто абсолютно неизменное, хотя и связанное со своими предшествующими и последующими состояниями.
- Это не доказывает ошибочность наших рассуждений.
- Почему?
- Потому что нельзя прийти к абсолютно однозначному выводу. Так, этот тройственный мир теряет свои индивидуальные формы проявления, поскольку отрицается его вечность. Но и при их отсутствии он существует, поскольку отрицается его уничтожение.

Его "тонкая" форма существования обусловлена слиянием гун, а по причине слияния его "тонкость" не воспринимаема.
Качественная определенность в изменении отличительных признаков присутствует во всех трех формах времени. Она называется прошлой, когда она связана с прошлым отличительным
признаком и не лишена связи с будущим и настоящим отличительными признаками. Соответственно она называется будущей, когда она связана с будущим отличительным признаком и не лишена связи с настоящим и прошлым отличительными признаками. Аналогичным образом она - настоящая, то есть существующая в данный момент, когда она связана с настоящим отличительным признаком и не лишена связи с прошлым и будущим отличительными признаками, подобно тому как мужчина, испытывающий влечение к одной женщине, не свободен от влечения к остальным женщинам.
Однако другие находят ошибку в этом рассуждении: в случае изменения отличительного признака ввиду связи каждого признака со всеми отличительными признаками происходит смешение форм времени.
Опровержение этого возражения заключается в следующем. Свойство дхарм быть качественной определенностью не требует доказательства. При существовании качественной определенности необходимо рассмотреть также и различие отличительных признаков. Их качественная определенность не относится только к настоящему времени.

Если бы это было так, то сознание не могло бы обладать свойством страстного влечения, поскольку во время гнева оно не проявлялось бы. Более того, невозможно, чтобы три разновременных отличительных признака были бы свойственны одному индивиду одновременно. Однако они могут возникнуть во временной последовательности благодаря действию проявляющей их причины.

Как было сказано ранее, высокоинтенсивные формы и действия противостоят друг другу, но обычные формы и действия сосуществуют с интенсивными. Поэтому смешения времени не происходит. Например, когда страсть активно направлена только на определенный объект, нельзя сказать, что она отсутствует в это время по отношению к другим объектам. Она по-прежнему существует, но лишь в обычной форме.

Таким образом, она существует тогда и по отношению к ним. То же самое можно сказать и об отличительном признаке.



Содержание  Назад  Вперед