Санъяма на пяти элементах


Далее, это множество - двух видов. Первый представляет собой целое, части которого существуют как отдельные друг от друга; второй - такое целое, части которого существуют как нераздельные 3. Множество, части которого существуют по отдельности, - это, например, роща или собрание; второй вид множества - целое, части которого существуют в нераздельности, например тело, дерево, атом. Все они обладают природой общего и единичного и представляют собой целостность, состоящую из разных частей, которые связаны между собой нераздельным образом. То же самое относится и ко всем танматрам.

Таков третий аспект "великих элементов".
Теперь относительно их четвертого аспекта. Гуны, обладающие тенденцией к различению, действию и сохранению состояния и соответствующие внутренней сущности своих следствий, называются "присущими".
И наконец, пятый аспект этих "великих элементов" - "свойство обладать целью". Свойство иметь своей целью опыт и освобождение присуще гунам, а гуны реализуют себя через танматры, "великие элементы" и их производные, то есть эмпирические объекты. Таким образом, все оказывается наделенным целью.
Итак, благодаря санъяме на этих пяти элементах, обладающих указанными аспектами, возникает видение собственной формы того или иного объекта и полное господство над ним. И тогда, подчинив себе собственную форму пяти элементов, йогин становится "победителем "великих элементов"" 4. В результате их подчинения внутренние потенции элементов становятся подвластными его воле, словно коровы, следующие за телятами.
45. Как следствие этого - появление способности уменьшаться до размера атома и прочего, телесное совершенство и отсутствие противодействия со стороны свойств "великих элементов".
Из этих 1 восьми совершенных способностей уменьшение есть обретение размера атома; легкость - когда йогин становится невесомым; увеличение - когда он достигает огромного размера; приращение - когда йогин касается луны кончиками одних лишь пальцев; всепреодолевающая воля - это стремление, не встречающее препятствий, когда, например, он входит в толщу земли и проходит сквозь нее, как если бы она была водой; господство - когда йогин контролирует "великие элементы" и производные от них объекты и не подвержен контролю со стороны других; владычество - когда йогин управляет их возникновением, разрушением и соединением; осуществимость всего желаемого есть свойство полного осуществления задуманного: каково намерение - таково и состояние "великих элементов".
Однако йогин не изменяет ход вещей на противоположный, хотя и обладает такой способностью.
- Почему?
- Потому что все существующее установлено именно таким образом в соответствии с намерением другого - Изначально совершенного 2.
Таковы восемь могущественных способностей.
"Телесное совершенство" объясняется ниже. Оно, то есть тело, "не испытывает противодействия со стороны свойств "великих элементов"". Земля, обладающая свойством твердости, не препятствует деятельности тела и органов йогина, - он проходит даже сквозь скалу. Вода, чье свойство - вязкость, не может его омочить, огонь не опаляет его своим жаром, а ветер, чье свойство - движение, его не уносит.

Даже в акаше, чья сущность - отсутствие препятствий, тело йогина делается сокрытым, так что и совершенные (сиддхи) не могут его узреть.
46. Телесное совершенство - красота, приятность, сила и твердость алмаза.
Поясняется так: тело йогина приятно для взгляда, наделено невероятной силой и крепко, как алмаз.
47. Как следствие санъямы относительно восприятия, собственной сущности, самости, присущности и целеполагания у йогина вырабатывается подчинение органов чувств.
Чувственные объекты - звук и прочее - по своей природе не что иное, как единство общего и особенного. Восприятие - это действие органов чувств по отношению к таким объектам.
Оно, однако, по своей форме не есть проявление (букв. "схватывание". - Пер.) только общего, ибо как в противном случае может осознаваться разумом объект, не увиденный органом зрения?
Далее, собственная форма есть совокупность различных частей, неразрывно связанных друг с другом. В данном случае это совокупность, относящаяся к саттве разума (буддхи), внутренняя сущность которой - ясность. Орган чувства и есть такая субстанция.

Их третий аспект - индивидуация как свойство самости. Органы чувств суть особенные проявления этого общего.
Четвертый аспект - это гуны, то есть базовые качества, обладающие природой отражения и предрасположенные к ясности (саттва), действию (раджас) и сохранению состояния (тамас). Органы чувств вкупе с их индивидуациями есть результат преобразования этих гун.
Пятый аспект, который обнаруживается в гунах, - их свойство служить цели Пуруши.
Санъяма последовательно практикуется относительно каждого из пяти аспектов органов чувств. Вследствие полного контроля над каждым из этих пяти аспектов у йогина и возникает способность подчинения органов чувств.
48. А отсюда - быстрота, как у разума, бессубстратный опыт и господство над первопричиной.
Быстрота, как у разума (манаса), - это обретение высочайшей телесной подвижности.
Бессубстратный опыт 1 - обретение способности к невоплощенной деятельности органов чувств относительно любого желаемого пространства, времени и чувственного объекта.
Господство над первопричиной есть способность полностью контролировать все видоизменения пракрити.
Эти три совершенных способности именуются "медоволицые" 2. Они появляются в результате полного господства над внутренней формой пяти субстратов органов чувств.
49. Способность абсолютного господства над всеми формами существования и способность всеведения возникает только у того, кто обладает знанием различия между саттвой и Пурушей.
Способность абсолютного господства над всеми формами существования возникает лишь у того, кто утвердил себя в знании различия между саттвой и Пурушей, кто пребывает в высшем осознании господства и у кого саттва разума, очищенная от малейшей примеси раджаса и тамаса, обладает высшей степенью ясности. Это означает, что гуны, выступающие внутренней сущностью всего, гуны, которые по своей природе есть то, что определяет, и то, что определяется, выступают в своей целостности как совокупность всего видимого "Господину, познающему поле".
Способность всеведения - это одномоментное, порожденное различением интуитивное знание гун, которые - сущность всего и упорядочены в соответствии со свойствами пребывания в состоянии покоя, волнения или неопределенности, невыразимости в словах.
Таков смысл настоящей сутры.
Это и есть совершенная способность, именуемая беспечальной; обретя ее, йогин пребывает в состоянии всеведения, устраненных аффективных препятствий, могущества.
50. Как результат полного бесстрастия даже по отношению к этой способности, когда разрушены семена всех дефектов, возникает абсолютное разъединение.
Когда при устранении аффектов и кармы у такого йогина наступает мгновенное прозрение - "эта различающая способность сознания есть свойство саттвы, а саттва относится к области того, что должно быть отброшено, ибо Пуруша не подвержен изменению, изначально чист и (соответственно есть иное, нежели саттва", - у него, более не испытывающего привязанности к этому интеллектуальному различению, все семена дефектов, которые уже не способны плодоносить, как не способны плодоносить семена риса, прокаленные на огне, прекращают свое существование вместе с разумом (манасом) в качестве мирского инструмента. При их уничтожении Пуруша более не испытывает тройственного страдания. И тогда, в условиях обратной эволюции гун, отраженных в разуме посредством (соответствующей формы созревания кармы и аффектов и осуществивших свою цель, происходит полное отъединение Пуруши от гун, то есть его абсолютное освобождение.

В этом случае Пуруша есть не что иное, как энергия сознания, пребывающая в самой себе.
57. В случае приглашения от существ, находящихся на более высоких ступенях бытия, йогин не должен испытывать ни тщеславия, ни радости, так как нежелательная привязанность может появиться вновь.
Действительно, существует четыре типа таких йогинов: "избравшие лучший образ жизни", "находящиеся на сладостной ступени", "наделенные светом мудрости" и "вышедшие за пределы того, что следует культивировать" 1. Из них к первому типу принадлежит йогин, полностью посвятивший себя психотехнической практике; для него свет мудрости только проявился. Второй тип - "тот, кто обладает мудростью, несущей истину". Третий - тот, кто подчинил себе "великие элементы" и органы чувств и овладел способами сохранения всего, что было достигнуто вследствие йогической практики и что еще должно быть достигнуто. Он в совершенстве владеет методами реализации того, что уже было сделано и что еще предстоит сделать, и прочим. К четвертому типу относится тот, кто вышел за пределы всего, что следует культивировать.

Его единственная цель - растворение сознания в первопричине, и мудрость его, устремленная к высшей ступени сосредоточения, - семи видов.



Содержание  Назад  Вперед