Ошибка заключения о неизменности характеристик


Три формы времени характеризуют не носитель-субстрат, они характеризуют дхармы, или качественные определенности, которые могут быть проявленными или непроявленными. Когда они проявлены, они, обретя то или иное состояние, определяются соответственно их различиям; иными словами, они различаются своими состояниями, или условиями существования, но не субстанциально. Так, единица в позиции сотен означает сто, в позиции десяток - десять, а в позиции единиц - единицу.

Точно так же одна и та же женщина называется и матерью, и дочерью, и сестрой.
Некоторые говорят, что при допущении изменения состояний возникает ошибка заключения о неизменности всех характеристик.
- Каким образом?
- В силу того, что формы времени оказываются разделенными по принципу деятельности: когда дхарма не выполняет свою функцию, тогда она - будущая, когда выполняет, тогда она - настоящая; когда, выполнив свою функцию, дхарма перестала существовать, тогда она - прошлая. Таким образом, возникает представление о неизменности качественно-определенных состояний, их носителя, отличительных признаков и условий существования. Другие и называют это ошибкой.

Но в действительности ошибки здесь нет.
- Почему?
- Вследствие многообразия способов взаимодействия гун даже при вечности их носителя. Подобно тому как индивидуальная форма есть не что иное, как имеющая начало и конец качественная определенность звука и прочего, обусловленных неуничтожимыми Гунами, так и линга (знак) есть лишь имеющая начало и конец качественная определенность неуничтожимых гун - саттвы и других. Представление о трансформации и относится к такой качественной определенности.
Здесь можно привести следующий пример. В процессе изготовления горшка глина, то есть субстанция, вследствие принятия конкретной формы шара переходит из своей качественной опредMленности в иную качественную определенность. Это - трансформация качественной определенности.

Форма горшка, утратив свой будущий отличительный признак, обретает отличительный признак, наличествующий в настоящий момент. Это - трансформация отличительного признака. Горшок, каждое мгновение представая в опыте как новый или старый, демонстрирует трансформацию состояний, или условий, существования.
Другая качественная определенность есть состояние субстрата-носителя, а другой отличительный признак - состояние качественной определенности. Таким образом, подобные различения демонстрируют в конечном счете лишь трансформацию одной и той же субстанции. Аналогичным образом следует рассматривать и иные категории 6.
Эти трансформации качественной определенности, отличительных признаков и состояний не выходят за пределы собственной сущности носителя, то есть субстанции; иначе говоря, существует только одна трансформация, которой подвержены все эти конкретные характеристики.
Итак, что же такое трансформация, или изменение? Изменение - это возникновение новой качественной определенности при исчезновении прежней качественной определенности субстанции, которая остается постоянной. Здесь
14. носитель, то есть субстанция, последовательно выступает как исчерпавшая себя, наличная или невыразимая качественная определенность.
Дхарма, или качественная определенность, есть не что иное, как способность (букв. "энергия". - Пер.) носителя, ограниченная конкретной областью применения. И она обладает реальным бытием, выводимым логически из различных производимых ею следствий, которые воспринимаются как та или иная конкретная форма одной и той же субстанции. При этом настоящая, то есть имеющаяся в данный момент, дхарма - та, которая представлена в опыте как осуществляющая собственную деятельность 1; она отлична от других дхарм - "успокоенных", то есть исчерпавших себя, или "невыразимых", то есть тех, которые не могут быть определены.
- Но когда она выступает как общее, присущее всем этим состояниям, тогда что она такое и чем отличается от других дхарм - ведь в таком случае она характеризуется лишь свойством быть собственной формой носителя, то есть субстанции?
- Здесь, действительно, существуют только три качественные определенности носителя: исчерпавшие себя, появившиеся и "невыразимые". Исчерпавшие себя - это те, которые, выполнив свою функцию, перестали существовать; появившиеся - это те, которые осуществляют свою деятельность, и они непосредственно предшествуют своему будущему отличительному признаку. Прошлые - те, которые предшествуют настоящему.

- Почему настоящие дхармы не предшествуют непосредственно прошлой качественной определенности?
- Потому что здесь отсутствует отношение предшествования и следования, которое существует между будущим и настоящим 2. В случае с прошедшим это не так. Поэтому нет ничего, что непосредственно предшествует прошлому. Отсюда вытекает, что именно будущее следует непосредственно за настоящим.
Далее, что такое "невыразимое"?
- Все, что содержится во всем. В этой связи было сказано:
"Всепроникающие соки и прочее как продукты трансформации элементов воды и земли обнаруживаются в неподвижных растениях. Аналогичным образом то, что трансформируется в растениях, обнаруживается и в животных, а то, что трансформируется в животных, обнаруживается в растениях. И так, из-за нераздельности родовой сущности, "все содержится во всем", однако в силу связи с пространством, временем, индивидуальной формой и условиями существования дхармы, разумеется, не проявляют себя одновременно.

То, что присутствует во всех этих проявленных и непроявленных качественных определенностях, будучи по своей природе и общим и специфическим, есть носитель, то есть субстрат, нераздельно связанный с дхармами".
Однако для того, кто утверждает, что весь этот мир есть лишь дхармы, не связанные с какой-либо субстанцией, никакой опыт невозможен.
- Почему?
- Спросим: как сознание одного субъекта опыта может считаться ответственным за действие, совершенное другим сознанием ? Кроме того, в таком случае не существовало бы и памяти, ибо не может один припомнить то, что было увидено другим. Из узнавания реального объекта, воспринимавшегося в прошлом опыте, можно заключить о существовании устойчивого самотождественного субстрата, принимающего различные качественно-определенные состояния. Следовательно, нельзя согласиться с тем, что весь этот мир есть лишь дхармы, не связанные с какой-либо субстанцией 4.
15. Различие последовательности есть основание для различия стадий изменения.
Если принять точку зрения, что существует только одно изменение одного и того же субстрата, то в таком случае различие в последовательности его состояний становится основанием/причиной для различения стадий его изменения. Так, глина в форме порошка, глина в форме комка, глина в форме горшка, глина в форме чаши, глина в форме черепков есть последовательность состояний субстрата. То качественно-определенное состояние, которое непосредственно предшествует другому качественно-определенному состоянию, есть основание последовательности. Ком глины исчезает, появляется горшок, - это последовательность изменения качественно-определенного состояния.

Последовательность изменения отличительного признака - это последовательность возникновения наличного существования горшка из еще не проявленного, то есть будущего, существования горшка. Подобным же образом прошлое существование кома глины из его наличного существования также представляет собой последовательность.
Для прошлого, однако, никакой последовательности не существует.
- Почему?
- Непосредственное предшествование наблюдается только в отношении раньше - позже. Для прошлого же его нет. Поэтому временная последовательность существует лишь для двух отличительных признаков.
Такова же и последовательность изменения условий существования. Так, свойство старения обнаруживается уже в первый момент возникновения нового горшка. И это старение проявляется в последовательности сменяющих друг друга моментов, пока не наступит последняя стадия существования горшка.

Таким образом, этот третий вид изменения отличен от изменения качественно-определенных состояний и признаков.
Все эти последовательности обретают свою форму при различии между качественной определенностью и ее носителем 1. Качественная определенность может также выступать в роли носителя по отношению к собственной форме другой качественной определенности. Однако когда носитель рассматривается в абсолютном смысле без различения его свойств, при таком подходе этот же самый носитель может быть назван качественной определенностью, то есть дхармой. Тогда упомянутая выше последовательность выступает в сознании именно как единичное.
Существуют два качественно-определенных состояния сознания: воспринимаемые и невоспринимаемые. Из них воспринимаемые имеют своей сущностью познавательные акты, а невоспринимаемые - только психическую реальность 2. Насчитывается лишь семь таких невоспринимаемых свойств сознания, истинное существование которых в качестве реальных сущностей установлено посредством умозаключения. Прекращение развертывания сознания, дхарма, формирующие факторы, изменение, а также жизнеспособность, усилие сознания и потенциальная энергия аффектов суть качественные определенности сознания, которые не могут быть увидены 3.



Содержание  Назад  Вперед