Карма -двух видов


В данном случае познаются лишь психические образы, но не их объекты.
21. Благодаря самьяме над цвето-формой тела (кая-рупа) с прекращением в результате этого способности ее восприятия при отсутствии контакта органа зрения со светом - невидимость тела йогина.
"Ее" - то есть цвето-формы тела.
22. Карма -двух видов: приносящая плоды скоро и медленно; благодаря самьяме над этим - знание о времени кончины. Или же это знание достигается посредством самьямы над предзнаменованиями смерти.
23. Благодаря самьяме над доброжелательностью и т. д. приобретается необычная сила доброжелательности и т. д..
См. I, 33. Самьяма возможна над доброжелательностью (майтри), состраданием (каруна) и сорадованием (мудита).

Не является объектом самьямы нейтрально-объективное отношение (упекша).
24. Благодаря самьяме над силами - сила слона и т. п..
25. Благодаря применению света сверхчувственных способностей - знание о тонком, скрытом и чрезвычайно удаленном.
Тонкое (сукшма) - обладающее микроскопическими размерами, скрытое (вьява-хита) - например, находящееся за стеной, удаленное (випракришта) - не доступное из-за огромного расстояния обычным органам чувств.
26. Благодаря самьяме над "солнцем"- знание миров вселенной.
27. Благодаря самьяме над "луной" - знание созвездий.
28. Благодаря самьяме над полярной звездой знание движений звезд.
В этих трех афоризмах говорится о способах познания психокосмоса. Солнце, луна, полярная звезда - символические названия, а не физические объекты.
29. Благодаря самьяме над набхи-чакрой - знание строения тела.
"Набхи:чакра" - пупочная чакра, то есть элемент тонкого тела, расположенный в области пупка. Основные "соки тела": воздух ветер, желчь, флегма. Семь компонентов тела (дхату) - кожа, кровь, мясо, сухожилия, кости, мозги и семя.
30. Благодаря самьяме над углублением горла прекращение голода и жажды.
31. Благодаря самьяме над курма-нади устойчивость (стхарьям).
Курма-нади - элемент тонкого тела в области груди.
32. Благодаря самьяме над светом на макушке головы - видение сиддхов.
В черепе есть небольшое отверстие, через которое эманирует особый вид света, сияния. Благодаря самьяме над ним возникает способность видеть "совершенных существ" (дэвы, божества), которые часто пересекают пространство между землей и небом.
33. Или все познается благодаря пратибхе.
Пратибха, или тарака (см. III, 54), - начальный аспект "различающего знания" (III, 52, 54). Она подобна свету, освещающему все перед восходом солнца.
34. Благодаря самьяме над сердцем - осознание читты.
Самьяма над "лотосом сердца" дает постижение функций читты (см. I, 2 и далее).
35. Опыт является результатом способа восприятия познания (пратьяя), при котором не различаются абсолютно отличные друг от друга саттва и пуруша; опыт существует "для другого". Благодаря самьяме над тем, что является целью для самого себя - постижение пуруши.
Опыт (бхога) страданий и наслаждений вообще возможен только тогда, когда буддхи (саттва) отождествляется с пурушей. Опыт, эмпирическая жизнь, существует для другого, то есть для пуруши. Благодаря самьяме над тем, что существует "само для себя" (пуруша), постигается пуруша.
36. В результате этого возникают пратибха и сверхобычные восприятия: слуховые, осязательные, зрительные, вкусовые и обонятельные.
О пратибхе см. III, 33. В результате постижения пуруши необычные способности возникают непроизвольно, без специальной самьямы.

Познаются тонкие, скрытые и чрезвычайно удаленные объекты, не доступные обычному чувственному восприятию; постигается прошлое и будущее (ср. III, 25).
37. Они - препятствия для самадхи, но совершенства при несосредоточенном состоянии (вьюттхана).
Сверхъестественные способности отвлекают сосредоточенный ум (самахита-читта) от главной цели - реализации асампраджнята-самадхи. Но для несосредоточенного ума (вьюттхита-читта) они могут считаться достижениями, поскольку способствуют концентрации.
38. Вследствие ослабления причины связанности кармой и познания способа перемещения читты вхождение читты в другое тело.
Несосредоточенный ум неразрывно связан с телом. Благодаря силе концентрации (самадхи-балат) ослабевают узы кармы и познаются "способы передвижения ума" (сва-читтасья прачара-сам-ведана). В результате йогин может отделить психику вместе с индриями от своего тела и "вселить" ее в тело другого существа.


39. Вследствие овладения уданой благодаря самьяме - несоприкосновение с водой, грязью, колючками и т. д., также способность произвольного выхода из тела.
Удана - одна из пяти основных пран, наряду с праной, саманой, апаной и вьяной. Праны - формы жизнедеятельности организма, каждая из пран выполняет определенные функции. Выход из тела - то есть произвольная смерть.
40. Вследствие овладения саманой - сияние тела.
Вокруг тела появляется сияющая аура.
41. Благодаря самьяме над связью органа слуха и пространства (акаша) - божественный слух (дивьям шротрам).
42. Благодаря самьяме над связью тела и пространства и концентрации на легкости хлопка - перемещение в пространстве.
Йогин становится чрезвычайно легким и может идти по паутине, воде и передвигаться по воздуху.
43. Состояние ума, не обусловленное извне (бахир-акальпита-вритти), есть "великое бестелесное" (маха-видеха). Благодаря самьяме на нем - уничтожение "скрывающего свет".
Ум, освободившись от тела, достигает глубокой сосредоточенности на внешнем объекте; это называется "великой бестелесной сосредоточенностью". Это - средство вхождения ума в другое тело, а также средство устранения "того, что загораживает свет" (пракаша-аварана), то есть клеш, кармы и пр., обусловленного раджасом и тамасом (ср. II, 52; III, 38, 39).
44. Благодаря самьяме над "грубым" (стхула), "собственной природой" (сварупа), "тонким" (сукшма), "связью" (анвая) и над "обладающим целью" (артха-ваттва) господство над элементами (бхута).
Элементы - это акаша ("пространство"), "воздух" и т. д. Самьяма над их различными аспектами ("грубое" и пр.) - они подробно описываются Вьясой - вызывает их подчинение воле йогина. Элементы суть модификации гун и служат обретению опыта и достижению освобождения (апаварга).
45. В результате этого - проявление анимы и других (маха-сиддх), совершенства тела и невоздействие на него качеств элементов.
Вследствие "господства над элементами" возникает несколько "великих сверхъестественных сил": анима способность уменьшаться до размеров атома (ану), махима способность увеличивать свои размеры, лагхима - способность уменьшать свой вес и т. д. Йогин обретает также способность проникать даже сквозь твердые тела, не гореть в огне и пр.
46. Красота, грация, сила и алмазная твердость совершенства тела.
47. Благодаря самьяме над процессом восприятия, "собственной природой" (сварупа), "эго", "связью" (анвая) и над "обладающим целью" (артхаваттва) - господство над индриями.
Ср. III, 44.
48. В результате этого - быстрота перемещения тела, подобная быстроте мысли, бестелесное восприятие и господство над прадханой.
Йогин может передвигаться в пространстве с невообразимой скоростью. Он также обретает способность воспринимать любой объект в любом месте и времени, даже если его тело не находится там. Господство над прадханой - власть над всеми проявлениями пракрити (сарва-пракрити-викара- ващитвам).
49. Лишь у постигшего благодаря самьяме различие между саттвой и пурушей - всемогущество и всезнание.
Когда буддхи (саттва), освободившись от влияния раджаса и тамаса, достигает чистоты, ясности, Йогин упрочивается в знании различия между буддхи и пурушей и обретает "власть над всеми фазами существования" (сарва-бхава-адхиштрит-вам), то есть все проявления гун в их бесконечном разнообразии становятся доступными его умственному взору. Всезнание означает одновременное (акрамам) знание вездесущих гун в их прошлом, настоящем и будущем. Это называется также "знанием-рожденным-из-различения" (вивека-джа джнянам).

Это - высшая форма существования буддхи. Достигнув этой стадии, йогин становится всезнающим и свободным от клеш (ср. III, 33, 36).
50. В результате бесстрастия даже относительно этого, при уничтожении семян скверн (доша) достигается кайвалья.
Достигнув стадии, описанной выше, йогин постигает, что различающее знание принадлежит буддхи и поэтому должно быть превзойдено с целью постижения пуруши. И он теряет привязанность даже к этому саттвическому знанию. В результате исчезает всякое страдание и его причины. И тогда гуны, выполнив свое назначение, возвращаются в непроявленное состояние - происходит полное отделение (вийога) их от пуруши. Это и есть кайвалья.

В этом состоянии пуруша пребывает в своей истинной природе (сварупа), и есть лишь абсолютное сознание (чити-шакти).



Содержание раздела