Различающее знание освобождающе


51. При искушениях со стороны существ, обитающих в высших сферах, пусть не будет контакта санга и гордости (самодовольства), ибо возможны нежелательные последствия.
Заметив необычные достижения йогина, божества (дэвы), обитающие в высших сферах, пытаются соблазнить его различными благами: наслаждениями, бессмертием и т.д. Йогин, однако, размышляет над суетностью всего этого: "Горя в пламени самсары, я обрел свет йоги, устраняющий тьму и страдание. То, что мне обещают, противоположно этому свету.

Почему же я должен снова обманывать себя призрачными удовольствиями и превращаться в топливо для огня самсары? Разве могут эти удовольствия сделать меня поистине (по-настоящему) счастливым?" Йогин не должен также испытывать чувство гордости из-за того, что к нему обращаются высшие существа. Отказавшись от соблазнов и привязанностей, он продолжает духовную практику.
52. Благодаря самьяме над моментами и их последовательной цепью возникает различающее знание (вивека-джа джнянам).
Момент (кшана) - это "атом", или квант времени, подобно тому, как "ану" - атом, квант пространства. Момент нельзя разделить на нечто более мелкое. Поток моментов есть "последовательная цепь, ряд".

Однако понятие времени как единства прошедшего, настоящего и будущего не является реальным, это лишь пустое понятие, словесное знание, лишенное реальности (см. I, 9). Но обычному уму время представляется чем-то реальным.

Два момента не могут существовать одновременно. Настоящее - это только один-единственный момент, в котором не присутствуют прошлое и будущее, являющиеся лишь понятиями. Благодаря самьяме над моментами и их последовательным течением йогин постигает иллюзорную природу времени и в результате возникает различающее знание, сущность которого - постижение того, что природа вселенной преходяща, постоянно-изменчива.
53. Если вещи (объекты) не отличаются друг от друга по роду (джати), признакам (лакшана) и положению (деша) и потому кажутся одинаковыми, они могут быть отличаемы друг от друга различающим знанием.
Различающему знанию доступны мельчайшие различия между объектами даже при тождестве их основных характеристик.
54. Различающее знание освобождающе (таракам) и мгновенно охватывает все объекты во всех отношениях.
Ср. III, 33. "Таракам" (букв, "освобождающее, спасающее"- от уз неведения) - особый вид интуитивного знания. "Все-объектность" (сарва-вишаям) означает, что этому знанию доступны все объекты без исключения; "во всех отношениях" означает, что прошлое, настоящее и будущее находятся также в его сфере. "Мгновенность" означает, что все объекты охватываются знанием в течение одного момента. Такое различающее знание совершенно (парипурнам).
55. При равной чистоте саттвы и пуруши - кайвалья.
Когда буддхи (саттва) становится совершенно чистым, то есть свободным от проявлений тамаса и раджаса, когда семена клеш уничтожены, буддхи становится как бы равным пуруше и перестает функционировать. Тогда пуруша пребывает в своей истинной природе (сварупа). Это и есть кайвалья.
IV. ГЛАВА ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ
1. Сверхъестественные силы приобретаются от рождения, зельем, мантрами, тапасом и посредством самадхи.
Сверхъестественные силы (сиддхи) описывались в третьей главе. Они могут быть приобретены не только с помощью самьямы (III, 4, кульминацией которого является сампраджнята-самадхи, но и другими средствами, упоминаемыми в этой главе. Однако зельем, т.е. наркотиками, они приобретаются в обиталищах демонов (асуры) 14.
2. Переход в другое существование (джати) вследстствие "переполнения", связанного с материальными факторами (пракрити).
3. Материальные факторы (пракритинам) не приводятся в действие причинами в форме добрых или злых дел, но вследствие устранения препятствий, их действие подобно действиям земледельца, устраняющего преграду на пути потока, который далее течет уж сам собой 15.
4. Сотворенные умы - лишь в результате "эго" (асмита).
5. Один ум управляет одновременно многими сотворенными им умами, несмотря на различия в их деятельности.
Йогин может создавать тела, которые управляются искусственно созданными им же умами (нирмана-читтани).

6. При этом умы, рожденные медитацией (дхьяна), лишены вместилища самскар.
"Медитация" здесь означает самадхи (см. IV, Г). Умы, сотворенные в результате медитации, а не с помощью врожденных способностей, зелья, мантр, тапаса (IV, I), лишены самскар, и поэтому карма йогина распределяется на них, не связывая его самого.
7. Карма йогина ни бела, ни черна; у остальных она трех видов: белая, черно-белая, и черная.
Карма четырех видов: черная, черно-белая, белая, ни-черная-ни-белая. Поступки злодеев черны. Поступки, связанные с внешней деятельностью, приносящей и вред, и пользу другим, называются черно-белыми.

Белая карма накапливается теми, кто занимается подвижничеством (тапас), повторением мантр (свадхьяя) и медитацией (дхьяна); эти занятия не связаны с внешней деятельностью и потому не приносят вреда другим. Последний вид кармы, т.е. карма-ни-черная-ни-белая, относится к последней фазе телесного существования йогина, устранившего клеши. Она ни бела - в результате отречения от плодов деятельности, ни черна - в результате несовершения запрещенных действий.
8. В результате - проявления лишь тех васан, которые качественно соотносительны с тенденциями созревания кармы.
Выражение "в результате" относится к трем видам кармы, о которых говорилось выше. Рождение в образе человека, животного и т. д. зависит от прежних деяний. При созревании "человеческой" кармы проявляются соответственно (из огромного числа васан) лишь те васаны, которые соответствуют особенностям и образу жизни человека, а не иного существа.
9. Вследствие соответствия между памятью и самскарами существует непрерывная связь васан, хотя они и разделены существованиями, пространством и временем.
"Вместилище кармы" (кармашая) содержит самые разнообразные возможности, которые реализуются в виде различных существований: человека, животного и т. д. При этом существует непрерывная связь между проявлениями "вместилища кармы". Хотя одно существование может быть отделено от другого многими существованиями, огромным временем или пространством, оно, тем не менее, связано с другим которое есть результат действий, совершенных в прежних существованиях. В самсаре причинно-следственная цепь непрерывна.
10. И они безначальны вследствие вечности жажды жизни.
Нельзя сказать, что васаны начали возникать с какого-то момента времени; как и самсара, они не имеют начала. Каждое существо боится смерти и жаждет, чтобы его жизнь продолжалась вечно. Откуда этот страх смерти?

Он - от мучительного опыта умирания в прежних существованиях.
11. Васаны проявляются вследствие соединения причины, следствия, основы и "опоры"; при исчезновении этих четырех они исчезают.
О причине. От добродетели (дхарма) - наслаждение, от порока (адхарма) - страдание, от наслаждения привязанность (рага), от страдания - отвращение (двеша). От привязанности и отвращения возникают усилия (праятна), результаты усилий - действия ума, речи и тела.

Эти действия приносят вред или пользу, т.е. они добродетельны или порочны "вновь ведут к наслаждению и страданию, привязанности и отвращению. Так вращается колесо самсары. Причина самсары - авидья, которая есть корень всех клеш (см.

II, 3-5). Плод, или следствие (результат), - то, что мотивирует добродетельные или порочные поступки. Основа, или субстрат (ашрая), васан - ум (манас).

Опора (аламбана) - объекты, благодаря которым васаны проявляются, становятся действующими.
12. Прошлое и будущее существуют в своей собственной природе (сварупа), различия лишь в проявлении дхарм.
Вещи прошлые и будущие (в том числе васаны) так же реальны, как и те, которые существуют в настоящем времени, но они существуют в иных формах (дхарма).
13. Они "проявлены" или тонки и обладают природой гун.
Слово "они" относится к дхармам. Проявленность характеристика вещей в настоящем времени, тонкость - их характеристика в прошлом и будущем. По и то, и другое лежит в области действия гун.
14. Вследствие единства в изменениях - единство вещей.
Все три гуны в каждом своем проявлении действуют совместно. Поэтому каждая из вещей, хотя и "составлена" из гун, существует как нечто единое.
15. Хотя вещь сама по себе одна и та же, вследствие различия умов - различны способы их восприятия этой вещи.
Вещь (васту) - одна и та же, тождественна самой себе, но различно отражается в разных умах. И вещь не зависит от одного ума, ибо что было бы в этом случае с вещью, если бы она не познавалась умом? Таким образом, вещи (объекты) существуют самостоятельно, независимо от того, познаются они или нет.



Содержание  Назад  Вперед